Новости. Омск
bk55.ru

священник, театральный критик


Лев Степаненко: «Поможем Мельпомене в лице Нелли Александровны – кто, чем может»

О посещаемости Музыкального театра и прочих его делах.

Ни с того ни с сего специально для издания «Бизнес курс» директор «местного учреждения Мельпомены» Нэлли Бут 19 октября 2018 г. прислала несколько цифр о деятельности театра за последний сезон, когда она стала директором. Суть их такова: до нее посещаемость спектаклей составила 34,9%, при ней – 43,2%, т.е. увеличилась на 8,3%. Если принять за истину эти цифры и уверовать в совершенство методики подсчета, то можно только порадоваться вместе с театром.

Но вот пару месяцев назад, 24 августа этого же года, портал Om1.ru под заголовком «В Омском музтеатре залы не заполняются даже наполовину» сообщает: «Директор Нэлли Бут посетовала, что ей не удалось резко привлечь зрителя. У нас заполняемость зала 42%, призналась руководитель» (https:www.om1.ru/afisha/news/148585/). Итак, одна и та же цифра посещаемости трактуется по-разному. В августе она оценивается с сожалением, в октябре – как победная реляция. Не странно ли? Прибавку в 1,2%, я думаю, не следует принимать во внимание, потому что цифра 42% взята за год, а цифра 43,2% неизвестно за какой период, т.к. в текущем сезоне театр открыт на тот момент всего 16 дней, с 3 по 19 октября.

Посещаемость в октябре должна, конечно, увеличиться, т.к. резко снизилась стоимость билетов и составила: для взрослых 100 рублей за обычный спектакль, 200 – за премьерный, школьникам – 50. Произошло это из-за стульев, лишивших зрителей комфорта. Поставят злополучные кресла, и стоимость билетов снова повысится, вот зрители и торопятся посмотреть больше спектаклей.

Складывается впечатление, что руководитель театра слабо или вовсе не ориентируется в показателях, которые задаются театру государственными органами. Плох или хорош показатель 42%? Если хорош, то зачем «сетовать» на него в августе; если плох, то зачем его присылать в редакцию для обнародования в октябре? Не осознавая важность такого показателя, как двигаться дальше?

На этом же портале Нэлли Бут делится своими проблемами так: «Многие подростки просто не задумываются о том, что можно ходить в театр, хотя постоянно гуляют на Театральной площади. Такая же ситуация и с взрослыми». Вот ведь какая обида! Подростки не задумываются, что они у театра. Наверное, думают, что это трамплин. Задачу директор понимает правильно, но ведь надо пытаться заинтересовать их, чтобы они однажды открыли дверь и вошли в театр. Кто должен делать это? – школа, вузы, семья – это не для сегодняшнего разговора. Здесь речь о действиях самого театра.

Скажу больше, молодые не только проводят время на площади у театра, им хочется иногда забраться и на крышу его, как это случилось однажды. Двое 15-летних школьников в пять часов утра – бессонница замучила, пройдя лунатиками мимо спящего вахтера, забрались на крышу театра и с высоты птичьего полета любовались городом, снимали видео и встречали самолеты. Вот они потенциальные зрители, о которых мечтает директор. Их не надо искать, на ловца и зверь бежит. «Зверь» совсем рядом, у дверей и даже на крыше, но ловец не в состоянии изловить, привлечь «зверя» в очаг культуры для очеловечивания. И, если оставить в сторону шутки, то подросток, оставленный вне пространства культуры, может действительно превратиться в зверя, как это случилось в Керчи, когда 18-летний убийца расстрелял двадцать мальчишек, девчонок и преподавателей и около пятидесяти искалечил.

Как привлечь молодежь в самый нравственный театр города? Об этом, конечно, должно думать, прежде всего, руководство театра. Не получается, надо учиться у других, например, у ТЮЗа, где также пришел новый художественный руководитель, и добрые результаты налицо. Не калачом, конечно, надо заманивать молодежь, а интересными, яркими, современными и высокохудожественными постановками. В августе текущего года в Музыкальный театр приглашен новый главный режиссер – Александр Лебедев. Он сообщил, что в конце ноября планирует поставить мюзикл «Дубровский» – похвальное желание.

