Новости. Омск

Вопрос недели. Почему в Омске не ограничивают аппетиты сетевиков?

Как можно поддерживать малый бизнес, о чем неустанно говорят власти, и при этом не ограничивать растущие аппетиты федеральных торговых сетей? Наш издательский дом проводит рекламную кампанию молочных продуктов «Лужайкино». Потребители звонят и спрашивают: «Почему это омское молоко нельзя купить в «Ашане», «Магните», «Нашем магазине»? Ограничение в работе крупных торговых сетей - решение, которое лежит на поверхности. Не пытаясь обуздать сетевиков, невозможно создать альтернативу для малого бизнеса, как торгового, так и производственного. Как решить эту проблему в Омске?

Албэна Парий,
коммерческий директор ЗАО «Русь» (птицефабрика Азovo):

– Нет смысла обуздывать сетевиков: это сделают рынок и сам потребитель. Задача производителя – найти баланс, выбирая, с какой сетью работать. Если продукция успешна на рынке – любая сеть будет готова прислушиваться к вашим требованиям. Да, в ряде сетей достаточно жесткие условия. Но с ростом доли сетевого ритейла будет ужесточаться конкуренция в самом сегменте, и здесь уже сети будут сами вынуждены искать пути снижения своих затрат и дополнительной прибыли. За последние три года некоторые сети сами ­инициировали ­снижение своих бонусов, а есть и те, которые вообще от них отказались. Например, сеть «Магнит» давно уже ввела тендерную систему закупа основных продуктов, никаких ограничений для поставщиков нет.

Димитрий Галаванов,
депутат ЗСОО, председатель совета директоров ЗАО «МПК «Компур»:

– Законодательство по ограничению монополии федеральных сетей не работает, а на местном уровне влиять на руководство практически невозможно. Региональные власти должны максимально способствовать развитию альтернативных местных торговых предприятий и площадок, ­доступных всему спектру сельхозпроизводителей. В любом случае количество полок в рознице ограничено, и размещение нового производителя – это, как правило, вывод старого.

Сергей Калинин,
депутат ЗСОО, совладелец завода «МилкОм»:

– Проблема с сетями существует у всех производителей, особенно при вхождении на рынок. Мы с этим сталкивались. Процедура вхождения в сеть во многих компаниях очень сложная и бюрократизированная, длится месяцами, а то и годами. Другая проблема – условия, которые диктуют в договорах сетевики. Это, как правило, односторонние штрафы. Если крупные производители умеют выбивать себе более-менее равноправные условия, мелким противостоять очень сложно. Думаю, это могло бы быть закреплено на федеральном уровне. Еще одна проблема – сроки расчетов. Сегодня они прописаны законодательно, но часто нарушаются, а наказания со стороны крупных сетей тоже односторонние: за недопоставку ты можешь заплатить 20 процентов, а за просрочку взыскать через суд ставку Центробанка, при этом потеряв контракт. Справедливо было бы прописать равноправность всех сторон договора.

Борис Наумов,
директор компании «ЕрмакЗалогСервис»:

– Думаю, загвоздка в том, что министерства, которые касаются этих вопросов, по большому счету плохо владеют реальной обстановкой хозяйствующих субъектов и не вмешиваются. Для того чтобы исправлять что-то, надо для начала создать систему: что можно тем, другим, как производителям взаимодействовать с представителями этих структур. У сетевиков действительно очень неудобные условия. Расчеты за продукцию идут только через 60-90 дней. Иметь дело с сетями региональным промышленникам в целом очень рискованно. Работать неудобно. Если «голова» в Петербурге или в Москве, все растягивается на месяцы. Поэтому свою продукцию реализуем на открытом рынке.

Александр Копейкин,
коммерческий директор компании Spring:

– Неправильно, когда власти влияют на бизнес. Каждый должен заниматься своим делом. У власти и так много проблем, которые необходимо решать, а на рынке должна быть конкуренция, которая делает нас, производителей, только сильнее. На переговорах с одной крупной федеральной сетью нам сообщили, что во многих регионах, за исключением Омска, власти оказывают свое влияние, настойчиво рекомендуя работать с местными производителями. Считаю, первым делом необходимо представить свой продукт в розничных торговых точках, только тогда сетевые игроки обратят на вас внимание. Ни один крупный ритейлер не будет заключать договор с производителем, продукцию которого трудно найти на прилавках других магазинов.

Арсен Пономарев,
директор ООО «НоваТор»:

– На мой взгляд, проблема экспансии федеральных сетей искусственно раздувается, необходимости регулировать рынок нет. Степень концентрации розничного рынка в Омске еще очень далека от западных стран. Надо только шевелить мозгами, учиться у конкурентов, перенимать передовой опыт, а не ныть. Искусственное ограничение экспансии может привести только к снижению конкуренции и, следовательно, к росту цен. Как это ни парадоксально, но помочь малому бизнесу можно еще и через резкое повышение налогов на недвижимость: это вынудит собственников или задешево с ней расставаться или резко снижать арендную плату на невостребованные помещения.

Валерий Кокорин,
депутат Горсовета, генеральный директор компании «АСК»:

– Сети – это страшное дело. Когда начинает работать крупный сетевой магазин, вокруг все пустеет, прекращают работать мелкие лавочники, магазинчики, фермеры. Им невозможно конкурировать с сетями. У фермера есть свежий, качественный продукт, он подороже, а в сетях часто что-то перемороженное хранится несколько лет – но его продают по дешевке. В нашей стране проблема возникла лет 18 назад. Тогда нужно было принимать законодательные акты на федеральном уровне по ограничению вхождения сетей, их размещению – такая практика есть во многих странах. В свое время Манякин заставил город построить рынки, чтобы туда привозили из села дешевую продукцию, но прошлая городская администрация большинство рынков распродала. Сейчас у местной власти очень мало возможностей что-то изменить. Но они могут проводить больше губернских ярмарок, продвигать сельхозпродукцию, предоставлять фермерам места в магазинах «у дома».

Евгений Аронов,
депутат Горсовета, председатель совета директоров ОАО «Хлебодар»:

– Закон о торговле должен все это регулировать, но на самом деле он не работает. Мне кажется, что изменения должны вноситься на уровне регионального и федерального законодательства. Наш опыт таков: если с «Магнитом» у нас давние отношения, то с «Ашаном» долго обсуждали проект договора, стали поставлять продукцию, но нас не устроили заказываемые объемы, поэтому мы разорвали отношения. Сейчас мы снова решили возобновить с ними контакт. Помимо прочего они сами проводят внутренний производственный аудит, причем за наш счет. Проводят свою сертификацию продукции и сами дают оценку: может ли она быть на их прилавках. У мелких производителей могут быть в этом трудности: не каждый может оплатить такой аудит и, честно говоря, не каждый может соответствовать аудиту.

«Бизнес-курс» №20 от 03.06.2015г.

  • ПОПУЛЯРНОЕ
  • ОБСУЖДАЕМОЕ

Уважаемые читатели! Теперь Вы можете комментировать материалы сайта, зарегистрировавшись здесь.

Комментирование также доступно при авторизации через любую из социальных сетей:

Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила
Ваше имя*:
Ваш E-mail:

Введите числа с картинки:



Ильич06.06.2015 10:30:17
Основная проблема я считаю в качестве.
Я на месте крупного сетевика не экспериментировал бы с поставщиками.
Приведу пример.
Купил как раз в Новаторе молоко не Лужайкино, но тоже с нового молзавода. Как результат - кашу пришлось выкинуть, молоко скисло.
Срок годности на упаковке в норме. Видимо нарушили технологию
или везли в тепле.
Как говорится скупой платит дважды.
1
0
Арсен Пономарев06.06.2015 11:05:33
Обмен бракованного товара и возврат денег в НоваТоре -- простая процедура. У молока с коротким сроком годности (не более 3-х дне), в которое не добавляются консерванты, скисание до окончания срока годности -- типичная проблема. Такова цена натуральности. Мы сознательно работаем и с такими производителями тоже. Потому что некоторые потребители предпочитают рисковать скисанием, предпочитая натуральность.
6
2
Арсен Пономарев06.06.2015 11:16:39
Длительная забюрократизированная процедура ввода товара в ассортимент у федеральных сетей -- мера вынужденная. Упрощение привело бы к хаосу и коллапсу, а делегирование полномочий на места -- к коррупции. Маленькие региональные сети могут позволить себе большую гибкость. Именно это подволяет им (нам) успешно конкурировать с федеральными сетями.
2
2
Арсен Пономарев06.06.2015 11:34:17
Регулирование сроков оплаты товара через законодательство -- мера опасная и вредная. Если ритейлеры будут выкупать товары у произволителей до того, как сами их продадут, ассортимент будет резко сокращаться. В конце концов, именно произволители придумывают товары, за редким исключением совсем не обязательные потребителю. Не логично заставлять розницу оплачивать фантазии маркетологов производителей. Да этого и не получится. Нормальная ситуация -- это когда производитель предоставляет товарный кредит примерно сопоставимый со сроком реализации товара. У молока он один, у специй совершенно другой. Усредненная же сумма товарного кредит должна примерно соответствовать товарному запасу магазина (сети). Он колеблется, в зависимости от формата магазина, от 15 до 90 дневного (в НоваТоре 33-36). Если сеть пытается кредитоваться у производителей, продлевая срок оплаты существенно дольше, чем срок реализации товара, это до добра не доводит -- сеть превращается в пирамиду и рано или поздно рушится, чему мы наблюдали множество примеров. Но сеть не может обойтись без производителя -- иначе откуда возьмется товар? Поэтому сети зависят от производителей не меньше, чем производители от сетей. Другое дело, что полки сетей -- ресурс ограниченный, а производители (с точки зрения сети) -- нет. Магазины -- это своего рода яйцеклетки, а производители -- сперматозоиды. Недаром в закупочных отделах сетей почти 100% женщины, а большинство супервайзеров отделов продаж производителей и лучшие торговые агенты -- мужчины. Так что нет смысла вмешиваться в естественный отбор.
1
3
Проходящий06.06.2015 12:18:00
Понамареву
Сети это походу вагина в вашей квалификации. Которая дает тому кто больше заплатит. Цивилизованный бизнес должен существовать на собственные средства. Нет собственных средств - кредитуйтесь, рискуйте собственными деньгами, а не средствами поставщиков. Тогда и вы и ваши сотрудники будут работать тщательней. При современной технике, проводить оплаты поставщику вы можете в течении трех дней. Однако средствами поставщиков которые вынуждены бегать за вами вы работаете в предоплату с другими, такими как поставщики сигарет и т.д. которые не дают вам отсрочки.
6
1
Капитан Овечкин06.06.2015 15:32:25
Ильич06.06.2015 10:30:17 кашу пришлось выкинуть, молоко скисло.
-------
Значит это было настоящее молоко если скисло, сделали бы простоквашу))))))))
А вам нравится когда оно не киснет а гниёт?-)))
4
0
Капитан Овечкин06.06.2015 15:45:04
Сетевые монстры, это обыкновенные перекупы, даже ещё хуже, перекупы хотя бы за машину сразу деньги отдают, а не когда перепродадут)) решение давно всем известно и применяется везде кроме нас.
1) У производителя товар должен покупаться сразу, а не браться "под реализацию". Утром деньги - вечером стулья!
2) Законодательно ограничить наценку при "перепродаже" 10% от закупочной цены, не более. Пусть учатся работать эффективно, а не плодить манагеров.
3) Маленьким магазинам (до 5-7 человек в штате) убрать все налоги. Естественно при выполнении ими 10%.
1
2
Арсен Пономарев06.06.2015 17:25:12
Контролировать реальную наценку розничной сети и реальный размер бонусов невозможно. Если ограничить наценку -- сети будут ее маскировать в сговоре с поставщиками. заставить сети выкупать у поставщиков товар в момент поставки тоже не получится. Они просто закроются. Надо прекратить дурацкие инициативы по регулированию отношений между поставщиками и розницей. Надо сосредоточиться на другом:
Беспощадное уничтожение производителей, которые изготавливают спреды и продают их под видом сливочного масла. То же самое -- с суррогатами мороженного, на которых не указано их реальное растительное происхождение. Безжалостно карать производителей, фасующих товар в неметрические упаковки (ради обмана покупателей) -- все эти масло 180 г (мелким шрифтом), молоко 0,95 л., макароны 450 г., крупа 800 или 900 г. и т.д.
3
1
Арсен Пономарев06.06.2015 17:37:31
Во первых, оборот сигарет = 0,1% от оборота магазина и ни на что не влияет. Во вторых, никто ни за кем не бегает. В третьих, конечно, можно работать и за свои деньги, но 90% того, что сейчас стоит в магазинах НИКТО из ритейлеров покупать не будет. Производители мгновенно разорятся. Бизнес-модель с товарным кредитом работает во всем мире именно потому, что товар создают поставщики и они же берут на себя риски, что товар не будет востребован рынком. Ритейлеры не будут брать на себя эти риски. В магазине будет хлеб, молоко крупа и пара видов колбасы. Ну и водка еще. Исчезнут гипермаркеты и супермаркеты и т.д. Сейчас поставщикам предоставляется шанс продать свой товар через полки магазинов, но на их страх и риск. Вы хотите лишить их этого шанса. Что касается того, что некоторые сети пускают на свои полки только за деньги -- так и есть. Но НоваТор и некоторые другие -- исключение. Мы предпочитаем выбирать товары по привлекательности для покупателя (как мы ее оцениваем), а не по размеру бонусов.
Манагеров никто не плодит сверх необходимости. И так каждый из них управляет категорией товара в несколько тысяч наименований, тогда как супервайзер поставщика 150-300 наименований. Наценка магазинов не может составлять 10%, так как 4% составляют налоги, еще 4% аренда и коммунальные расходы. А еще зарплата, охрана, реклама, расходные материалы, комиссия по банковским картам, возврат кредитов на оборудование и т.д. Итого 15-17% от оборота. И это у НоваТора, у которого товарооборот на кв. м. в 2,5 раза выше, чем средний по отрасли. У обычных супермаркетов себестоимость может достигать 25% от оборота. Отсюда и уровень наценки.
2
0
Станислав06.06.2015 18:34:10
Борьба с сетями давно реализована в нормальных странах, где население что-то из себя стоит и умеет отстаивать свои интересы.

Арсен, камень в Ваш огород. Любая сеть борется с конкурентами. Если друг против друга вы ещё равные противники, то мелких торговцев, которых Кэп описал в 3) пункте, вы спокойно \"уничтожите\". Сети нужно гнать за, образно говоря, 101 км. Покупатель должен иметь возможность ездить к вам тариться мелким оптом раз в неделю, а не за хлебом ходить пешком.

Согласен с Кэпом, что мелких торгашей нужно освободить от налогов с прибыли, а оставить только НДФЛ и налоги на имущество. С одним уточнением работниками магазина могут быть только собственник и члены его семьи, ну и пару наёмников, максимум.

Вот тогда может развиться мелкий бизнес, из торговцев и мелких производителей.
2
0
омич06.06.2015 19:49:43
У нас местное руководство безголовое, общее правило- крупные торговые(бюджетные)центры должны быть расположены вне города(как минимум в его самой отдаленной окраине) чтобы давать возможность местным мелким предпринимателям конкурировать в формате (у дома).
1
1
11106.06.2015 20:35:34
омич
Люди будут хоть куда ездить в сети, так как там реально все дешевле.
Переплачивать не многие решаться.
1
0
Ильич06.06.2015 21:13:00
Господин капитан, я не пью молоко я ем утром кашу.
В 19 часов купил молоко.
в 22 или в 23 влили два литра в кашеварку
утром вылили кашу в унитаз
унитаз сыт я нет
к Новатору претензий нет это
первый и единственный случай
покупаю других производителей
это появилось после Лужайкино
в продаже.
p.s. Лужайкино молоко кстати
не беру жаба давит переплачивать
за упаковку...
0
2
Дед Щукарь06.06.2015 21:49:16
Я беру в больших магазинах!И только В мелких либо товар просрочен, либо качество за пределами разумного. А молоко в такую жару скисает мгновенно.
0
1
PIGMAN206.06.2015 22:07:52
Ну вы даете влили молоко в мультиварку вечером и засыпали крупу в 22-00 и до утра вся эта масса прела в этом реакторе при температуре за окном +25С. Естественно оно у вас скиснет. Просто когда читаете, а затем применяете рецепты из книжки к мультику, включайте голову. И производитель молока здесь совсем не причем, ну разве что такой не хороший не добавил в молоко консервант. Приятного аппетита.
2
0
Александр07.06.2015 01:55:29
Гораздо хуже, когда молоко месяц не киснет, а потом просто становится горьким.
Ну а Ильич, продержавший в тепле молоко всю ночь сам виноват.
0
0
Проходящий07.06.2015 07:25:10
Я говорил о более быстрых сроках расчета с поставщиком. Программа позволяет сформировать реестр раз в три дня по проданному товару. Вот и должна сеть раз в три-пять дней рассчитываться с поставщиками. В этом случае и поставщик будет развиваться нормально и магазин. Про затраты и наценки это сказка про белого бычка. В той же ленте наценка на некоторые виды товаров достигает 100%.
2
0
р108.06.2015 10:02:38
сети с огромными финансовыми ресурсами невозможно контролировать. местные игроки должны обьединяться в борьбе с гигантами если хотят выживать. если умирает конкуренция страдают клиенты
0
0
Арсен Пономарев08.06.2015 13:46:53
Станислав, ни мы, ни федеральные сети не в состоянии уничтожить мелких торговцев. У них есть мощное конкурентное преимущество -- расположение прямо рядом с домом. Если поддерживать ассортимент, соответствующий потребностям нескольких близлежащих домов, то никакие гипермаркеты не страшны. Никто не поедет в гипермаркет, если надо несколько продуктов и надо срочно. Никто не будет затариваться в минимаркете на 5-10 тыс. руб., так как минимаркет по определению не в состоянии поддерживать ассортимент, достаточный, чтобы удовлетворить эту потребность.
Есть, правда, вариант московского интернет магазина "Утконос" с оффлайновыми минимаркетами, они же -- столы заказов. Вы можете разместить заказ на покупку как в гипермаркете и по ценам гипермаркета, и при этом никуда не ехать, зайти вечером в стол заказов рядом с домом, оплатить и забрать доставленную покупку.
Но в Москве культура столов заказов существовала и советские времена. Это был способ борьбы с дефицитом. Например, "Нескафе классик" 100 г. ж/б. стоила в магазине 6 руб. ($10 по официальному курсу и $2-3 по курсу черного рынка), но его почти никогогда не было. Зато в столах заказов было почти всегда по 8 руб. 2 руб. -- за "обслуживание".
Мелкие торговцы никуда не денутся при любом раскладе. Ограничивать деятельность сетей можно будет тогда, когда они начнут открывать на каждом шагу минимаркеты и отчаянно в них демпинговать. Но в нашей стране этого никогда не будет. Потому что минимаркеты -- это сложная логистика. проблемы с кадрами и т.д. Этим федеральным, да и региональным сетевикам заниматься в лом.
0
0
Арсен Пономарев08.06.2015 14:09:15
Проходящему: А я говорю о том, что реестр можно хоть каждый день, но оплачивать логично в сроки продажи. Например, молоко через 3 дня, колбасу через 7, оливки и чипсы через 45, специи и супы в пакетах через 90. Тогда никто никого не кредитует и поставщик получает доступ на полки для любого своего товара, а не только для такого, который магазин готов выкупить за свой счет. Наценка именно такая, как я написал. У "Магнита" и "Ленты" больше, чем у "НоваТора" и "Триумфа", но только за счет федеральных скидок и бонусов. Наценка на посуду и некоторые другие товары может составлять 100-200% и в том числе в "Ленте" и в специализированых посудных супермаркетах. Но это оправдано оборачиваемостью 6 мес. На продукты таких наценок нет. Если Вы имеете ввиду спекулятивные рассуждения в новостях с ценой на мясо, то брать самую дорогую вырезку и сравнивать с входной ценой туши -- некорректно, там полно отходов и субпродуктов по цене ниже цены туши.
Если переложить риски реализации на розничные сети, то поставщикам придется снизить стоимость на сумму возвратов, списаний (с учетом того, что у магазинов нет возможности пускать брак в переработку), процентов по кредиту на оборотные средства и т.д. Поставщик в итоге ничего не выиграет, зато будет блокирован выход на полки для экспериментального товара (а такого 90%). И сейчас поставщик вынужден уговаривать сеть взять экспериментальный товар с отсрочкой платежа и с возвратом всего непроданного. Если вдобавок еще и уговаривать этот товар сразу выкупить -- это вообще нереализуемо. То есть, поставщик проиграет.
Это происходит потому, что у поставщиков и у розницы разные роли в общественном разделении труда. И одной роли свойственны одни характерные особенности, а другой другие. Когда поставщик желает получить преимущества, свойственные роли розничного торговца -- это смахивает на нетрадиционную экономическую ориентацию.
Обиды и недовольство поставщиков легко решаются через организацию собственной розницы. У которой, кстати, тоже есть свои преимущества и недостатки.
В конце концов, поставщики могут объединяться и создавать кластерные супермаркеты (которые я придумал несколько лет назад).
На мой взгляд, Вы передергиваете. Вопрос, из-за недопонимания или это просто троллинг.
0
0
Арсен Пономарев08.06.2015 14:24:08
р1:
Объединяться местные розничные торговцы не смогут, так у каждого своя бизнес-модель, своя управленческая команда и т.д. В лучшем случае, самый сильный игрок (это не обязательно самый крупный) поглотит всех остальных. Но это тоже разновидность монополии. У мелких торговцев есть замечательный помощник -- "Метро". Собственно, это и есть основная задача "Метро" -- снабжение мелких торговцев и ресторанов. То, что у нас "Метро" превратилось в розничный магазин -- это как раз симптом незрелости рынка, что ему еще очень далеко до необходимости регулирования.
0
0
Gost08.06.2015 14:48:39
Когда заработная плата в Омске букдет позволять выбирать не по цене, а по качеству - я выберу качество, а пока - Ашан.Там, кстати, указана цена за упаковку и за кг, производитель упаковкой не обманет, а когда цены за кг нет -всегда можно прикинуть в уме (расчет для ученика3-го класса), а можно и на калькуляторе в телефоне.Тем не менее основная проблема -нищета населения Омска, отсутствие рабочих мест с достойной заработной платой.
0
0
Арсен Пономарев08.06.2015 14:50:20
Александр.
Так ведет себя стерилизованное молоко. Пастеризованное киснет не позднее 2-х недель, даже если разлито в стерильных условиях и содержит консерванты или антибиотики.
0
0
Арсен Пономарев08.06.2015 14:54:32
Gost
Обратите внимание, что в "НоваТоре" тоже указаны цены за кг, а не только за упаковку. Качество во многих случаях важнее цены. Продукт ниже определенного уровня качества лучше в пищу не употреблять. Например, цены в "Светофоре" могут быть намного дешевле, чем в "Ашане", но происхождение товаров с неизвестными торговыми марками вызывает неуверенность в целесообразности их потребления.
1
0
05 декабря 2017
2324 0
Колумнистика


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс цитирования Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
Присоединяйтесь
Сетевое издание БК55

Свидетельство: ЭЛ № ФС 77-60277 выдано 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)

CopyRight © 2008-2014 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И. о. редактора информационной ленты сайта - Ермоленко Ольга Николаевна.
email: [email protected]

Редакция сайта:
г.Омск, ул. Декабристов, 45/1, 2 этаж, тел.: (3812) 399-087
e-mail: [email protected]

Рекламный отдел: (3812) 399-089, 399-121
e-mail: [email protected], [email protected]