Новости. Омск

США

Renault пытается справиться с российским злоключением

Фото с rbc.ru

Французская компания и Nissan пытались развернуть на правильный курс российского автопроизводителя «АвтоВАЗ», но назначенный ими гендиректор столкнулся с негативной реакцией.

Будучи генеральным директором крупнейшего российского автопроизводителя, многолетней убыточной компании основного держателя ее акций – французского Renault, Бу Андерссон уволил тысячи человек и перезаключил контракты с поставщиками.

Но меры экономии разозлили многих в Тольятти. Недовольство проникло в высшие эшелоны российской политической элиты и заставило союзника президента Владимира Путина сделать предупредительный выстрел прошлой весной. «Вы играете с огнем», – сказал тогда Андерссону Сергей Чемезов, друг Путина. Чемезов руководит государственной оборонной и промышленной компанией «Ростех», которой принадлежит неконтрольный пакет акций автопроизводителя ОАО «АвтоВАЗ».

В прошлом месяце Андерссон был уволен, не проработав и два года после того, как Renault доверил ему свою многомиллионную ставку на российский авторынок.

Таковы проблемы, с которыми сталкиваются западные инвесторы в России, где государственный капитализм часто размывает границы между бизнесом и политикой – комбинация, которая приводит в замешательство огромное число компаний, считавших эту страну многообещающим и большим новым рынком.

«Бу Андерссон сделал все, что сделал бы любой бизнесмен западной школы: он уменьшил компанию до нужного размера и сократил расходы, – считает Тим Уркхарт, аналитик компании IHS Automotive. – Но российское правительство хочет и того и другого, чтобы «АвтоВАЗ» был социальным проектом и конкурентоспособной компанией в современную эпоху. Это невозможно».

Хотя Renault смог найти преемника Андерссону, он, как представляется, столкнется с новыми ограничениями свободы действия. «Ростех» должен выбрать высокопоставленное российское лицо, которое будет регулировать отношения «АвтоВАЗа» с региональными и федеральными органами госуправления, а также с профсоюзами, сказал официальный представитель «Ростеха».

Renault и Nissan заявили, что разногласий между держателями акций не существует. Они отметили, что все стороны достигли полного согласия по стратегическому курсу «АвтоВАЗа» и сохраняют приверженность этой стратегии.

Сославшись на «ужасную ситуацию» в российской экономике, Карлос Гон, глава стратегического партнерства Renault-Nissan, заявил: «Мы долговременные инвесторы и можем [выдержать] сложности в краткосрочном периоде, пока мы видим за этим будущее (...). В определенный период времени экономический рост возобновится, и мы действительно хотим быть основной компанией, вносящей в это свой вклад».

Когда «Ростех» в 2007 году выставил на продажу первую долю в размере одной четверти акций «АвтоВАЗа», это вызвало пристальный интерес у иностранных компаний, которых привлек потенциал страны, где автовладельцев намного меньше, чем на Западе. Renault купил эту долю.

Ставший главой компании Андерссон, когда-то руководивший Saab и General Motors, привел к быстрому восстановлению производства российского производителя грузовиков и автобусов «ГАЗ», который нес убытки до его назначения на руководящую позицию.

Проблемы, с которыми он столкнулся на «АвтоВАЗе», были огромными: упадочное моральное состояние коллектива, вездесущая коррупция, широко известное плохое качество и советская культура труда. Не говоря уже о воровстве. «Люди привыкли нести запчасти, – сказал Сергей Зайцев, представитель профсоюза на заводе-изготовителе. – Сотни машин исчезают».

Как признался Андерссон в интервью прошлой весной: «Это был самый большой беспорядок, который я когда-либо видел за мою карьеру"».

Через три месяца после назначения Андерссона российская экономика понесла удар: США и Евросоюз начали вводить санкции в отношении российских политиков, олигархов и компаний из-за присоединения Крыма и поддержки сепаратистов на востоке Украины.

Среди подвергшихся санкциям был и глава «Ростеха» Чемезов. Эти меры, впрочем, не препятствовали сотрудничеству с ним Renault и Nissan.

Затем, после падения цен на нефть, производство автомобилей в России сократилось. GM вообще ушел с российского рынка, закрыв завод в Санкт-Петербурге. Однако Renault и Nissan остались. Для Renault Россия была единственным настоящим шансом на рост за пределами его основного рынка в Западной Европе.

Преемником Андерссона на посту главы «АвтоВАЗа» стал Николя Мор, который ранее руководил румынским брендом Renault – Dacia. Как и «АвтоВАЗ», эта компания уходит своими корнями в коммунистическую эпоху. Renault превратил ее в мощную бюджетную западноевропейскую марку.

Петр Золотарев, глава профсоюза в Тольятти, выразил мнение, что любой руководитель мало что сможет сделать с основной проблемой компании – слабым спросом. «В таких экономических условиях в России, – сказал он, – кто бы ни пришел, попадет в яму».

Джейсон Чоу, Джеймс Марсон

  • ПОПУЛЯРНОЕ
  • ОБСУЖДАЕМОЕ

Уважаемые читатели! Теперь Вы можете комментировать материалы сайта, зарегистрировавшись здесь.

Комментирование также доступно при авторизации через любую из социальных сетей:

Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила
Ваше имя*:
Ваш E-mail:

Введите числа с картинки:



15 декабря 2017
160 0
Колумнистика


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс цитирования Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
Присоединяйтесь
Сетевое издание БК55

Свидетельство: ЭЛ № ФС 77-60277 выдано 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)

CopyRight © 2008-2014 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И. о. редактора информационной ленты сайта - Ермоленко Ольга Николаевна.
email: [email protected]

Редакция сайта:
г.Омск, ул. Декабристов, 45/1, 2 этаж, тел.: (3812) 399-087
e-mail: [email protected]

Рекламный отдел: (3812) 399-089, 399-121
e-mail: [email protected], [email protected]