Новости. Омск
bk55.ru

священник, театральный критик


Лев Степаненко: «Про Нэлли Бут и ее покушение на славу»

Детективная история звезд омского Музыкального театра. Древняя крылатая фраза гласит: Sic transit Gloria mundi, что значит «Так проходит мирская слава». Как же это «так проходит»? По-разному. В Музыкальном театре это произошло следующим образом.

26 октября 2012 г. в день открытия 65-го юбилейного сезона с целью увековечивания имен деятелей театра, которые внесли особый вклад в историю омского искусства, состоялось открытие так называемой аллеи славы. Она представляла собой именные плиты, вложенные в панель у главного входа. Плиты разработаны архитекторами Сергеем Сазоновым и Глебом Гавришем и обрамлены нотным станом с мелодией марша Исаака Дунаевского из кинофильма «Веселые ребята».

Они были посвящены деятелям более чем достойным. В их числе главный режиссер, заслуженный деятель искусств Арнольд Паверман (1918-1982), балетмейстер, заслуженный деятель искусств РСФСР, почетный гражданин Омска Валентина Тулупова (1914-2003), заслуженная артистка РСФСР Надежда Блохина (1922-2011), солист-вокалист, заслуженный артист РСФСР, участник фронтовой концертной бригады, проработавший в Музыкальном театре со дня его основания до конца своей жизни Владимир Володин (1912-1975).

В День театра 27 марта 2013 г. в аллее славы заложены еще пять звезд: главный дирижер, заслуженный деятель искусств РФ Эрих Розен, народные артисты РФ Валентина Шершнева, Георгий Котов (1940-2017), Владимир Никеев, заслуженная артистка РФ, обладатель медали Ордена «За заслуги перед Отечеством» Ирина Трусова. В День театра 27 марта 2014 г. добавлены памятные звезды заслуженным артистам, солистам балета, покойному Олегу Карповичу и здравствующему Сергею Флягину. Фото 26 октября 2012 г.

Всё происходило славно и торжественно, но вот совсем недавно, после закрытия сезона и во время отпусков, аллея славы исчезла! На местах памятных знаков выдающимся людям остались лишь пустые квадраты. Почему и куда делась аллея, не знали даже артисты театра, с которыми я встречался. Переполошились журналисты и начали писать, кто во что попало. Караул. Мраморные плиты, как их все называли, были без лишних свидетелей просто выковырнуты из тех своих мест, где им предполагалось находиться вечно, ведь цель их «увековечить» имена деятелей культуры, а радовали и удивляли они людей всего пять лет.

Гадали, предположив версию о том, что плиты были отправлены в ремонт, но она была сомнительна. Во-первых, слишком неряшливо они были вывернуты. Во-вторых, мрамор не нуждается в ремонте, даже если это статуя древнегреческой музы танца и пения Терпсихоры, которой уже несколько тысяч лет. И зачем тогда делать из этого тайну? У музейщиков принято, если картину забирают на реставрацию или для показа в другой город, то оставляют табличку с информацией, куда она делась. По этому вопросу следовало бы проконсультироваться с нынешним министром культуры Юрием Трофимовым, имеющим богатый опыт работы директором крупного музея изобразительных искусств. Никакой таблички или ограждения здесь не наблюдается.

Артисты обратились и ко мне с просьбой узнать дальнейшую судьбу аллеи. Я начал с того, что позвонил главному инженеру театра, есть и такая должность, Сергею Брониславовичу Боревичу, но тот привел меня в изумление. Как только я произнес первые слова про аллею славы, он перебил меня вопросом: «Кто дал вам мой сотовый телефон?» и сам начал подсказывать, кто это мог сделать. Потом уж я уточнил, что он называл имена своих недоброжелателей. Странная психология оказалась у этого человека. Он повел себя так, как будто я пытаюсь выпытать у него важнейшую государственную тайну. Он наотрез отказался разговаривать со мной и ответить хотя бы на два простеньких вопроса: где сейчас плиты и будут ли они возращены на свои «вечные» места? С вопросами он послал меня совсем недалеко – к директору театра, а ведь техническую сторону этого дела он обязан знать лучше директрисы. Из этого разговора я сделал лишь вывод, что дело здесь нечисто. Ведь всё равно аллею не спрячешь: в ремонте, так в ремонте, перенесена, так перенесена. Чего же так настороженно вести себя?

