Новости. Омск
bk55.ru

священник, театральный критик


Актриса Костюк критику Степаненко: «Кто ни на что не отваживается, не может ни на что и надеяться»

В продолжение темы перманентного разложения коллектива ТЮЗа после погрома, устроенного там главрежем Старцевой.

Вслед за восемью уволенными главным режиссером А. Старцевой артистами ТЮЗа по принципиальным соображениям уволилась актриса Надежда Костюк.

Слова, вынесенные мной в заголовок, замечательно характеризуют поступок Надежды. Я нашел их у выдающегося немецкого поэта, философа, теоретика искусства и драматурга Фридриха Шиллера, представителя направления «Буря и натиск».

Корректно ли сравнивать Надежду и Фридриха Шиллера? А почему бы и нет? Что разделяет их, кроме времени? Он драматург, она актриса и когда-то еще сыграет в его пьесе. Оба молоды (он умер в 45 лет). Жизненные и творческие позиции у них одинаковы, встретившись, они могли бы составить интересную и содержательную партию.

Немаловажно и то, что оба они по знаку Зодиака Скорпионы, время рождения которых с 23 октября по 22 ноября.

Он родился 10 ноября, она — 17 ноября, и это в определенной степени одинаково характеризует их. Энциклопедия подсказывает, что рожденные осенью отличаются прямолинейностью, проницательностью, упорством, стремлением идти вперед, острым умом и языком.

Кому, как ни мне понять и разобраться с ними? Как-то ведь тоже пишу что-то во славу Божию. Надежда награждена премией Омского отделения СТД РФ «Дебют года» за роль Дороти в мюзикле «Волшебник Изумрудного города», я награжден премией Союза писателей России за свои театральные работы.

Получается как бы неплохая триада: драматург–актриса–критик. Надо же так угораздило, что и я родился тоже 10 ноября, и на том свете буду отмечать свой день рождения одновременно с Фридрихом Шиллером на немецком языке. Три Скорпиона собрались вместе в этом материале, им есть о чем поговорить. Я никогда ранее не интересовался знаками Зодиака, но как-то уж поразительно сходятся они с личностью актрисы.

Перейдем теперь к лингвистическому анализу фамилии Костюк, и мы получим дополнительные данные о правильности выбранного нами направления знакомства с нашей героиней. Надежда не замужем, следовательно, она носит родовую фамилию отца. Фамилия Костюк происходит от латинского имени Константин и переводится на русский как «стойкий, постоянный». Фамилия имеет украинскую особенность, на что указывает словообразующий формант — ЮК.

В происхождении и смысле фамилии Костюк читаем:

«Костюк — творческая личность, очень одаренная в самовыражении, легко делится инновационными и новаторскими концепциями с помощью искусства, ораторства. Их работа вдохновляет, мотивирует и возвышает других, а Костюк находит огромную радость, заставляя других улыбаться и быть счастливыми».

В этих словах дан потрясающе точный портрет нашей Костюк.

Казалось бы, уже достаточно представлена мною Надежда Костюк в общеевропейском формате, но не удержусь процитировать еще и результаты анализа умными людьми ее фамилии по буквам, оказывается, возможен и такой вариант.

К  — указывает на обостренное чувство справедливости и стремление к стабильности. Костюк обладает выносливостью, непревзойденной силой духа, проницательностью.

О  — указывает на развитую интуицию и широкий кругозор. Костюк отличается эмоциональностью, потребностью в самопознании, умением доводить все дела до конца.

С  — символизирует силу и независимость. Костюк отличается здравомыслием, надежностью и спокойствием, стремлением к равновесию и благополучию, неустанно пытается понять свое предназначение в жизни.

Т  — указывает на умение слушать других людей. Костюк — творческая личность с развитой интуицией, ранимая натура, неутомимый искатель справедливости и правды.

Ю  — означает эмоциональность и обостренное чувство справедливости. Костюк отличается способностью к самопожертвованию ради достижения поставленных целей.

Поразительно, как будто все эти свойства людей с фамилией Костюк прямо списаны с одной актрисы Надежды Сергеевны Костюк, но этого не может быть хотя бы уже потому, что данные из интернета замечены и записаны раньше, чем родилась Надежда. Остается признать, что звезды в космосе сошлись так, что Надежде суждено законами природы быть творческой личностью, иметь обостренное чувство справедливости, непревзойденную силу духа, независимость, стремление понять свое предназначение в жизни, заставлять других улыбаться и быть счастливыми.

