Новости. Омск


священник, театральный критик


Лев Степаненко: «Грузин Цхвирава и поляк Бубень поставили в Омске очередную антирусскую пьесу»

Спектакль «Визит дамы» по пьесе Фридриха Дюрренматта в Омском академическом театре драмы. Режиссер Анджей Бубень. В главной роли Ирина Герасимова.

На первый взгляд, всё замечательно. Едва открываешь мощные двери театра с улицы, зрителей встречают красавцы мужчины солидного возраста из службы собственной безопасности (секьюрити), в строгих черных костюмах, а за ними вежливые дамы из администрации, контролирующие билеты и распределяющие зрителей в нужном направлении большого и сложного здания театра.

Придраться не к чему. Дальше — сложнее. В одной из уютных ниш фойе пред глазами вдруг возникает огромная фигура быка (год быка по восточному календарю), а было мое посещение театра в первый день Нового 2021 г. по старому календарю. Быка описать словами недостаточно, его надо видеть. Он сделан художниками в полный рост, черного цвета, как и секьюрити, со зловещими глазами, с могучими бицепсами спортсмена тяжеловеса, с опасными рогами и седой гривой, как у льва. Сравнить его можно только со зловещим кабаном прошлого года, одиноко брошенного теперь в другой стороне фойе. Ясно одно: ничего доброго зрителям театра Новый год не принесет, и с этим нельзя не согласиться, но…

Почему символ Востока почитается здесь в, казалось бы, культурном центре русского городка Омска, сделаем заключение в конце этого материала.

Есть сюрпризы и в зале, из которых впечатляет на заднике сцены огромный светящийся крест.

Крест означает символ христианства, но как он здесь, под одной крышей уживается с символами язычества — быком и кабаном, следует подумать. О чем думают зрители, об этом я сказать, конечно, не могу, но в зале полнейшая тишина. Свидетельствую, зритель увлечен так, что слышно было бы, как муха пролетит. Никто не кашляет, не чихает, к тому же мы все в масках и проверены на входе службой безопасности на предмет нормальной температуры +36,7° С, меньше можно, больше нельзя. Здоровы все — одни успели переболеть, а другие только готовятся болеть вирусом, пришедшим к нам, как говорят, из китайского города Ухань провинции Хубэй.

Наконец, шутки в сторону. Перевод с немецкого пьесы Дюрренматта «Визит старой дамы» Николая Оттена и Людмилы Чёрной сделан весьма профессионально, понятно и ясно, не надо напрягать слух и нервничать, когда что-то ускользает в логике восприятия действия. Артисты превосходно доносят все тонкости необычайно сложного и страшного сюжета. Слушаешь и, кажется, что такого быть не может. Однако при всей фантастичности воображения автора пьесы, все перипетии действия упираются в реальность и уже не воспринимаются фантастикой.

В небольшой городок приезжает мультимиллионерша Клара (артистка Ирина Герасимова). В 17 лет она вынуждена была покинуть этот город, опозоренная и брошенная своим любовником Иллом (народный артист России Михаил Окунев), и заняться проституцией. И вот через сорок лет она стала настолько богатой, что в состоянии купить весь это город со всеми его заводами и жителями. Город между тем нищий, заводики не работают, казна мэрии пуста, и всё имущество ее лишь пишущая машинка.

Все жители города с нетерпением ждут визит Клары, надеясь, что она облагодетельствует земляков. Ждет и Илл, который торгует в своем магазинчики и едва сводит концы с концами.

На фото в центре артистка Ирина Герасимова, позади ее Александр Гончарук, слева Виталий Семенов, справа Владислав Пузырников.

Но случилось непредвиденное. Клара привезла с собою… гроб и поставила его в отдельном номере гостиницы.

Собрав жителей города, она без обиняков объявила, что гроб предназначен для Илла, и убить его должен кто-то из жителей города. В таком случае она выдаст городу чек на миллиард долларов. На сходе уважаемых лиц города, в числе которых бургомистр (Иван Маленьких), священник (Виталий Семенов), учитель (Владислав Пузырников), полицейский (заслуженный артист России Александр Гончарук), врач (Всеволод Гриневский), художник (Олег Берков), судебный исполнитель (Игорь Костин), мясник (Николай Сурков) и кто-то еще с возмущением отвергли предложение Клары как негуманное в свете прекрасной европейской цивилизации. Счастлив Илл, которого поддержало всё население, он не скрывает радости оттого, что гроза миновала.