Владимир Дубровский – великолепнейший персонаж, который должен понравиться альпинистам, которые штурмуют вершины Музыкального театра. Он добрый, умный, щедрый и отважный человек. После того, как богатый помещик Троекуров отобрал у него имение, он стал разбойником и вместе со своими крестьянами отбирал у богатых добро и раздавал награбленное бедным, никого не убивая. При таком прекрасном драматическом материале и богатом актерском ресурсе качество спектакля теперь зависит только от режиссера и других постановщиков. Только бы они не представили Владимира Дубровского вульгарным бандитом и террористом. Александр Лебедев уже ставил «Дубровского» в Новосибирске, и настораживает то, что в рекламных роликах звучит адская музыка, совершаются безумные пляски и долго истязается какой-то персонаж, что никак не увязывается с романтическим пушкинским романом. Не будем, однако, обгонять события.

Другим важным достижением администрация театра называет то, что ликвидирована задолженность со времени директора Бориса Ротберга 10 миллионов рублей «за счет собственных средств». Мне показалось непонятным, что это за «собственные средства», много ли их там еще, и я позвонил Борису Ротбергу с просьбой прокомментировать этот факт. Он подтвердил, что такой долг действительно оставался по той простой причине, что театр получал из бюджета только половину средств необходимых для постановки спектаклей, и приходилось делать займы. После этого разговора у меня сложилось представление, что поскольку за последний год в театре поставлен лишь один полномасштабный спектакль – балет «Эсмеральда», то часть денег от продажи билетов на ранее поставленные спектакли и шла на погашение долга, а не на развитие театра. Получился Тришкин кафтан из басни И.А. Крылова.

Как-то всё неладно получается у руководства театра, сомнительно. Вот еще одна цифра из данных администрации 19 октября: «Покупка билетов онлайн составляет 22%». Я никогда не пользовался подобной услугой и не могу пояснить ее, но привожу на этот счет мнение некоей зрительницы «Индиры» со многими восклицательными знаками в комментариях к материалу администрации: «Про покупку билетов онлайн! Это же должно быть очень удобно! Но нет! Купили, оплатили, распечатали! Отлично! Но… с этим распечатанным предшественником билета в течение часа до спектакля нужно прийти в кассу и обменять распечатанный билет на стандартный, отстояв при этом очередь. В чем удобство сервиса? Можно же сканировать на входе электронный билет, не устраивая этот квест с кассой, особенно учитывая, что вход в кассу отдельный». Немногословно и понятно пишет зрительница, к которой я за это сразу проникся уважением. Так писал домой письма молодой Александр Васильевич Суворов: «Жив, здоров, учусь, служу. Суворов». Вот она бы наладила данную услугу, нужно пригласить ее в качестве консультанта. Она пишет заинтересованно, добродушно, без злопыхательства, и я готов подарить ей свою книгу театральных рецензий. Мой телефон можно узнать в редакции.

И уж совсем неладные дела происходили на крыше здания театра уже в 2018 году. Однажды погасли маркировочные огни, что угрожало безопасности полетов воздушных судов. Лишь после вмешательства транспортной прокуратуры в адрес директора учреждения культуры было внесено представление об устранении выявленных нарушений. По постановлению прокурора юридическое лицо привлекли к административной ответственности и назначили наказание в виде штрафа в 10 тысяч рублей. Высказываю предположение, что провода перекусили летучие мыши из оперетты Штрауса «Летучая мышь», которая ставится под этой крышей. Слава Богу, ни один самолет, снижаясь на посадку, не успел разбиться из-за каких-то голодных мышей.

