У нас на одни объекты выделяются немыслимые государственные средства, которые «осваиваются» любой ценой на ненужных работах, а на другие объекты не находятся даже мизерные суммы для их консервации от разрушения? Или у нас все памятники должны принадлежать только государству или олигархам?
Недавно довелось участвовать в заседании Консультационного совета при Минкульте. Рассматривали вопрос о постановке на охрану цеха бывшего Агрегатного завода на улице Герцена. Кто знает завод, это бывший цех № 23. Он стоит в глубине территории, но цеха, стоявшие перед ним, снесли, и сейчас он виден с улиц Герцена и Октябрьской. Цех постройки 1923-25 годов — первенец советской индустриализации. В нём соединилась ещё царская архитектурная школа с нарождавшейся советской.
Для Омска это один из ярких образцов промышленной архитектуры.
Фото: Яндекс. Карты
Несмотря на все разногласия с нынешним владельцем «завода» по его исторической территории и по другим площадкам, мы отметили, что цех безупречно отреставрирован. Все замены технически оправданы и безупречно корректны. Здание сохранило исторический вид и высокую степень аутентичности. Мы порадовались, что в Омске хоть что-то качественно восстанавливается. Мы исходили из того, что статус памятника будет логичным подтверждением приложенных усилий, придаст им определённую статусность.
Но не тут-то было.
Владелец «завода» категорически воспротивился нашей инициативе. И я, в принципе, понимаю, почему. На заседании комиссии я сам признал, что «мягко говоря, несовершенство законодательства в сфере охраны памятников (грубо говоря, я должен был сказать — нелепость) создаёт трудности для владельцев памятников». Но при этом я настаивал, что статус памятника нельзя рассматривать как наказание для владельца. На что присутствовавшие на заседании сотрудники Минкульта честно признались, что статус памятника — это действительно беда для владельцев». Ну, наконец-то признались, откуда у нас все беды с памятниками, оказывается, от Минкульта.
Все участники совета единодушно вошли в положение владельца и отказали в постановке объекта на охрану. Теперь только остаётся надеяться, что вложив средства в реставрацию, владелец не надумает его снести или изуродовать.
Практически в это же время мне позвонили владельцы «Дома с драконами» на Мичурина, 48, которые в отличие от владельца Агрегатного «завода», являются малоимущими и не в состоянии не то что реставрировать, а даже поддерживать свой дом, который, в отличие от заводского цеха, давно имеет статус памятника.
Причём только у конченых невежд повернётся язык назвать его «бараком, хибарой, гнилушкой, развалюхой». В отличие от некоторых других деревянных памятников это один из ярких символов деревянного Омска. Я был в этом доме. В том числе лазил на крышу, она деформировалась и грозит обрушением вместе со знаменитой башней. Но Минкульт только пишет собственникам предписания, что они обязаны заказать в лицензированной проектной организации научно-проектную документацию в соответствии с ГОСТ-55528-2013. Это около одного миллиона рублей. Эта документация должна пройти историко-культурную экспертизу. Это ещё 150 тысяч рублей. Потом лицензированная подрядная организация выполнит все мыслимые и немыслимые реставрационные работы, начиная от укрепления грунта, усиления фундамента и заканчивая заменой крыши
Это ещё не меньше миллиона рублей.
Дом с драконами. Омск, ул. Мичурина, д. 48. Фото: wikimapia.org
Но у владельцев умерли кормильцы.
Сейчас в доме живут две пенсионерки, у которых едва хватает денег на дрова для отопления. При этом реальные первоочередные работы могут стоить меньше, чем месячный оклад начальника Управления по охране памятников. А доходы владельцев дома примерно в 20 раз меньше этого месячного оклада. Поэтому они никогда не закажут эту научно-проектную документацию. А если они сами возьмутся залатать текущую крышу, то Управление по охране памятников подаст на них в суд, как это бывало неоднократно, и начальник управления с чувством выполненного служебного долга получит свой оклад. А владельцы памятника будут платить штрафы и доказывать в суде, что не хотели причинить ущерб памятнику.
Действительно получается, что причастность Минкульта к памятникам — это «беда» для них.
Только для сильных мира сего делают исключения и избавляют их от этой беды, а на неимущих пенсионеров обрушивают всю мощь государственной машины. Так может уже нужно что-то менять в законодательстве об охране памятников. Почему на одни объекты выделяются немыслимые государственные средства, которые «осваиваются» любой ценой на ненужных работах, а на другие объекты не находятся даже мизерные суммы для их консервации от разрушения.
Или у нас все памятники должны принадлежать только государству или олигархам?
Впрочем, может я зря сгущаю краски. Известно, что строгость наших законов компенсируется их неисполнением.
У нас множество памятников безнаказанно уничтожены или изуродованы. Мы насчитали их больше тридцати, и ни один собственник не понёс за это наказания. Причём это никак не сказывается на окладах чиновников Минкульта. Наказывают только добросовестных собственников, которые сохраняют свои дома. Так что мы в раздумье, стоит ли нелегально латать крышу на «Доме с драконами».
Как ни крути — со всех сторон «беда»
Игорь Коновалов