Пришлось звонить директрисе Нэлли Александровне Бут, тоже не без проблем, по сотовому телефону, т.к. ни один городской телефон не отвечал. Она не стала спрашивать у меня, кто дал мне номер её сотового телефона, и тем избавила меня от неловкого положения. Информация её была четкая и понятная: аллея славы демонтирована и на прежнем месте восстановлена не будет. На мой дополнительный вопрос, будут ли использованы данные плиты в дальнейшем, она ответила отрицательно, поскольку они испорчены. Мол, они мраморные, но сверху было какое-то покрытие, которое пришло в негодность. Обсуждается вопрос о восстановлении аллеи славы внутри здания в другом виде.

Разговор с директрисой был короткий, но теперь есть возможность порассуждать. Во-первых, в фойе второго этажа есть портретная галерея всех помещенных в бывшей аллее славы и даже значительно большее их число. Потому дублировать имена славных театральных деятелей еще и с новыми затратами лишено смысла. Нет не только лишних денег, но даже крайне необходимых. Сцена, например, просит ремонта, на ней реально опасно танцевать. Упомянутая Терпсихора от танцев здесь категорически отказалась бы. Во-вторых, аллея славы на своем прежнем месте, вне здания, несла совсем другую смысловую нагрузку. Её видели не только зрители театра, но просто горожане и приезжие и совершенно бесплатно, приобщаясь к театральному искусству волей-неволей.

Плиты пролежали всего пять лет, а рассчитаны на вечную память. Там и подсветка была в ночное время, но пришли какие-то «веселые ребята», может быть, любители соответствующего фильма – и нет аллеи, и плакали денежки. Слова директрисы о порче плит, якобы мраморных, но покрытых пластиком, показались мне неубедительными, и я позвонил архитектору Сергею Сазонову с целью узнать, из чего они были сделаны. Он ответил, что они состояли из керамогранита, который крепче мрамора, и латунных букв. Эксплуатация плит не была его обязанностью, нынешнее состояние плит он не видел, но подтверждает, что они предназначались для длительного наружного применения.

Позвонил я и другому архитектору – Глебу Гавришу, который делал плиты собственными руками. Он добавил, что в гранитной плите толщиной более одного сантиметра гравировались пазы под буквы, вырезанные из листа латуни, и укладывались в них заподлицо, а не приклеивались к поверхности. Срок сохранности их не ограничен, если не бить их ломом, например, при очистке ото льда и снега, но под большим навесом подъезда, добавлю, этого не могло быть.

Где-то в другом месте Нэлли Бут высказала свое мнение о том, что помещать памятные знаки в полу или на тротуаре так, что по ним могут ходить люди, не в русских традициях. Это уже другая ее версия причины ликвидации аллеи славы и столь же малоубедительная. Решение о ее создании принималось в 2012 г. без нее и на достаточно высоком уровне – в Министерстве. На открытии аллеи присутствовал министр культуры Виктор Лапухин, а на фото 2014 г. заметен его заместитель Иван Шеин, а сейчас она одна берет на себя право ликвидировать аллею славы, публично рассуждая о традициях. Частным образом можно рассуждать сколько угодно, но, находясь в структуре государственной власти, это походит на самоуправство. Театр не частный, а государственный.

Глядя на фотографию нынешнего состояния потоптанных надежд театра, думается, что рассуждать директору о высоких материях вроде русских традиций здесь просто неуместно. Речь следует вести об элементарной неряшливости, а ведь что в делах, то прежде в головах.

Я позвонил экс-министру Виктору Лапухину по этому вопросу, но с ним никто не советовался, и он, естественно, о судьбе аллеи ничего не знает, что неудивительно, сейчас у него другие заботы. Получается, создавали аллею славы всем миром, а решение о её уничтожении принято келейно руководством театра, иначе ничем не объяснить странно-нервное поведение главного инженера в разговоре со мной. Не многое ли берет на себя Нэлли Бут, самоуверенно заявляя о своем единоличном решении? Один из журналистов цитирует ее так: «Однозначно могу сказать, что теперь ходить по ним никто не будет. Эта традиция не имеет российской истории». Сказано это с таким апломбом, будто она запрещает топтать реальных живых и мертвых людей вместо того, чтобы обеспечить сохранность аллеи и навести порядок. А вот у другого журналиста находим четкое признание ее в том, что ликвидировала она аллею славы только своим собственным решением, игнорируя народное мнение: «Сейчас идет большой ремонт, и новый директор Нэлли Бут приняла решение демонтировать «Аллею звезд». Добавлю, что не такой уж большой ремонт не коснулся бы аллеи славы, и речь идет не о демонтаже, а об уничтожении ее.

 

Август 2018 г. Фото автора.

В разговоре с Нэлли Бут я обратил также внимание на ее слова, что аллея славы ликвидирована «по просьбе артистов». Это уж совсем странно и нелогично. Как же так? Радовались-радовались и вдруг опомнились и покаялись. Хотелось бы видеть протокол собрания, на котором происходило голосование за – против, и решение: аллею славы ликвидировать, и вверху надпись Министра: «Утверждаю». Уверен, что такого собрания и такого решения не существует. Лично я, общаясь с некоторыми сотрудниками театра, убеждался только в их недоумении и возмущении. А как можно было спросить мнение звезд уже упокоившихся с надеждою на жизнь вечную, которым эта плита, возможно, пошла бы в зачет как свидетельство добрых дел и любви к ним людей? Рискованно повела себя директриса Нэлли Бут, взявшаяся ломать традиции вверенного ей театра, вместо того, чтобы поддерживать их, прикрываясь абстрактными рассуждениями. Делаются аллеи славы, между прочим, уже повсеместно.

В этой истории мне видится, в любом случае, если не вандализм, то совершенно неуважительное отношение к культуре и ее деятелям. Достаточно взглянуть на фото бывшей аллеи сегодня. Места изъятых звездных плит неряшливо замазаны какой-то гипсобетонной смесью. Когда состав еще был не застывшим, по нему уже кто-то топтался, зримо производя впечатление, что культура здесь потоптана, попрана. Кто-то может сказать, что ремонт не закончен и потому не следует придираться и драматизировать ситуацию. На это я отвечу, что такого разгильдяйства на виду всего города уважающий себя хозяин не допустит и на один день, а этот позор виден уже несколько недель.

Нанесен моральный, материальный и престижный урон театру, Министерству, городу, артистам, их родственникам и неравнодушным зрителям в Омске, России и за рубежом, поскольку информация об аллеи славы при Музыкальном театре выставлена в интернете. Откройте на соответствующем сайте любое названное здесь имя и в числе наград вы прочтете: «В его честь открыта плита на Аллее звезд перед омским Музыкальном театром». Звезды Музыкального театра с аллеи славы порушены и исчезли, как те, на небосводе в штормовую погоду.

Администрации театра придется убирать их и на сайтах, объяснив как-то так: «В его честь открыта плита, а теперь в его же честь закрыта плита». Вероятно, это соответствует женской логике руководителя театра.

На мой взгляд, совершен погром объекта культуры, и если бы это сделали посторонние люди, например, охотники за гранитными плитами для своих дач, то последовало бы резонансное уголовное дело.

Лев Степаненко

Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77-60277 выдан 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич

CopyRight © 2008-2014 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
Главный редактор - Сусликов Сергей Сергеевич.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: bk55@tries55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: rakurs@tries55.ru, pressa@tries55.ru
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru