Новости. Омск

Кто будет дарить Путину 100 ракет: праздник и история ПО «Полет»

Источник: omchanin.livejournal.com

24 июля празднует свой день рождения одно из ведущих предприятий космической отрасли России, омское ПО «Полет». В этот день в далеком 1941 году в омский завод №166 влили эвакуированные предприятия, хотя на самом деле история завода началась раньше.

Недавно мои коллеги обнаружили артефакт, который напрочь изменил лично мне известную историю одного из самых больших оборонных заводов, авиазавода №166, более известного всем как производственное объединение «Полет». Утверждалось, что он был образован в Омске в 1941 году на базе эвакуированных с запада страны заводов, однако совсем недавно на территории «Полета» нашли самые обычные весы, табличка на которых гласила, что это весы с завода №166, инвентарный №8, 1940 г.

без1.jpg

Подробности открыли удивительную историю. Оказывается, завод №166 изначально строили в Омске как авиа- и двигателестроительный. Располагался он на территории современного завода им. Баранова. Именно по этой причине прямо за его территорией построили аэродром, ныне пр. Космический.

 без1.bmp

Именно сюда, на территорию омского завода №166, эвакуировали авиационные заводы №156 и №81 из Москвы, присоединив их в заводу №166. Однако затем началась эвакуация завода №29 из Запорожья, и в уже Омске ему определили территорию завода №166, а сам этот завод переселили на соседнюю территорию недостроенного автосборочного завода. Таким вот образом завод №166 занял свое постоянное место. Кроме него мощности завода располагались на территории аэродрома в Кировске и напротив старого мясокомбината, сейчас там ОАО «Сатурн». Там, в частности,  располагалось КБ, где работали Туполев, Королев, Мясищев и другие известнейшие авиаконструкторы.

Продукция завода №166 во время войны известна. Это, во-первых, бомбардировщик Ту-2, который, и это исторический факт, изначально задумывался как самолет, призванный атаковать британские военные корабли. Однако потом ситуация изменилась и его начали проектировать как фронтовой бомбардировщик. В Омске его сделали и довели до ума, выпустив 80 машин. После чего производство передали в Казань и другие заводы, где в итоге произвели более 2500 этих самолетов.

Второй продукт завода №166 - самые массовые Великой Отечественной войны истребители Як-7/Як-9 и их модификации. Омский завод произвел их более 3000 штук. Все самолеты взлетали с заводского аэродрома, который располагался, как уже было написано выше, на месте нынешнего Космического проспекта.

После войны завод №166 производил бомбардировщик Ил-28, первый реактивный бомбардировщик в СССР. Самолеты этого детали до 1980-х гг, возили матрицы для редакций газет, использовались ПВО в качестве мишеней. С 1956 года завод №166 перешел на производство первого реактивного пассажирского самолета Ту-104 и его модификаций. Всего на заводе сделали 65 самолетов, для взлета которых был построен новейший аэродром за пос. Чкаловский.

 Ор_ту104.jpg

С 1958 году в судьбе омского авиазавода произошла крутая перемена, которая и определила его всю дальнейшую судьбу. В СССР появился новый род войск - Ракетные войска стратегического назначения (РВСН). Срочно требовалось развернуть серийное производство баллистических ракет, для этого использовали готовые заводы, которые перепрофилировали под военные нужды. Первой ракетой завода №166 стала самая массовая ракета средней дальности 8К63 или Р-12, затем ее шахтный вариант Р-12У. Завод произвел ее более 500 штук.

Чуть позднее на заводе №166 развернули производство межконтинентальных ракет 8К64 или Р-16, созданных как и ракеты Р-12 в ОКБ №586 из Днепропетровска, которое даже открыло в Омске свой филиал №1, который функционировал тут с 1961 по 1965 годы. Всего было развернуто 186 пусковых установок, почти все ракеты для них сделали в Омске, всего ракет было произведено около 330 штук.

В 1964 году в Омск на завод №166 передали практически полностью опытное производство ракеты 8К81 или УР-200. В производственной кооперации участвовали завод №20 (Агрегатный) и завод №29 (Баранова). Ракета в итоге в серию не пошла, хотя испытания были успешными, омские заводы произвели около 20 ракет, после чего производство было свернуто, а на смену 8К81 пришла 8К84 или УР-100, самая массовая ракета времен СССР, которая была развернута в количестве 990 единиц. Завод №166 после освоил производство и ее модификации ракеты 15А20.

Еще одной военной разработкой ОКБ №586 была ракета средней дальности 8К65 или Р-14. Ее так же передали для производства в Омск. Но развертку ракет Р-14 ограничили, Омск произвел их очень мало, однако готовое производство приспособили в 1968 году для гражданского варианта Р-14 ракеты «Космос-3М», которую будущий «Полет» производил почти 30 лет.

С началом производства ракет «Космос-3М» завод №166 был преобразован в ПО «Полет», который был переориентирован в значительной степени на мирный космос, но это уже совсем другая история. Три ордена, которыми был награжден «Полет», свидетельствуют – эта история была очень и очень интересной.

Игорь Федоров

  • ПОПУЛЯРНОЕ
  • ОБСУЖДАЕМОЕ

Уважаемые читатели! Теперь Вы можете комментировать материалы сайта bk55, зарегистрировавшись здесь.

Комментирование также доступно при авторизации через любую из социальных сетей:

Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила
Ваше имя*:
Ваш E-mail:

Введите числа с картинки:



293824.07.2015 09:54:30
да рассмешило обещание Назарыча о выпуске в скором будущем на Полёте 100 ракет в год
совсем несерьезно
3
0
омич24.07.2015 10:17:33
поехавшие зачем вы построили завод на болоте? признавайтесь психи
0
1
ivan24.07.2015 10:23:54
Игорь, ПО Полет еще выпускал баллистические ракеты морского базирования. Максимальный выпуск около 40 в год, но тогда был совсем другой завод. В нынешнем состоянии его производственные мощности раза в 4 меньше, численность персонала раза в 3 меньше, много старого 70-х годов оборудования, цеха старые, крыши текут. Представьте, заливает цех, где производят узлы автоматики на Протоны. Самая главная проблема — кадровая.
1
1
Angry24.07.2015 10:38:00
С праздником, полетовцы!
2
0
Игорь1024.07.2015 10:45:08
Иван

Возомжно, а какой тип? Просто все морские почти у нас делал Красмаш
0
0
омич24.07.2015 11:03:09
История омского Полета — история страны. Сколько талантливых, трудолюбивых людей работало на заводе — армии инженеров, станочников, технологов, специалистов. Всё в прошлом…
4
0
КГБ24.07.2015 11:04:51
ivan, а кто вам дал право рассказывать о том, чего нет в общем доступе?
0
1
КГБ24.07.2015 11:07:17
ivan: заливает цех, где производят узлы автоматики на Протоны.

Ещё раз спрашиваю, на кого работаете? Кто сливает информацию и формирует дезинформацию? Фамилии, явки!
0
0
PIGMAN224.07.2015 15:06:35
Омичи отличаются детской наивностью, какой-то маниловшиной, а также агрессией, если им об этом говорить. Над нами уже вся страна потешается, успокойтесь вы уже никто не будет здесь делать никаких ракет. Нашли кому верить, Рогозин — это бывшей журналист, язык его кормилец и не более того…
4
0
ivan24.07.2015 15:55:52
КГБ: вся информация из открытых источников, в т.ч из газеты «Заводская жизнь» № 13–14 от 20.07.2015. То, что написал Игорь – уже давно не тайна, кстати, Игорь Р 14 имела индекс 11К65М. Ее обечайка стоит у кинотеатра Космос. Могли бы еще рассказать о том, что в шк.№118 создается ракетно-космический класс, детей будут ориентировать на технические профессии. Свое то ТУ 21 ликвидировали.
2
0
Игорь1024.07.2015 16:32:51
Иван

поправлю 11К65М — это да, "Космос" у "Космоса". А боевая р-14, это, все же, 8К65
0
0
ART-MEDI25.07.2015 12:35:09
омич24.07.2015 11: 03: 09 История омского Полета — история страны. Сколько талантливых, трудолюбивых людей работало на заводе — армии инженеров, станочников, технологов, специалистов. Всё в прошлом…
--------------------
Согласен и грустно.
Потому как весь этот талантливый труд армии инженеров, станочников, технологов, специалистов оказался потрачен в пустую.
Поэтому да: история завода = история страны.
3
0
Игорь1025.07.2015 16:09:04
Почему впустую-то?
0
0
omich и К25.07.2015 17:56:24
В этой публикации, как всегда: самое прекрасное это заголовок.

Оставим в стороне законный вопрос, зачем лично Путину — 100 ракет. И зачем ему их дарить?
При том, что в 2014 г Россия произвела 38 стартов. Это всех видов носителей и со всех космодромов и пусков, в том числе, РВСН и ВВКО.
В 2015 г таковых будет 29. В пользу российских заказчиков- 22.

Ответ напрашивается сам собой: пополнить коллекцию никому не нужных артефактов. К весам с 166-го завода.
Либо "уток", которых высижено уже знатное поголовье.
3
0
ART-MEDI25.07.2015 20:05:42
Игорь1025.07.2015 16: 09: 04 Почему впустую-то?
--------------------
Потому, что впустую.
Причем не деньги, и не ресурсы — ЖИЗНИ!!!
2
0
мимо проходил26.07.2015 11:17:54
Кто купит эти ракеты? 100 ракет в год, не обеспеченных спросом? Китайцам, чтобы потом через десяток лет опять получить проблемы из-за несовместимости культур, как при Хрущеве? Или как привычно — за счет создания бюджетных дыр и будущей расплатной гиперинфляции? Наберут спецов на производство, потом опять выплюнут на дорогу. Сколько можно бездумных прожектов, когда они насытятся оСколковыми пустышками?! Завод — это и судьба людей, а не только история. Ох уж, эти прожектеры…
2
0
30 ноября 2016
1434 0
Колумнистика


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс цитирования Rambler's Top100
Присоединяйтесь
Сетевое издание БК55

Свидетельство: ЭЛ № ФС 77-60277 выдано 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)

CopyRight © 2008-2014 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И. о. редактора информационной ленты сайта - Ермоленко Ольга Николаевна.
email: [email protected]

Редакция сайта:
г.Омск, ул. Декабристов, 45/1, 2 этаж, тел.: (3812) 399-087
e-mail: [email protected]

Рекламный отдел: (3812) 399-089
e-mail: [email protected]