Переходим теперь от общего к частному. Родилась Надежда в Новосибирске, ей 26 лет, она окончила музыкальную школу по классу фортепьяно и вокалу (2001– 2009), а затем Новосибирский государственный театральный институт (2013– 2017) и после выпуска служила пять лет в Омском ТЮЗе до появления в нем Анастасии Старцевой, брошенной туда для погрома театра. Я видел Надежду в шести спектаклях, по каждому из них публиковал свои рецензии и неизменно восхищался ее игрой.

За пять лет игры Надежда Костюк создала целую галерею запоминающихся женских образов применительно к молодежному театру. Они всех возрастов и разных социальных групп, начиная от сказочной Дюймовочки, возраст которой точно нигде не обозначен. В спектакле «Нарния» ее героине Полли определенно 12-13 лет. Она уже наделена серьезными познаниями добра и зла, любознательна, активна, в меру рискованна и способна бороться за победу нравственного начала и христианских ценностей.

В «Отцах и детях» она представила молодую помещичью дочь Катю, на которой женится друг Евгения Базарова Аркадий Кирсанов, бросивший надоевших ему нигилистов. Она в том же ряду душевных, эмоциональных, положительных русских женщин. В спектакле «Цыганы» Надежда играет главную роль цыганки Земфиры — натуры вольной, увлекающейся, страстной, но честной и открытой. Разлюбив Алеко, она прямо говорит ему об этом, даже слишком смело, настолько вызывающе, что совершается трагедия. Наконец, в спектакле «Люди, места, вещи» персонаж Надежды Костюк вдруг неожиданно является пациентом психбольницы, в которой оказывается помощь артистам, зависимым от наркотиков и алкоголя.

Словом, за плечами Надежды Костюк богатый актерский опыт, по достоинству оцененный зрителями, режиссерами, членами жюри на различных конкурсах, но не пожелавшей оценить такой самородок новоявленной в ТЮЗе Анастасией Старцевой.

Нет сомнения, она покинула ТЮЗ, который был для нее уже своим родным домом, с болью в сердце. Причина этого, конечно, очевидна: присланная сюда главным режиссером Анастасия Старцева, лишенная элементарных навыков работы с людьми, с вздорным и властолюбивым характером, отринувши сразу восемь актеров из тридцати по нелепым придиркам.

Надежда Костюк закончила 2021 — 2022- й театральный сезон ведущей актрисой Омского театра для детей и молодежи (ТЮЗ), а новый 2022 — 2023-й начала исполнительницей художественного слова и актерской песни в Омской филармонии. К этому времени она имела уже хороший опыт академического и эстрадного вокала. Одним из свидетельств ее успехов можно назвать то, что в апреле 2022 г. в Екатеринбурге на Третьем Всероссийском конкурсе актерской песни она стала лауреатом, исполнив две песни: «Padam» из репертуара Эдит Пиаф и «Канатоходец» Владимира Высоцкого.

С открытием театрального сезона в омских театрах Надежда Костюк вновь с энтузиазмом включилась в творческую деятельность. Уже в сентябре я посмотрел два ее спектакля. Первый из них состоялся в театре «Центр современной драматургии» (ЦСД). Это был моноспектакль «Музыка ветра» по одноименной повести (2018 года) Татьяны Томах (СПб) режиссера Полины Кардымон (Новосибирск). В спектакле рассказывается о младенчестве, детстве и ранней, подростковой юности некоей Вероники Мурашовой, которую можно смело назвать не простым персонажем, а героиней.

Моноспектакль всегда сложный жанр, но у Надежды этого не замечаешь. Ее спектакль воспринимается легко, стремительно. Всё находим в нем, и радости детства, и боль развода родителей, скандалы с матерью и обида на любимого отца, когда сознание отказывается понимать, что у него есть где-то вторая дочь двух лет. Среди же всего этого тонкой и трепетной ниточкой у Ники возникает сначала братская, школьная, а затем и серьезная подростковая любовь к Диме Воронову, и оба они достойны похвалы и любования.

Как же надоели на сцене пьяницы, наркоманы и прочая шпана!

В формат этого материала не входит развернутая рецензия на спектакль «Музыка ветра». Остановлюсь только на первых еще не твердых шагах нашей героине Ники в детском саду (аду). Ее привели в садик, когда группа была уже сформирована и ее не признали своей. Паршивый мальчишка на глазах Ники оторвал кукле голову и бросил ей под ноги. Воспитательница, не разбираясь, с гневом обрушилась на девочку за несовершенное ею преступление. Актриса передает жестокую несправедливость произошедшего в прилагаемой фотографии.

Так она изображает воспитательницу. Что может быть для ребенка страшнее?

Девочка в столь раннем возрасте впервые столкнулась с подлостью и предательством, но так закалялся ее характер, что великолепно передает актриса.

Второй эпизод из детского сада не менее потрясающий. Мурашова — только так называла Нику воспитательница — терпеть не могла кушать вареную морковку. Зная это, воспитательница пыталась заставить ее однажды съесть целую тарелку моркови. В конце концов, Ника смахнула тарелку со стола и побежала, воспитательница за ней, поскользнулась на морковке и упала…

Актриса ведет рассказ от имени ребенка и сообщает, что больше эту воспитательницу она не видела, наверное, она залечивала переломы.

В этих двух таких подробных эмоциональных детсадовских эпизодах в лице воспитательницы мне показался портрет главного режиссера Анастасии Старцевой. После окончания спектакля состоялось обсуждение спектакля со зрителями, и я попросил актрису назвать причину ее ухода из ТЮЗа. В ответ она дипломатично сказала только несколько слов:

«Чтобы сохранить свое здоровье», и от комментарий уклонилась.

Это делает честь Надежде Костюк, она, как и ее героиня Ника, ни к кому не предъявляет претензий. Она выше по своим человеческим качествам и, прежде всего, по своему достоинству выше главного режиссера, хотя и не считает нужным показывать это. Так и крошка Ника человечней воспитательницы. Надежда вольна сама принимать решения, чтобы реализовать себя так, как считает это нужным. Вероятно, она вместе с Никой летает во сне высоко-высоко или готова спасти от забоя мясниками заболевшего коня, на котором Ника научилась скакать за три месяца.

Спектакль умело обогащен видеоизображениями (Егор Попов), а сама актриса облачена в белую майку-футболку и свободный темный сарафан, напоминая традиционную русскую сказительницу, что очень уместно (художник Алеся Баламутина).

В конце сентября в Органном зале Омской филармонии я посмотрел ее литературно-музыкальную композицию по рассказам Тэффи. Она назвала свой концерт «Две Надежды», подразумевая в этом не только то, что имя писательницы, как и ее собственное — Надежда, но и находя сходство с ее духовным миром.

Тэффи — литературный псевдоним русской писательницы Надежды Александровны Лохвицкой (1872-1952), эмигрировавшей в 1919 г. и скончавшейся во Франции.

Концерт включает пять рассказов, из которых первый — «Любовь и весна». Впечатление ошеломляющее. Как это ни странно, актриса потрясает ни какими-то страхами, а совсем наоборот — утонченностью, нежностью и тончайшим юмором, что воспринимается как откровение. Речь идет всего-навсего об отношениях 10-11-летней девочки и 13-14-летнего мальчика, которые и отношениями-то можно назвать только условно. Они не знакомы, ни разу не разговаривали, пару раз обменялись записками, виделись только через окно закрытого пансионата для девочек, мимо которого каждый день проходили с занятий гимназисты.

Одна из гимназисток предлагает между ними игру в любовь, которая неожиданно переходит в драму. Классная дама пытается отнять у девочки записку с двумя строками чьих-то любовных стихов, а та воспринимает это как раскрытие ее великого греха и торопится на исповедь к священнику.

Изысканный рассказ Тэффи сам по себе выше всяких похвал. Каждая строчка текста достойна восхищения или, по крайней мере, улыбки. Когда же текст наполняется мастерством и обаянием исполнительницы Надежды Костюк, то совершается чудо искусства — рождается пленительный образ девочки, равный которому я не могу припомнить.

Композиция спектакля выстроена со вкусом и тактом. Пятый рассказ — «Забытый путь» перекликается по содержанию с первым на более строгом, взрослым уровне. Невинный флирт легкомысленного декадента оказывается не по делам жестоко наказанным. Сходство содержаний первого и пятого рассказов увязывают композицию в единое целое, а три остальных заполняют пространство между ними так, что для характеристики творчества Тэффи нет необходимости что-то дополнять или убавлять.

В этих трех рассказах обозначены достаточно серьезные темы из всего огромного творчества Тэффи. В одном («В вагоне») дано щебетание с одесским шармом двух никчемных пожилых дам, в другом («Сон? Жизнь?») представлен мир декадентских снов. В третьем рассказе («Коварный старик») барыня Марья Степановна распускает совсем уж нелепый слух, что у нее роман с князем Засимским, чтобы представить себя более значимой, чем она есть.