Пусть не очень обижается на меня Нелли Александровна, но я вижу еще один возможный полезный ресурс, совершенно невещественный, не денежный, который нельзя выразить никакими показателями – добрый психологический климат в коллективе артистов и сотрудников театра, а также уважительное отношение к зрителям. Не годится, когда какая-то часть сотрудников жалуется по этому поводу, обращаясь в СМИ. Надо уметь находить подход к каждому. Я не имею никакого права говорить от имени артистов, а вот по отношению к зрителям я уже писал и вновь вернусь к этому вопросу.

Первой, кого я встретил в фойе в день открытия сезона 3 октября, была пожилая женщина, о которой я писал раньше на сайте «БК55». Я видел ее у театра 15 сентября, когда она пришла, не зная о переносе открытия сезона. Ее «Айфон» с сайта «Спектакли Омска. Афиша» показывал, что спектакль состоится именно 15 сентября, т.к. театр не следит за своей рекламой. Она сожалела тогда, что впустую потратила на поездку 200 рублей. Накануне в разговоре с директором Нэлли Бут мы коснулись этого, скажем, персонажа, и мне показалось, что она как-то легко отнеслась к проблеме инвалида. Мол, при наличии дорогого «Айфона» говорить о пустяке в виде каких-то двухсот рублей нет смысла. Мне показалось так же, что она сомневалась в существовании этой женщины. Мне захотелось представить ее директору, на что женщина дала свое согласие и пояснила, что пенсия у неё 9 тысяч рублей, а «Айфон» ей подарили, как это водится, дети. Я был огорчен тем, что директриса не сочла нужным поговорить с таким уже «прославленным» зрителем (Ольгой), лично извиниться и, быть может, еще и дать приглашение на другой спектакль. На таком примере проявилось бы подлинное уважение к зрителям, а не на голословном заявлении у занавеса сцены про любовь к ним. Известно, легче любить всё человечество, чем конкретных людей. К чести этой женщины скажу, она оказалась достойной поклонницей Музыкального театра, на этот раз не выразила никакого недовольства и была вполне умиротворенна.

Для сравнения приведу другой сходный случай, свидетелем которого был я. Около пяти лет назад в театре состоялась премьера скандального балета «Страсть» по роману «Анна Каренина» молодого режиссера Дмитрия Генуса. Спектакль настолько отклонялся от классической хореографии, что многие зрители возмущались. Среди них одна, молодая, беременная, подошла после спектакля к Ротбергу, которого можно было видеть в фойе, и настойчиво потребовала вернуть ей стоимость билета 350 рублей. Я стоял при этом в стороне. И что вы думаете?

Стоимость билета ей была возвращена вопреки театральным правилам. Об этом случае я упоминаю в своей книге «Театр на пути к апокалипсису», 2015 г. издания. Директор Борис Ротберг оказался на высоте положения. Формально он был здесь не причем. Так схожи эти два случая, но так различны отношения к ним руководителей. Там пожилая женщина-инвалид, здесь беременная, обе требующие особого внимания, и на таких проявляется подлинное уважение к людям в цивилизованном мире. Борис Ротберг в пору своего директорства часто подвергался критике, в том числе необоснованной, и здесь я не даю ему общей характеристики, а рассказываю лишь об одном конкретном случае.

Вновь горят огни на высоченных пилонах театра, на фоне звездного неба, и мне вспоминаются стихи Маяковского:

«Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают –
Значит – это кому-нибудь нужно?
Значит – кто-то хотел, чтобы они были?
Значит – кто-то называет эти плевочки жемчужиной?»

В самом деле, послушаем! Ведь, если поставлена Нэлли Бут директором Музыкального театра, значит это кому-то нужно. Будем помогать Нэлли Александровне и ее команде, помогать посещением спектаклей, позитивной конструктивной критикой, добрыми советами – кто, чем может.

Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77-60277 выдан 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич

CopyRight © 2008-2014 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
Главный редактор - Сусликов Сергей Сергеевич.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: bk55@tries55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: rakurs@tries55.ru, pressa@tries55.ru
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru