Новости. Омск



Игорь Коновалов: «Церковь в омской Вятке — та песчинка, из которой может вырасти жемчужина»

С опозданием на год, но всё же хочу поделиться впечатлениями о поездке в село Вятка в омском Усть-Ишиме, идеальном месте для развития экотуризма. Река, тайга, пустующие старинные избы с утварью+, уникальная церковь, нетронутая природа с охотой и рыбалкой…

Взяться же за перо меня побудило то, что в этом году история имеет продолжение.

12-16 августа в Вятке будет работать волонтерский лагерь. Так что у кого есть интерес и возможность, можно присоединиться. Заявки нужно отправлять на почту l.debus@mail.ru.

Расстояние понятие относительное. По хорошей дороге 600 км не так уж много. Но если на пол-пути асфальт кончается и дальше идёт щебень или обыкновенный просёлок, для приличия пройденный грейдером, то путь кажется утомительно долгим. Причём не понятно, что лучше — пыльный проселок или непрерывная тряска на щебне. Всё зависит от погоды. После дождя пыльный проселок превращается в непролазную грязь. В прошлом году нам «повезло», стояла сушь, так что наслаждались только пылью. Хотя надо сказать, что грунт на севере отличается от омского. Он более песчаный. Поэтому лужи уходят быстрее, они впитываются в грунт.

В Усть-Ишиме запомнился музей. Всё, что там представлено, в дальних сёлах по сей день остаётся частью быта. Поэтому экспозиция богатейшая. Да и само здание музея является экспонатом — перекошенный сруб, скрипучие дощатые полы. По сравнению с Усть-Ишимским музеем областной краеведческий воспринимается глянцевой пустышкой.

ФОТО: https://www.liveinternet.ru/users/5114887/post267463015/

Ещё в Усть-Ишиме запомнилась церковь, по духу абсолютно сельская, без всякого глянца, до сих пор толком не восстановленная. Она осталась такой же, как уцелела в советское время — без купола и колокольни. Стоящая рядом районная администрация напоминает расселённые омские аварийные памятники. Напротив администрации лужок, с которого открывается эпический вид на Иртышские просторы. А рядом с лужком стоит изба 19-го века с хозпостройками, в которой по сей день живут люди, и которую без всякой подготовки можно объявить филиалом музея.

Дольше путешествовать по Усть-Ишиму мы не могли, надо было спешить на паром. Он ходит по расписанию, поэтому все передвижения привязаны к этому расписанию. Если приехать к отправлению парома и не ждать его, то сама переправа оставляет восторженное впечатление. Мы переправлялись на высокий крутой правый берег, который обрывается прямо в Иртыш. От высоты обрыва захватывает дух. Хотя это не Гранд-Каньон, но 30-40 метров есть. Обрыв прорезан ложбинами, а на вершинах стеной стоит тайга. Паром причаливает в большой ложбине, и сразу от причала начинается долгий крутой извилистый подъём в гору посреди тайги. Цивилизация не испортила эти места. Что такое асфальт, здесь не слышали. Отмечаю, что дорога очень извилистая, и это не всегда оправдано рельефом. Видимо, как в 17 веке прошла первая повозка старожилов, так по этой дороге и ездят. Наверное, лошади было скучно идти прямо, или возница заснул. Ещё приходится отметить мерзость запустения. Все бывшие поля захватил борщевик. Это гигантское растение, совершенно чуждое сибирской природе — пример бездумного вмешательства человека. Сначала его пытались возделывать, ошибочно полагая его некую пользу. Потом поняли, что он — вредный ядовитый сорняк, но было уже поздно. И сейчас с ним некому бороться. Одна надежда, что сибирская природа сама отторгнет его.

Через заброшенные или полуживые деревни доезжаем до Кайсов. Это одно из немногих относительно благополучных сёл. Оно стоит на берегу Иртыша. Там есть школа, ФАП, магазин и т. д. От Кайсов до Вятки 5 километров. Дорога на Вятку — еле заметный проселок, поросший травой. Село появляется неожиданно. Точнее сейчас оно уже мало отличается от окружающего леса. В селе не осталось постоянных жителей. Единственными жителями являются насельники мужского монастыря, который создан на базе сельской церкви Василия блаженного. Когда начали создавать монастырь, в селе ещё были жители, но была и школа и магазин. Люди жили, как встарь натуральным хозяйством. Но потом закрыли школу, магазин. Все жители уехали, а монахи остались. Их количество меняется, не все выдерживают таёжную отшельническую жизнь. Но их всегда не больше десятка. Братия разместилась в брошенных сельских избах. Летом служат в холодной церкви Василия блаженного, а зимой — в приспособленном под церковь бывшем магазине. Хотя до магазина эта изба чем только не была.

Церковь Василия блаженного была построена в 1911 году очень добротно и своеобразно. Это поистине жемчужина омского севера. Пятиглавая, с шатровой колокольней, двухсветная, бесстолпная, с интересными наличниками. Она хорошо сохранилась. Видимо на севере большевики были не настолько злые, наверное, климат на них влиял. В советское время с церкви только сняли кресты и иконы. По колхозной традиции в ней устроили клуб, разгородили на два этажа. В остальном она осталась неизменной. Правда, ещё от времени разрушились паперти с сенью.

В прошлом году мы восстановили западную паперть, правда, без сени. Я ездил в Вятку со съёмочной группой 12 канала. По ходу работ рассказывал на камеру о храме, о приёмах старых мастеров. Осенью вышел фильм о вятском храме и о нашей поездке.

Вечером, когда стемнело, сидели у костра с владыкой Савватием, размышляли о судьбе села. Владыка не только ревностный молитвенник, но и грамотный эконом. Он точно знает, при каких посевных площадях рентабелен трактор, при каких комбайн, сколько нужно сенокосных угодий на одну дойную корову и т. д. Вспоминали и первопоселенцев, которые пришли сюда в 1899 году (в прошлом году селу исполнилось 120 лет). Приехало несколько семей из Вятской губернии. На каждую семью было по одной лошади и телеге. А в 1911 году они уже построили церковь. Кроме этого, в селе была мельница, маслобойка и т. д. И главное — они никому не жаловались, что на селе нет работы и не ждали, кто им её даст. Они не ждали открытия школы — открыли её сами.

За годы советской власти вытравили крестьянский дух самостоятельности, предприимчивости. Раскрестьянивание дало свои плоды. Крестьян превратили в колхозников. У них отбили интерес к результатам своего труда. Поэтому они и ждут «работы», когда кто-то, отвечающий за результат, будет платить им за процесс, независимо от результата.

В результате посиделок с владыкой пришли к неутешительным выводам. Но уныние — грех, и владыка продолжает неутомимо трудиться. Кстати, в первый раз он приехал в Вятку так же, как и переселенцы — на лошади.

Из разговора я убедился, что в Вятке можно прожить даже за счёт собирательства: ягоды, грибы, шишки. Лес сразу за околицей. На песчаной почве отлично растут овощи. Местная картошка вся, как на подбор, с кулак. В монастыре держат скотину. Нас поили парным молоком. В речке Кайса, протекающей сразу за огородами, водится рыба. Ею нас тоже потчевали.

На ночлег нас разместили в пустующих сельских избах. Поскольку жителей в селе не осталось, то пустующие дома даже некому растаскивать. Они стоят нетронутые — заходи и живи. Причём все дома построены ещё первопоселенцами. Им всем за 100 лет. Это позёмные избы-пятистенки, без фундаментов. На песчаном северном грунте они не гниют. Избы бросали вместе с утварью. В каждой из них практически музейная обстановка.

К приезду гостей на сельской улице и возле церкви монахи скосили траву, так что улица стала похожа на улицу, а то трава стояла по пояс. Сено не пропало, корова была очень рада.

Уже после разговора с владыкой размышляли, как оживить село. Сейчас развивается экологический туризм, когда люди хотят вернуться к природе, к истокам. По-моему, Вятка для этого идеальное место. При небольших вложениях здесь можно создать инфраструктуру. Кстати, не смотря на то, что в селе живут только монахи, туда проложена новая ЛЭП. Так что энергии в избытке. Река, тайга, старинные избы, уникальная церковь, нетронутая природа — хорошие условия для туризма. Для любителей сюда можно добавить охоту. Но кто-то должен взять на себя все хлопоты. У монастыря свои заботы. Надеюсь, этой темой заинтересуются предприниматели.

На следующий день в церкви был престольный праздник. Приехали паломники, бывшие жители села, администрация, артисты. Была праздничная служба, торжественные речи, концерт, братская трапеза под открытым небом. На один день село снова наполнилось жизнью. Но к вечеру гости разъехались, и в селе опять остались одни монахи со своими заботами.

Если бы в селе не сохранилась церковь, то оно исчезло бы бесследно, а так есть надежда, что церковь эта — та песчинка, из которой может вырасти жемчужина.

Будьте в курсе последних новостей Омска и Омской области. Подпишитесь на телеграм-канал БК55 по этой ссылке.
Поделиться:

  • ПОПУЛЯРНОЕ
  • ОБСУЖДАЕМОЕ

Уважаемые читатели! Теперь Вы можете комментировать материалы сайта, зарегистрировавшись здесь.

Комментирование также доступно при авторизации через любую из социальных сетей:

Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила

11
2
45608.08.2020 15:28:34
Заходи и живи. А интернет там ловится? Кто там будет жить без интернета и если дорога плохая.
9
3
неравнодушный омич08.08.2020 18:49:40
грустная история омского севера
6
1
Че грустить то??09.08.2020 10:56:38
Владыка продолжает трудиться и одной рукой держаться за лапсердак главы тарского района...взаимовыгода называется.
15
2
Че грустить то??09.08.2020 10:59:58
Люди жить хотят,а не выживать шишкой торгуя,имея избу да лапти!!
Вот и уезжают!И главное на дворе капитализм,за проданную шишку надо налог заплатить,владыке это не ведомо,церковь налоги не платит!!
25
3
как же так09.08.2020 12:24:29
Ну так у нас пруд пруди православных казаков. Вот и пущай продают квартиры в Омске и едут оживляют село во-главе с Коноваловым. Не хотите? Вот то-то и оно.
14
1
Омич09.08.2020 12:48:00
Так это вам к председателю фонда Духовное наследие, они точно помогут уверен.
17
3
Бизесмен09.08.2020 14:19:06
Юмор у Игоря дешевый.
Пнуть злых большевиков,это святое)).
А,сейчас?
А таперича там пришел полный кабздец.
Добрые капиталисты отдадут эти избушки,с группой странных и заблудших мужичков,погостам и забытым таежным делянкам.
Куча слов,букв и ... пустота.
8
14
12309.08.2020 15:19:37
как хочется чтобы все это восстановили. В одном из этих домов жили мои бабушка и ледушка и моя мама. Там же родилась и я. к сожалению после переезда я была там только один раз. Какая там неописуемая природа. И какие прекрасные добрые и искренние люди там жили. Я думаю если бы информация о юбилее села была доступна для жителей всей области то на празднике было бы много людей. которые действительно могли бы помочь возродится этому селу. До сих пор в моей памяти сохранилась картина этой улицы с домами по одной стороне за огородами речка с мостиком и на бугремонт огромная стена тайги. Хочется присоединиться к волонтером.Но к сожалению в эти сроки не могу. Если эта работа будет продолжена обязательно присоединюсь.Реально могу помочь информацией по коренным жителям несколькою семей основателей села.В том числе и участникам войны.
24
4
старый09.08.2020 15:59:56
при злых коммунистах в селе у каждого второго корова была, да еще и не одна. А щас коровы не нужны, пальмы доить научились
3
1
Svobodaslova. su09.08.2020 18:23:40
О состоянии школ и домов культуры сможете написать?
3
3
мимо проходил09.08.2020 19:29:31
Для Омича:
сомневаюсь, что в этом Духовном наследии будут помогать методу восстановления, поставленному с ног на голову - они для простого восстановления с целью лишь поддержания жизни насельников деньги - не думаю, что выделят.
3
2
Так10.08.2020 10:27:01
По хорошей дороге 600 км не так уж много.

Источник: https://bk55.ru/kolumnistika/article/172086/

так то 600 км. это 8 часов по хорошей дороге !!!
день туда день обратно. и там где как то жить....
недешевое удовольствие
8
2
ДД10.08.2020 10:56:12
Большевики виноваты - вытравили, не стало большевиков - не стало школы, села ФАПа, магазина. Что было вперед яйцо или курица?
17
3
как же так10.08.2020 11:32:11
Коновалов, коммунистов нет уже 30 лет у власти, что сделано для возрождения села? Ау? Ответь. Села, как такового нет. Есть сельские поселения. В которых люди просто проживают, а на работу ездят в город или на вахту. Коров в деревнях почти не осталось. Невыгодно. Раньше колхоз кормами помогал, а теперь нет колхоза. Поголовье КРС в Омской области в 1990 году было 1655 тыс. голов, а в 2020 -353 тыс. голов. Люди с соседних областей к нам за продуктами приезжали, потому что омские были дешевле и качественней.
12
1
vau10.08.2020 12:31:21
За годы советской власти вытравили крестьянский дух самостоятельности, предприимчивости.

Источник: https://bk55.ru/kolumnistika/article/172086/

Знаю другое таёжное село. За годы Советской власти его "НАБИЛИ ДО ОТВАЛА" тракторами, комбайнами, грузовичками, дали всем работу в 14 деревнях! Две школы, сельский клуб кирпичный, и ОБЕСПЕЧЕННАЯ СТАРОСТЬ у старичков и старушек. Счас - НЕТ НИЧЕГО. Священник как-то приезжал к церкви (осталась со времён царя), постоял, развернулся и уехал. ПРИХОЖАН-ТО НЕТ. Почти все - на погосте. А кто не помер - тот сбежал...
12
10
омич10.08.2020 16:27:56
Коновалов прав, но о каком может быть омском туризме если когда приходишь в любое омское турагенства везде есть буклеты и реклама о туризме в зарубежные страны, а про омский практически нет, и очень мало про российский туризм. Чтобы изменить ситуацию, надо изменить работу турагенств и турфирм, они в первую очередь должны предлагать отдых и туризм в Омской области, затем в России, а уж в последнюю очереди куда-то за рубеж. Конечно многое зависит от местной власти и она должна в первую очередь заботится поднятием местной экономики, а не экономики где-то, ведь туристы и отдыхающие естественно тратят и оставляют деньги там, куда приехали на отдых. У нас в Омской области много замечательных мест где можно отдохнуть, но как видим есть кто не заинтересован в развитии омского туризма и от этого страдают местные бюджеты, а омичи не знают даже местность где родились, её историю и многое другое.
2
2
Гость10.08.2020 20:29:44
Оказывается есть противники развития омского туризма, они за развития туризма других стран. Да, уж, не патриоты они...
2
3
Так11.08.2020 00:27:20
Но кто-то должен взять на себя все хлопоты. У монастыря свои заботы.

Источник: https://bk55.ru/kolumnistika/article/172086/
Вот она вся ваша суть !!!
Кто то вам что то должен. А у вас другие заботы.
Какие стесняюсь спросить то ??
Коммунисты во всем виноваты ?
Нет. Это церковное попрошйничество во всем виновато. Всем вам кто то что то сделал и преподнес. А вы б себе в актив записали и бабки с этого стригли.
Тунеядцы вы и лодыри. Точнее трутни.
3
2
Бизнесмен11.08.2020 03:54:25
Думается,что перед написанием этого текста,игоь махнул рюмаху.
Все то унего,можно выжить,перетерпетьне забывая про поклоны.
Где же наша советская прямота и цель?
Перечитал и понял,парень переродился в плаксивого дедка.
Не рано ли?
Может чего добого для народного хозяйства сделаешь?
Сколь можно пинать коммуняк.
Их уже физически нет.
Но идея ихняя жива и находит отклик у множества людей.
3
1
Турист11.08.2020 11:56:11
Ну да, ну да. Прийди добрый предприниматель, вложись, построй, а дальше? Я думаю, что после истории с кинотеатром Первомайский резко поубавилось число предпринимателей, желающих во что-то подобное вкладываться.
Колумнистика


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Присоединяйтесь
Сетевое издание БК55

Свидетельство: ЭЛ № ФС 77-60277 выдано 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
Главный редактор - Сусликов Сергей Сергеевич.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г.Омск, ул. Декабристов, 45/1, 2 этаж, тел.: (3812) 309-087
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 309-089, 309-121
e-mail: reklama@bk55.ru