Это нисколько не обескуражило Клару, которая предвидела подобное и стала терпеливо осуществлять свой план. Илл вдруг обратил внимание, что у него начали брать в долг самые дорогие товары. Больше того, он заметил, что на обнищавших гражданах появилась новая обувь, костюмы и прочее. Он без труда сообразил, что расплатой за все вещи, купленные в разных магазинах, будет его смерть. Самое же потрясающее для него было то, что у его сына (Леонид Калмыков) появился новый автомобиль, у дочери (Вера Фролова) дорогие платья и даже у жены (заслуженная артистка России Екатерина Потапова) новое манто. Илл был потрясен, ведь даже членам его семьи была теперь выгодна его смерть. Чем ближе было время возвращения долгов задолжавшими гражданами, тем вероятней была его смерть.

Снова собрались на сход теперь уже нарядные жители, вкусившие прелесть жизни состоятельных людей, с чем им уже не хотелось расставаться. Снова собрание ведет бургомистр. Он изощренно обосновывает необходимость принять предложение Клары предать смерти Илла во имя уже какого-то другого гуманизма и справедливости, и все поддерживают его, включая силовые структуры (полицейский) и судебную власть (Игорь Костин). Осталось за малым, кому выпадет жребий убить Илла во имя торжества высшей справедливости и объективности отмщения. Загнанный в угол, он начинает видеть в каждом встречном своего потенциального убийцу и это невыносимо. Нравственная пытка заканчивается тем, что Илл умирает от разрыва сердца, и Клара, как обещала ему, везет гроб со своим бывшем любовником на берег Средиземного моря в специальный мавзолей.

Зрители в восторге. Артисты сыграли великолепно. Главную роль не зря отдали Ирине Герасимовой, она сыграла ее жестко, последовательно, а где нужно и лирически, когда они вместе с Иллом вспоминают свою юность, любовные встречи в лесу, на мху, на сеновале. По свидетельству учителя, она была хорошей девочкой, но успевала лишь по ботанике и зоологии, т. е. была природной натурой. Такой она осталась цельной и в свои зрелые годы, но уже в своей ненависти к этому же человеку. Такой Ирины Герасимовой еще видеть не приходилось. Она искусно передала образ этой необычной женщины — Клары Цаханассьян, урожденной Вешер. В определенной степени успеху ее игры способствует, вероятно, её партнер Михаил Окунев. Как нельзя более проникновенно Илл вспоминает: «Так и вижу ее бегущую ко мне по мху и листве в лесу, с рыжими волосами, гибкую, стройную, как тростинку, нежную. Дьявольски хороша была, прямо колдунья».

Такой она и представлена на сцене. Замечу, Илл и Клара особенно органично смотрятся, когда они рядом.

На фото артисты Михаил Окунев и Иван Маленьких.

Замечателен также бургомистр. За пять лет службы в омском театре Ивану Маленьких, помнится, не пришлось играть таких главных и сложных ролей, по существу лидера, вождя населения города и сделал он это виртуозно. Ему дали возможность показать себя и он использовал ее максимально. Бургомистр представлен им хитрым и лукавым политиком, человеком без принципов, плутоватым и опасным. Вежливый и любезный прежде, он становится страшным, когда предлагает первобытным образом голосовать за смерть Илла. Кроме названных выше двух артистов, он в этом спектакле наиболее выразителен.

Колоритны, с внутренней логикой развития представлены образы священника (Семёнов), учителя (Пузырников), полицейского (Гончарук), беззастенчиво меняющегося на глазах хамелеона начальника поезда (Артём Кукушкин). Экспрессивны седьмой, восьмой, девятый женихи (всё тот же Егор Уланов), скромно разнообразят действие пением актрисы Ирина Бабаян и Ольга Беликова, женскую половину жителей представляет также эффектная Алина Егошина. Спектакль, как видим, наполнен персонажами, но остались, по меньшей мере, еще два самых несчастных, которых назовем ниже.

Пора, однако, перейти от мажорной (жизнерадостной) оценки спектакля к минорному — грустному и, добавлю, негативному анализу.

Лейтмотивом спектакля является МЕСТЬ в целом ряде своих проявлениях. Месть — это воздаяние злом за зло, и Православие однозначно и отрицательно относится к ней. Апостол Павел пишет: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь». К этой теме Иисус Христос возвращается неоднократно. Так, в Евангелие от Луки можно найти его неожиданные слова: «Но вы любите врагов ваших и благотворите… и будет вам награда великая». Святитель Иоанн Златоуст идет еще дальше: «Недостаточно не мстить врагам — будем делать всё, как для искренних друзей, как для самих себя» («Настольная книга для священнослужителей», 2005 г., т.6, с. 836). И уж совсем конкретно по нашему делу находим совет святого аввы Аммона (294-377 гг.): «Если даже какой-либо человек тебе глаз выколол, ты должен простить ему. Если же будешь памятозлобствовать, молитва твоя не поднимется к Богу, и если ты даже мертвого воскресишь, не получишь милости и прощения от Бога» (т. 2, с. 707). Не только месть, гнев и памятозлобие, но и простое осуждение кого-либо у православных считается грехом. В этом отношении спектакль пропагандирует враждебные православию ценности, и аплодисменты зрителей свидетельствуют, что они, к сожалению, охотно принимаются ими.

Признание необходимости мести существует в Ветхом Завете, и, казалось бы, такой этап существования человечества, когда было нормой возмездие «око за око и зуб за зуб» давно пройден. В спектакле эти первобытные правила человеческой жизни не только возрождаются, но и преувеличиваются. Во-первых, Клара не только жестоко мстит своим непосредственным обидчикам, спустя десятилетия, но и изощренно вовлекает в свои козни против Илла всех жителей города.

Во-вторых, она превосходит даже закон «око за око и зуб за зуб». Илл обидел Клару только морально, хотя и гадко. Он не только бросил ее, семнадцатилетнюю, беременной, что, в общем, обычное дело, но и подкупил за литр водки двух лжесвидетелей — Коби (Иван Курамов) и Лоби (Александр Соловьев), которые на суде показали, что переспали с ней, опозорив ее. Что же сделала она с ними, став миллиардершей? Ведь они не крали у ней кораллы, не насиловали ее и не прикоснулись к ней. Никогда не догадаетесь. Она кастрировала их, т. е. лишила потомства и выколола им глаза! Месть ее превзошла всякие пределы, и зверство ее сравнимо с большевистскими в первые десятилетия советской власти. Слепцы, кстати, художественно смотрятся великолепно — естественно, в белых костюмчиках, с тросточками и говорящими каким-то странным каламбуром. Таких героев на омской сцене еще не было.

Итак, месть в древнем иудейском царстве была в законе, а в православии она незаконна. Спектакль же демонстрирует третий путь, называемый специалистами масонским. Суть его в том, что масоны в принципе признают месть, но она, по их правилам, должна осуществляться только в рамках закона, не лишая преступника жизни, но давая ему понять, что он совершил неправедный поступок и должен раскаяться. Слепцы раскаялись, Илл умер сам — типичный третий вариант мести, а по сути жестокий и изощренный самосуд.

О масонах упоминается только раз-два, но весь спектакль сделан под их флагом. Об этом свидетельствует также огромный светящийся крест на заднике сцены. Он искажен, вместо распятого Христа на нем какой-то карабкающийся сбоку человечек, а, может быть, и бес мщения.

Режиссер Анджей Бубень демонстрирует какое-то циничное и невразумительное мировоззрение и оно проявляется не только в его спектаклях, но и в интервью. Цитирую его откровения в Перми: «Долго живя в России, я могу понять загадочную русскую душу, глядя на жизнь здесь циничным взглядом европейца».

Ничего нельзя в этой фразе понять. Что значит «могу понять»? Так понял он нашу душу или не понял и для него она уже не загадка, или «могу понять, но не хочу»? И почему он оценивает нас «циничным» взглядом? Возможно, он не понимает смысл слова «циничный», для чего достаточно заглянуть в Википедию: «Цинизм в переводе с греческого означает откровенное, вызывающе пренебрежительное и презрительное отношение к нормам морали, культурным ценностям и представлениям о благопристойности». Не надо так с нами, пан Бубень. Хочется надеяться, что это просто безграмотность.

В пермском интервью есть еще одна откровенность: «Одной ногой я стою в Европе, а другой — в России… У меня душа сложена из осколков разных национальных культур… У меня в крови много намешано: украинские, русские, венгерские, немецкие, польские предки». Это уже понятней. Вероятно, неопределенностью этнического происхождения режиссера и объясняется его «осколочная» интернациональная душа и соответствующее мышление.

В своем омском интервью Анджей Бубень поделился, что поставить пьесу «Визит дамы» ему предложил главный режиссер театра Георгий Цхвирава, и эта идея пришлась ему по душе. Можно уверенно сказать, что грузин Цхвирава и поляк Бубень поставили в Омске очередную антиправославную и, значит, антирусскую пьесу. Если добавить к этому еще перманентный интерес театра к календарным животным Востока, вроде быка, свиньи, крысы и т. п., то приходится констатировать, что руководители культуры позволяют вести пришельцам политику и идеологию, чуждую нашей национальной традиции и разрушающую нравственную безопасность региона.

Будьте в курсе последних новостей Омска и Омской области. Подпишитесь на телеграм-канал БК55 по этой ссылке.
Поделиться:

  • ПОПУЛЯРНОЕ
  • ОБСУЖДАЕМОЕ

Уважаемые читатели! Теперь Вы можете комментировать материалы сайта, зарегистрировавшись здесь.

Комментирование также доступно при авторизации через любую из социальных сетей:

Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила

33
6
Ложка дёгтя28.01.2021 05:18:26
Лейтмотив спектакля - МЕСТЬ ??? Вы ничего тогда не поняли в пьесе .
30
2
Глаша28.01.2021 07:00:04
Не видела омскую постановку, но произведение, конечно, известное. И фабула там, отнюдь, не месть. Там все глубже и страшнее. Там про нас! Неужели автор статьи не понял. P.S. Возмущение бычком повеселило!)
35
4
Дворник28.01.2021 09:55:16
Вывод: спектакль хороший, но не соответствует мировоззрению критика. Ну а "разрушение нравственной безопасности региона"-это сильно сказано :-)))
18
0
Владимир28.01.2021 10:22:02
Не.Не так...Украинец Степаненко: «Грузин Цхвирава и поляк Бубень поставили в Омске очередную антирусскую пьесу»
32
1
123428.01.2021 12:43:25
При чем тут национальности режиссеров?
А вообще, навеяло:
-Очень вызывающие. Я бы такие не взяла ...
- Значит, хорошие сапоги, надо брать.
22
1
Iнтеллект28.01.2021 13:42:05
она вывернула с изнанки пороки общества и его жестокость, беспринципность, трусость и алчность... месть здесь есть, но не она в основе, плюс каждый может видеть её здесь по-своему. Если она и показана, то оценку каждый должен ставить ей свою: одобрять или осуждать, разделять или нет. в повествовании каждый ищет себе и вопросы и ответы, постановка всегда задает лишь фон. В этом смысле Граф Монте-Кристо вообще хорор тотальной мести. Православие это не праведность, а покаяние в своей сути. Крайне поверхностное мнение в статье, отчасти фарисейское
25
2
как же так28.01.2021 15:17:17
"...разрушающую нравственную безопасность региона."
Так Вам батенька следует в ФСБ писать, а не сюда. Ну или кто еще у нас "нравственной безопасностью" занимается? Пускай прищучат "диверсантов" от культуры)))
36
4
Сильва28.01.2021 19:22:45
Мало того что дедушка нифига не понимает в театральном искусстве, он еще и межнациональную ненависть расчесывает? и православие приплетает к месту и не к месту. Мне как православному человеку, стыдно за таких людей. Он ведь сам агрессивный и злой и готов закидать сс"ными тряпками всех, кто живет не по "евоному". Неужели про театр не может никто нормальный писать на вашем ресурсе, да и премьера этого спектакля уже почти год назад была, чего всполошились то?
2
5
Лихачев Александр Владимирович28.01.2021 19:39:19
А я думал - Совкетскую власть поносили, а тут про какую-то немецкую бабу. Так там у них давно непорядок с этими, понаехавшими из Африки. Еще не то будет.
28
3
Сергей28.01.2021 21:03:56
Прочитал этот опус целиком. Автор ничего, кроме чувства жалости и брезгливости, не вызывает.
17
4
Андрей Силантьев29.01.2021 10:13:15
Наконец-то единодушная отповедь самозваному и очень тенденциозному "театральному критику"! Не загинул, значит, культур-мультур на омской земле Прииртышья!
17
3
Андрей Силантьев29.01.2021 10:14:40
Радует единодушие комментаторов! Я давно подозревал, что мистер Степаненко или заказ отрабатывает непонятно чей, либо серьезно нуждается в помощи специалистов, понятно каких
17
3
прихожанин29.01.2021 12:17:26
Вот так "священник". В православный праздник вместо молитвы и службы по театрам шастает.
22
2
Омич29.01.2021 14:01:50
Что за бред я прочитал?
1
0
Посторонний31.01.2021 18:51:04
Мне кажется - это провокация. Никогда не видел у автора столько эмоциональных комментариев.
2
15
намаз, хамас, хамам, камаз01.02.2021 07:20:26
Не бред, ты омич, почитал, а вполне вразумительный анализ творчества давно увядшего и деградирующего хоз. предприятия! Театром это - назвать язык не поворачивается. И они(актёры и обслуга) и сами это прекрасно знают!
Но денежки -"идут"! "Бабульки" - осваиваются!
Для "городка" - и так сойдёт!
По статье- мне понравилось - как всегда разумно, тактично и с душой!
А кто против и кому не нравится - ну давай бери ручку и бумагу попробуй -напиши - а мы почитаем!
0
1
Вова01.02.2021 22:26:57
Жить по еврейским сказкам, значит быть истинно русским.
2
1
Андрей Силантьев01.02.2021 23:21:05
намаз, хамас, хамам, камаз, это может сойти за вразумительный анализ творчества только с позиций партийной критики середины прошлого века. Автор как будто не подозревает о принципе свободы творчества и не допускает самостоятельности и самобытности режиссерской трактовки в таком условном искусстве, как театр. Как будто все пьесы надо ставить, как горьковскую "На дне" сто лет назад. Двадцать первый век на дворе!
7
1
как же так02.02.2021 11:04:12
намаз, хамас, хамам, камаз, вполне вразумительный анализ творчества? Где Вы его увидели? Как я понял к игре актеров у автора претензий нет. Что касаемо остального, то следуя логике автора, то и "Ромео и Джульету" нужно запретить, а то вдруг наш "критик" узрит там пропаганду суицида. И потом, если Вы считаете театр деградирующим хоз. предприятием, зачем туда ходите? Если мне не не нравится то, что сейчас ставят в театрах, я просто не хожу туда (голосую против). А раз вы туда идете и покупаете билет, значит голосуете "за". И пока вы покупаете на это билеты, то ничего в театре не изменится.
0
2
намаз, хамас, хамам, камаз02.02.2021 11:26:15
"Кто служил в армии - тот в цирке не смеётся!"
Истина не требующая доказательств.
Театры - дело молодых и ДЛЯ МОЛОДЫХ!
В какой-то определённый момент (наверно с возрастом!) - реальная жизнь становится намного интересней - ИСКУСТВЕННОЙ!
А по молодости мы "не вылезали" из ДРАМЫ!
И тогда не всё смотрелось "ровно!" - но и были шедевральные моменты! Ожигова, Чайдяйкин, Лысов,Ханжаровы, Ицков, Прокоп и Алексеев и другие - есть , что вспомнить!
1
2
Ёжик02.02.2021 12:31:25
как же так, я думаю, он туда не ходит, он там работает. И ему, наверное, роль не дали , если актер или по-другому обидели, если нет..
Колумнистика


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Присоединяйтесь
Сетевое издание БК55

Свидетельство: ЭЛ № ФС 77-60277 выдано 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
Главный редактор - Сусликов Сергей Сергеевич.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г.Омск, ул. Декабристов, 45/1, 2 этаж, тел.: (3812) 309-087
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 309-089, 309-121
e-mail: reklama@bk55.ru