Новости. Омск

Германия

Что значит быть православным в России?

Фото с gotsmile.net

Количество православных россиян, по данным социологов, приблизилось к числу всего русского этнического населения. Фактически слова «православный» и «русский» стали синонимами.

Однако далеко не каждый человек, называющий себя верующим, живет церковной жизнью. В частности, по данным ВЦИОМ, лишь 11 процентов россиян, причисляющих себя к православной церкви, в этом году соблюдали Великий пост. Во что на самом деле верят россияне? DW выясняла, как православная самоидентификация сочетается с отсутствием религиозных практик.

«В голове наших верующих каша»
Согласно данным Фонда «Общественное мнение», число людей, называющих себя православными, достигло 72 процентов русского этнического населения. Но при этом лишь 4 процента жителей России регулярно посещают храм и принимают участие в церковных таинствах. Эти цифры подтверждаются и статистикой российского МВД, сотрудники которого охраняют общественный порядок вокруг церквей в дни крупных религиозных праздников. По подсчетам полиции, лишь 2-4 процента россиян посещают храмы в такие дни. Так, например, последнюю рождественскую службу в ночь на 7 января 2015 года по всей стране посетили только 2,5 миллиона человек.

С религиозными убеждениями у российских верующих тоже не все просто. Опрос, проведенный «Левада-центром» в 2010 году, показал, что 60 процентов православных не считают себя религиозными людьми. Более того, только около 40 процентов уверены в существовании Бога. А 30 процентов православных вообще полагают, что Бога нет.

Руководитель отдела социально-политических исследований «Левада-центра» Наталия Зоркая не видит в этом ничего экстраординарного. По ее словам, долгое время православная идентификация служила определенной заменой для несложившейся позитивной русской национальной идентичности. «Сегодня утверждение «я — православный» крайне редко подразумевает религиозность», — пояснила Зоркая DW.

Даже на Пасху, отмечает эксперт, большинство пришедших в храм не участвуют в самой литургии, а просто ставят свечи, молятся, освещают куличи, заказывают требы и, как правило, весьма смутно представляют себе смысл православного вероучения. Социолог убеждена, что в стране по-прежнему сильны пережитки язычества — обрядоверие, магическое сознание. «В машинах у всех иконки, в больницах — иконки, всюду иконки. Это массовое явление, которое совершенно не свидетельствует о вере. В голове наших верующих полная каша», — говорит Зоркая.

Эксперт убеждена, что церковь уделяет мало внимания просвещению своей паствы. «РПЦ удивительно архаична, она разговаривает с верующими на непонятном им языке. При этом в обществе действительно есть запрос на приобщение к каким-то высшим ценностям. Но люди не могут удовлетворить эти запросы через церковь», — констатирует социолог.

«Математик говорил, что компьютеры от дьявола»
Как оценивают свою религиозность сами православные? Филолог Валерия В. в разговоре с DW призналась, что относится к своей вере не слишком серьезно. «Я очень редко хожу в церковь. Только иногда на Рождество и на Пасху», — поделилась она с DW.

В детстве Валерия посещала православную школу. «Слава богу, меня оттуда забрали. Каждый урок начинался и заканчивался молитвой. А учитель математики говорил, что компьютеры от дьявола», — рассказывает она. Валерия убеждена, что посещала бы храм значительно чаще, если бы там происходила какая-то общинная жизнь, а не только богослужения: «Мне очень хотелось бы, чтобы в церкви была какая-то деятельность, которая связывает людей не только духовно, но и социально. Было бы прекрасно, если бы у меня там были какие-то дела, какая-то ответственность».

Финансист Анастасия Ф. признается, что потеряла интерес к религии. «Меня покрестила бабушка втайне от отца, который был ярым атеистом, — рассказывает Анастасия. — В детстве я действительно искренне верила в Бога, и эта вера наполняла мою жизнь каким-то смыслом». Однако сегодня она не может назвать себя верующим человеком. «Хотя в церкви бывать мне по-прежнему нравится. Но в основном — с эстетической точки зрения», — рассказывает она.

На исповеди и причастии Анастасия была всего дважды в жизни. Первый раз оказался крайне болезненным: «Я исповедовалась в Соловецком монастыре, и священник очень жестко меня ругал. Если его послушать, то ничего в жизни нельзя — ни пить, ни курить, ни сексом заниматься...» Тем не менее, дочь свою Настя покрестила: «Сама не знаю, почему. Наверное, это какое-то автоматическое действие».

«Главное — читать Евангелие»
Настоятель храма святых Косьмы и Дамиана в Шубине протоиерей Александр Борисов старается не судить единоверцев строго. «У людей разный уровень веры и разные возможности. Для кого-то вера является центром их жизни, а для кого-то — на всякий случай. Между этими крайностями существуют всевозможные переходы», — сказал он DW. Борисов убежден: «Даже очень далекий от веры человек может в какой-то момент внезапно обратиться к Церкви».

Комментируя данные о посещениях храмов, священник напомнил, что важнее для христианина читать Евангелие и стараться по нему жить. «Наш современник не может называться культурным человеком, если он не читал Евангелие. Ему в значительной мере будет непонятна наша литература, сюжеты множества картин, опер и других произведений искусства», — считает Борисов. Но на практике даже вполне образованные люди Евангелие никогда не читали. «Это, на мой взгляд, просто духовная леность. Потому что прочесть четыре маленьких книжечки совсем не трудно», — убежден священник.

Известный богослов протодиакон Андрей Кураев не видит в сложившейся ситуации ничего необычного: «Далеко не все члены Политбюро ЦК КПСС читали Маркса. Говорят, что Суслов точно читал, и за это Брежнев его уважал. Потому что сам он Маркса не мог осилить».

Юлия Вишневецкая

  • ПОПУЛЯРНОЕ
  • ОБСУЖДАЕМОЕ

Уважаемые читатели! Теперь Вы можете комментировать материалы сайта, зарегистрировавшись здесь.

Комментирование также доступно при авторизации через любую из социальных сетей:

Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила
Ваше имя*:
Ваш E-mail:

Введите числа с картинки:



мимо проходил12.04.2015 03:08:57
Бред сивой кобылы. Им бы меньше слушать друзей гундяевых, чтобы не отождествлять русских с православными. По крайней мере, ныне...
0
0
Дмитро12.04.2015 04:42:38
Как говорил Ридигер: "народ хочет монастыри и храмы? это сложная задача ... их же необходимо оснастить персоналом, утварью ..."
0
0
он же Серый12.04.2015 06:06:02
Думаю, что цитата протодиакона Кураева вырвана из контекста, не такой уж он беззаботный человек. Еще думаю, что в жизни каждого человека неизбежно наступит такой момент, когда он уверует в Бога. Только у кого-то этот момент будет последним.
0
0
Дед Щукарь.12.04.2015 07:22:04
Юленька! Хоть немного думайте, прежде, чем писать. Заврались все, в том числе и попы. Себя-то, как журналист, уважайте.
0
0
ART-MEDI12.04.2015 09:19:22
в стране по-прежнему сильны пережитки язычества — обрядоверие, магическое сознание
--------------------------
Ну почему же пережитки? Язычество и есть. Потому и без идола прожить никак не могут.
Выходит, не удалось таки грекам христианство на Руси привить?
0
0
Иванов12.04.2015 09:34:45
Гундяев не православный!РПЦ как церковная организация повторяет путь дореволюционный. Церковь помогавшая устанавливать и благославлявшая крепостное рабство на Руси не может быть церковью всего русского народа. сейчас там немало подвижников , но еще больше шарлатанов и жуликов- как и в любой бюрократической машине. Гундяе поставлен бюрократией России и служит ей аки пес.
0
0
мимо проходил12.04.2015 11:19:17
ему же Серому: смотря что подразумевается под тем словом,которое пишут с большой буквы. Никакие неверия не несут в себе никаких издержек для личности, причем не только при жизни, но и после нее. Но кому легче верить - пусть верит, это внутреннее свойство личности, а не напоказ, и тем более здесь, в писульках ;=)
0
0
он же Серый12.04.2015 12:32:12
Раздражение верующих в ее величество обезьяну вполне по-бытовому понято. Так устроены люди. Они как правило завидуют тем, у кого есть то, чего у них нет.
0
0
мимо проходил12.04.2015 12:53:11
ему же Серому: красиво сказано, но - витиевато))) Раздражение в обезьяну - не бывает... Может, - от, а не в?!..
0
0
он же Серый12.04.2015 22:14:49
"В" свою родословную "ОТ" неё родной
0
0
мимо проходил13.04.2015 06:38:07
ему же Серому: благодарю, но понятней не стало))) Вообще, точно замечено: раздражение - удел верующих... В попытке обидеть неверующего им почему-то часто требуются не слова, они наивно пытаются склонить другого к почитанию их веры. Чаще тщетно, ведь насильно мил не будешь. Тем более, если требуется жить по писаниям, в которым предусматриваются правила поведения с рабами. Хотя от общих принципов жизни, которые полезны и выработаны человечеством в ходе эволюции человечества (речь веду о так называемых заповедях), как раз неверующие не отказываются. Напротив же, глянешь порою любителя нарушить их, хвать, а он-то - как раз по вере своей должен их соблюдать-то! Должен. Но не обязан. Впрочем, у него есть место, где сменят гнев на милость и простят ему всё источником свыше...
0
0
ИндиРа13.04.2015 07:31:40
Мимо проходил, тут имелось в виду не "раздражение в обезьяну" ( я тоже долго смеялась), "верующих в обезьяну". Я, думаю, он же Серый имел в виду таких, как я, например - материалистов и дарвинистов. В целом статья раскрывает картину. Пьянки на могилах в Родительский день во многом говорят об "истинно верующих". А РПЦ, наверное, надо задуматься о "программе модернизации".
0
0
мутный13.04.2015 22:49:51
Люди не страшно Церковь грязью поливать? а перед Богом ответить сможете?
0
0
15 декабря 2017
739 0
Колумнистика


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс цитирования Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
Присоединяйтесь
Сетевое издание БК55

Свидетельство: ЭЛ № ФС 77-60277 выдано 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)

CopyRight © 2008-2014 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И. о. редактора информационной ленты сайта - Ермоленко Ольга Николаевна.
email: [email protected]

Редакция сайта:
г.Омск, ул. Декабристов, 45/1, 2 этаж, тел.: (3812) 399-087
e-mail: [email protected]

Рекламный отдел: (3812) 399-089, 399-121
e-mail: [email protected], [email protected]