О «дневальных» по аттракционам, натуральных белках, корзинах для жирафов, лице патриота и содержательном фильме «Разведка через Янцзы»… Всё это — в очередном бэкграундере от Макара Телятина.
Озарение — двигатель цивилизации
«Неплохо в цирке акробатам: // Не жизнь — сплошной аттракцион! // Идут ребята по канату, // А вдруг порвётся где-то он…» (Александр Розенбаум).
Ну, если ребята без страховки работают, то, да, беды не миновать… А знаете ли вы, дорогие читатели, что некоторые козы при малейшей опасности падают замертво? Бах, и перекрывается кровоток в голову. Понятно, что животные окочуриваются почти «понарошку» — у них так срабатывает артериальная система кровеносных сосудов. А потом — встают, и если никаких угроз не видят, бегут себе дальше.
С людьми в целом такое случается редко, а с жильцами дома № 24А по улице Карбышева — никогда…
Стало быть, занесло меня на днях в Привокзальный посёлок, потому что, как говорит мэр Шелест, «подобные мероприятия помогают увидеть то, что не отражается в бумажных отчётах». Вот, кстати, и вспомнились планы нашего градоначальника насчёт установки двух новых аттракционов, стоимостью 9,3 и 12,3 млн. руб. соответственно, в парке им 30-летия ВЛКСМ, когда на моём пути показался вышеназванный дом.
Да, ребята… Кажется, Герон старший Александрийский сказал, что озарение — одна из специфических черт психологии человека и — основа аттракционов. Озарение приходит за озарением. И мы можем увидеть, куда движется человеческая цивилизация… Но почему-то ещё никто из «ответственных» лиц не «озарился» объявить жизнь в доме № 24А (1940 г. р.) по ул. Карбышева аттракционом, чтобы наконец-таки распознать, куда движется цивилизация по-омски.
Во-первых, само пребывание в этом доме — уже своего рода аттракцион, и довольно экстремальный.
Поэтому — для начала — изымаем из мэрского плана 12,3 млн. руб., потому что один готовый уже имеется. А во-вторых… Видите, козырёк? А это ещё минус 9,3 млн. Понятно, что за козырёк (даже за два) вроде как многовато будет, но часть суммы всегда можно перекинуть туда, где «во-первых». А прибыль, на которую напирает мэр, тоже имеется, и о ней на протяжении ряда лет пекутся сами жильцы, регулярно оплачивая квитанции, в том числе за ремонт и содержание жилья. И — вы не поверите! — за капитальный ремонт. Все двенадцать жильцов дома. Которые очень надеются, что в дальнейшем у компетентных органов не найдётся оснований анализировать творчество Александра Блока, связывая оное с количеством людей, проживающих по адресу ул. Карбышева, л. 24А:
«И опять идут двенадцать, // За плечами — ружьеца…» Куда идут? — Ну, может быть, в УК «ПрофАльянс», на балансе которой дом, признанный аварийным, и находится.
К слову, капитальный ремонт намечен на 2026 г., и речь идёт исключительно о крыше. Наверное, куда-нибудь увезут и починят, ибо есть вероятность, что хотя бы крыша до того времени сохранится.
Да, про «во-вторых»…
Уверен, всякая коза, которую попробовали бы заманить в любой из двух подъездов этого дома, свалилась бы замертво, причём без шансов на последующее открытие кровотоков в голову. А жильцы, представляете, ежедневно ходят туда-сюда, правда, под козырьками не задерживаясь.
Посему и вызрело у некоторых из них предложение устроить прямо здесь аттракцион следующего содержания: чиновники городской администрации вкупе с представителями управляющей компании, вдохновляемые «командирскими» примерами, станут приходить сюда как бы дневалить — аккурат под козырьками. По два часа на каждого в день, думаю, достаточно — для выброса необходимого количества адреналина, что, в свою очередь, увеличит приток крови к тем отделам мозга, которые помогают быстро концентрироваться на проблеме и находить пути её решения.
Апропо, если уж без прибыли никак нельзя, то «дневальных» можно будет показывать за деньги.
Прекрасное жизнеутверждающее зрелище, между прочим. Посмотришь — и есть причины благодарить Господа Бога. За всё, что он для тебя сделал. А с другой стороны, таких домов в Омске столько, что на все «дневальных» не напасёшься…
О пользе насекомых
«И мне не спалось в ночи. // Я встал. Подошёл к печи. // Сказал ему: — Здравствуй, сверчок! А он замолчал, дурачок» (Андрей Усачёв).
Вроде бы тёплая погода установилась окончательно, и некоторые мужики наши, даже после трудового дня, предпочитают коротать вечерние часы во дворе дома, хотя никаких адреналиновых забав наша окраинная действительность им не предлагает.
Дверь моя балконная открыта, а потому слышу и понимаю без переводчика отдельные реплики и даже диалоги, вот как вчера:
— Гриша, иди ужинать!
— А что у нас на ужин?
— А то ты не знаешь…
Скрывают что-то или одним и тем же обедают? Хотя у нас, учитывая тот факт, что запахи по двору, особенно в тёплые дни, когда окна открыты, разносятся быстрее слухов, скрыть ничего невозможно. А вопрос насчёт однообразия — риторический, поскольку у всякой хорошей хозяйки (других наши мужики не держат) по щам всегда пятёрки, а «рагу, как в санатории — каждый калорий на своём месте», точно у поварихи Тоси из кинофильма «Девчата». Да знает Гриша, что у них на ужин! И все знают, потому что из его окна ничем ароматным не тянет, и, стало быть, речь идёт о вездесущих макаронах.
Правда, в последнее время тревожно нам всем было — стал Гриша в гараже своём пропадать вечерами, а свой «жигуль» (из ста кобыл точно живы девяносто) ещё прошлым летом загнал дворнику Ниязу для представительских нужд. А потом всё и разъяснилось.
Оказывается, ему тёща, проживающая в Новосибирске, тамошнюю новость на «ватсап» скинула: бывший вузовский преподаватель, а ныне бизнесмен Евгений Демидов, устав, видно, от преподавательской диеты, решил заняться проблемами народного пропитания: купил сверчков на «Авито» и в гараже соорудил первый прообраз насекомьей фермы — стал выращивать их массовым порядком как пищевой продукт. И вот уже им гордятся в Новосибирске, он получает гранты на автоматизацию и расширение процесса, а журналисты взахлеб рассказывают, насколько сверчки питательнее обычной говядины — ведь в них 75% белка, а в говядине всего каких-то 25%.
Опять же, натуральный белок всё же полезнее для организма, чем колбаса из воды и загустителей.
Ну что тут сказать… Во-первых, мы уже радовали омичей похожей новостью, правда, забугорной, и выходит, что новосибирцы оказались расторопнее в плане заимствования передового опыта. Во-вторых, Гриша каких-то других насекомых приобрёл, питательнее тех, что бизнесмен Демидов сторговал, и если его, Гришина, линия заработает на полную мощь, без белка в нашем городе тоже никто не останется.
Хотя дворник Нияз полагает, что наш бизнесмен «прогорит»: лето же на носу, а представляете, какое развлечение для детей — налови себе и родителям ужин! Зато помощники будут в семье, не до гаджетов станет…
Без всяких там аллюзий
«Гуляли жирафы // С большою корзиной // И обходили // Все магазины» (Эдуард Успенский).
Действительно, разве мы, люди, жирафы какие-нибудь, чтобы шляться по магазинам? — У нас и корзин таких нет. Заявил же недавно депутат Государственной думы Пётр Толстой:
«Потребление — не главная черта русского человека… Для жителя России рост цен на несколько рублей — это не трагедия».
И то верно, какие тут могут быть трагедии? — Вот когда с похмелья на бутылку нескольких рублей не хватает — это да — никто же не продаст поллитровку без пятидесяти граммов, а полкило картошки вместо килограмма — всегда пожалуйста, и это уже будет считаться не потребительством, а насущной необходимостью.
Или вот одному моему знакомому (он-то и искал вчера недостающие рубли) бес в рёбра вцепился, как приговорённый маньяк в подлокотники электрического стула, и мужика — пенсионного, между прочим, возраста — на всякие шалости потянуло. Домой вернулся через месяц, а там — ни жены, ни мебели, ни вещей, даже его собственных. Правильно в народе говорят: «Погнался за юбкой — остался без штанов». Теперь ходит по знакомым — по нескольку рублей просит. Трагедии в этом тоже никакой, а всё равно — не до жиру.
Да и вообще многие считают, что слова Толстого (Петра) выдрали из контекста — журналисты нынче такие пошли, всё им выдрать чего-то хочется. А на самом-то деле, это всё «рефлексы головного мозга» виноваты, как говорил Степан Аркадьич Облонский из «Анны Карениной», которую, как известно, написал прапрадед Петра Олеговича — Лев Николаевич.
Вот любят у нас обобщать, а может быть, это в думском буфете сёмга какая-нибудь подорожала, или, не приведи, Господи, палтус, ну и высказался человек без всяких там аллюзий. А с другой стороны, для кого и зарплата депутатская — несколько рублей… Тем более, что по данным Росстата, по итогам первого квартала официальный показатель роста цен составил 9,5%.
И вот уже находятся оппортунисты, пишущие в сетях:
«В расчёт перестали брать стоимость потребительской корзины, а именно от неё мы, простые смертные, зависим очень сильно. Нам не важен коэффициент увеличения стоимости подшипника для легкомоторного самолёта, который снижает официальную инфляцию, нам важна стоимость хлеба, курицы, макарон, риса и других значимых продуктов!».
Так может быть, корзину ту как раз жирафы оприходовали? Но всё равно главное — это здоровье, как физическое, так и духовное. Будем над этим работать. Вот как мы с женой на даче — каждый день и каждый час: удобряя, поливая и защищая. Укрывая от непогод и морозов, буквально просеивая меж мозолистых ладоней каждую жменю земли. Веря, что наполнится силой и светом наш огород! Заметьте, Пётр Олегович, силой и светом, а не нефтью и газом. Так что вы совершенно правы.
Да и гороху нынче много, что отражается на инфляции в положительном смысле. Настолько много, что российские производители оного просят Мишустина, чтобы Михаил Владимирович попросил китайцев открыть для них свой рынок. А когда и китайцы наедятся гороху, то и тысячи рублей покажутся сущими пустяками…
Хотя подшипники, полагаю, тоже стоит учитывать.
Чем богаты
«Дорогая передача! Во субботу чуть не плача, // Вся Канатчикова Дача к телевизору рвалась…» (Владимир Высоцкий).
С 1 июня на главном телеканале Латвии «LTV1» начнётся выпуск программы «Мне стыдно», на которой любой русскоязычный артист или певец сможет покаяться за Россию.
Ведущими программы станут Чулпан Хаматова, прикупившая участок в латвийских кустах в 100 км от Риги, и небезызвестный в Израиле Максим Галкин. Ну что за люди, а? Пока не добьют эту Латвию несчастную, не успокоятся — едут и едут, выступают и выступают… Разве у Галкина не все 300 билетов в Израиле раскупили, чего он в Латвию-то попёрся, жену с детьми одних оставил? На Кипре уже.
А вы видели выступление дважды лауреата Государственной премии РФ Чулпан Хаматовой в Риге? Как можно не гордиться этой женщиной, этой Бэмби российских подмостков, скажите мне? Сто человек пришло её послушать, между прочим — это вам не кот начхал. Это — благодарные зрители. Разве могла она ожидать чего-то подобного в холодной неприветливой России, где её не ценили и не понимали? Просто деваться было некуда, понимаете?
Если свести выступление почётного гражданина Казани к основным мыслям, то получится примерно вот это: «Кто смог, те уехали, а кто не уехал, те не смогли»; «Она может говорить то, что чувствует». Не густо, конечно, но чем богаты. А вот жесты иногда гораздо красноречивее слов. «Я чувствую боль» — сказала Хаматова на том митинге и положила руку на живот.
Наша баба Дуся считает, что Чулпан вообще дали указание — каждый день что-нибудь говорить на соответствующую тему и показывать на живот. Обязательно!
Иначе новая родина может её неправильно понять, а это грозит неприятностями самого разного свойства. Не сделает то, что ей скажут — отберут участок, и привет. Бегай потом по Европе, доказывай про священное право собственности. Хотя лично я посоветовал бы Чулпан всё-таки тексты готовить заранее. А то эти паузы, слова-паразиты, попытки найти нужную фразу… Где рубленные чеканные предложения (возможно, по-латышски), фанатичный блеск в глазах, громкий уверенный голос?
Латыши, вероятно, ждали большего профессионализма от народной артистки РФ.
Окуджаву, правда, прочитала не икая и не запинаясь. Выучила когда-то… Да, а лицо? С лицом надо что-то делать обязательно, а то Чулпан Наилевна становится похожей на Аллу Борисовну (баба Дуся говорит, что на Лёшу Панина). Их начнут путать, вот увидите.
Галкин и начнёт — у него с Маргаритой Симоньян спор ещё не закончился. Ему-то, Галкину, терять уже нечего… А тут ещё говорят, что в фонде Чулпан «Подари жизнь» наблаготворили на миллиардную недостачу. Деньги якобы прокручивались по мутным схемам, до детей не доходили. Неужели, правда? Наверное, сюжет об этом станет гвоздевым в программе «Мне стыдно».
Или рассказ Хаматовой о выращиваемых ею на балтийскому берегу редкоземельных огурцах, поскольку, полагают знающие люди, чтобы возвести ещё и домишко — это по деньгам ей надо сняться в трёх «зулейхах», а фильмы в Латвии снимают раз в пять лет на смартфон и за еду…
Интересно, почём там огурцы?
Замена блокбастерам
«Сказал философ из Совкино: // «Родные сестры — кино и вино. // Хотя иным приятней вино, //, но в случае в том и в ином — // я должен иметь доход от кино // не меньше торговца вином» (Владимир Маяковский).
Лишённые голливудской «подпитки», отечественные кинопрокатчики в отчаянных попытках спасти бизнес и сохранить хотя бы половину своей аудитории всерьёз размышляют — чем и кем заменить кассовые блокбастеры?
Ну, что ж, давайте вспомним совершенно конкретный 1954-й год, для чего прочитаем заметку некоего Н. Чекова прямо из Пекина в номере «Советской культуры» (ценою в 40 коп.) от 12 мая, то есть, почти вчерашнюю. Название — чрезвычайно актуальное и для директоров омских кинотеатров, лишившихся сразу… многого: «Новые китайские фильмы».
А вот и сам текст:
«На экране мелькнул огромный иероглиф «вань» — конец. Окончился очередной сеанс в кинотеатре «Шоуду». Но зрители не поднимаются с мест. Проходит несколько минут, и под дружные аплодисменты всего зрительного зала на сцену выходит небольшая группа людей. Так началась одна из встреч пекинцев с коллективом творческих работников, создавших интересный, содержательный фильм «Разведка через Янцзы» — о борьбе китайского народа за свободу и независимость своей родины. Это яркий эпизод небольшого сражения, разыгравшегося на берегах могучей реки в 1949 г. между наступавшими частями народно-освободительной армии и гоминдановскими полчищами, пытавшимися закрепиться на этом водном рубеже. Фильм, созданный Шанхайской киностудией, смотрится с неослабным вниманием от начала до конца. В этом большая заслуга режиссера Тан Сяо-дани, проявившего подлинно художественный вкус в экранизации талантливо написанного сценария Шень Мо-цзюня. Хорошая игра актёров делает персонажи жизненными, убедительными. Герои фильма наделены яркими, индивидуальными характерами, и вместе с тем им присуще общее качество — преданность делу народа, понимание стоящих перед ними задач.
Шанхайская студия выпустила также художественный фильм «Происшествие». На конкретном примере, взятом из жизни, показано, как в новом Китае женщина, освободившись от феодальных пут, заняла полноправное положение в обществе».
Ну, интересно же! Думаю, поп-корн, газировку можно оставить, если уж без этого теперь никак нельзя. А дополнительно вино и пиво надо бы разрешить (на вечерних сеансах), и народ валом повалит на «интересный, содержательный» фильм «Разведка через Янцзы» по талантливо написанному сценарию Шень Мо-цзюня!
Творческих работников, наверное, немало найдётся на китайской барахолке, а озвучивать роль освободившейся женщины можно и Чулпан позвать. Не Галкина же… Посмотрите на постер — не похожа разве?
P.S. Уполномоченная по правам человека в Москве Татьяна Потяева доложила о том, как будут соблюдаться права человека в России в ближайшее время. Оказывается, с нынешнего года в стране начнётся выпуск автозаков с туалетами и кондиционерами. Как там, в Москве, дела с правами человека обстоят, не знаю точно, и про кондиционеры в целом ничего не скажу, а вот в Омске, да, есть такая проблема — с туалетами, поэтому права у наших, омских, людей вроде бы и есть, а реализовать их негде.
Ну, ничего, потерпим — уполномоченная по правам человека зря ничего не скажет…
Здоровья и удачи всем хорошим людям!