Казалось бы, о любви всё известно, но Надежда открывает новый мир женской любви, целый сундук, шкатулку, из которой каждый может черпать и черпать. Сидевшая рядом со мной пожилая зрительница прокричала: «Браво». Зал, кстати, почти полный.

Удачно, я бы даже сказал чарующе, решена эстетика спектакля. Я ожидал увидеть ее на этот раз в блестящем концертном платье и ошибся. На сцене черное фортепьяно и рядом с ним в достаточно простом черном шелковом платье с перелиной, в котором она гармонирует с огромным инструментом, а значит и с музыкой. Между ними лишь белый стул, который как бы живет своей собственной жизнью, которую вселяет в него актриса. К платью она добавляет всего только пару шляп контрастных зеленого и красного цветов, стилизованных под время Тэффи.

Удивляют её руки, она ими и рисует, и дирижирует, и рассказывает. Подвижно всё её тело, начиная с головы, которая клонится то влево, то вправо, то прямо к зрителю, приглашая его своей богатейшей мимикой участвовать в действии, удивляться персонажам своих рассказов. Интонация её совершенна и разнообразна, т. к. она не просто читает, а легко передает диалог двух различных персонажей. Ее не увидишь неподвижной, она умеет использовать всю сцену. Я видел ни две Надежды, а одну, т. к. Надежда Тэффи и Надежда Костюк сливались в один образ — лирический, артистический, поэтический образ русской женщины, не носящей на себе клейма интриги, блуда или чего похуже. Такая женщина может быть ветреной, жеманной, капризной, озорной, но это только украшает её.

Казалось, я хорошо знал Надежду по ТЮЗу и сожалел о том, что она покинула его, но сомнения прочь. Лишь один этот концерт из пяти рассказов превосходит по художественному богатству все ее спектакли.

За фортепьяно между тем безупречная и хорошо известная омичам Марина Климентова. Звучит как нельзя лучше подобранная к рассказам Тэффи и к настроениям исполнительницы музыка немецкого композитора эпохи романтизма Роберта Шумана (1810-1856), утонченного польского композитора той же эпохи Фредерика Шопена (1810 -1849), оригинального русского композитора Александра Скрябина (1871-1915) — символиста, придумавшего цветомузыку.

Мне бросается в глаза то, что все эти выдающиеся композиторы, а также названный в начале этого материала драматург Фридрих Шиллер скончались слишком рано от различных болезней, не перейдя рубеж даже в 46 лет. Потому можно отдельно похвалить Надежду Костюк за то, что она не желает портить свое здоровье в атмосфере недоброжелательности, подозрительности и мелкой придирчивости, насаждаемых в ТЮЗе.

По моим представлениям, ТЮЗ потерял больше, чем потеряла актриса Надежда Костюк. Она, может быть, вообще ничего не потеряла, но открыла для себя новые творческие горизонты. Ничего, похоже, не потеряла и Анастасия Старцева, но по другой причине — поскольку театр ей безразличен. Ей все равно кем, лишь бы командовать, набирая новых жертв. Она собирает вокруг себя из оставшихся гвардию лично преданных ей актеров.

Я почувствовал это на себе, когда недавно встретил супружескую пару артистов ТЮЗа в одном из театров. Прежде они всегда были любезны и улыбчивы со мною, теперь же вместо приветствия я услышал от супруга какое-то раздраженное урчание, после чего он повернулся ко мне спиной, а супруга талантливо разыграла передо мной экзотическую сцену, под названием: «Нуль внимания, фунт презрения».

Вывод здесь очевидный: после моего осуждения в СМИ разбоя Старцевой некоторые из оставшихся артистов вынуждены приспосабливаться.

Им страшно теперь быть замеченными даже просто стоящими рядом со мной, т. к. об этом донесут лагерному начальству. Старцева не только обидела и незаслуженно наказала восемь вычеркнутых из театра артистов, она портит и оставшихся. Из ТЮЗа продолжают уходить сотрудники: ушла помощник режиссера Юлия Дивак, педагог по вокалу Мария Филяева, заведующая литературно-драматической частью Наталья Рыбась…

Погром переходит в перманентное разложение коллектива.

Лев Степаненко

Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77-60277 выдан 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич

CopyRight © 2008-2014 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
Главный редактор - Сусликов Сергей Сергеевич.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: bk55@tries55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: rakurs@tries55.ru, pressa@tries55.ru
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru