Новости. Омск
bk55.ru

священник, театральный критик


Лев Степаненко: «В Омской драме г-да Цхвирава и Лопухин за госсчет накормят зрителя дохлыми мышами идиота»

В спектаклях главного режиссера государственного Омского академического театра драмы в качестве героев казалось бы уже представлены все отбросы общества: пьяницы, наркоманы, сквернословы, гомосексуалы и прочие сатанисты и извращенцы… Ан, нет! На сей раз Георгию Цхвираве  пришелся по душе дегенерат и убийца.  Так и хочется спросить… Доколе?

Спектакль «О мышах и людях» по одноименной повести Джона Стейнбека в Омском академическом театре драмы. Автор инсценировки и режиссер, он же главный режиссер театра Георгий Цхвирава. Художник по свету Тарас Михалевский.

О мышах и людях пишут порой так интересно, что хочется заучивать написанное наизусть и на всю жизнь. Таковы, к примеру, басни Ивана Андреевича Крылова «Мыши» и «Мышь и крыса».

В первой из них он под видом мышей высмеивает людей-паникёров, которые поторопились признать корабль тонущим, выпрыгнули за борт и потонули. Во второй — иронизирует над трусливыми мышами, считающими, что «сильнее кошки зверя нет». Басни поучительны и назидательны.

Какие же новые знания откроет нам режиссер, поставив на сцене повесть американского писателя Джона Стейнбека (1902-1968) с интригующим названием «О мышах и людях»? Чтобы так смело замахнутся, надо иметь в душе что-то нагоревшее, которым хотелось бы срочно поделиться со зрителями.

В чем провинился homo sapiens, которого пришлось ставить на один уровень с мышами, да еще и позади их?

С такими мыслями «в башке» иду на спектакль. Хотелось добавить вслед за поэтом Маяковским: «и наганом в руке» — ведь речь идет о защите чести человечества, но, как окажется, надо приходить безоружным, пистолет системы «Люгер» уже приготовлен на сцене, чтобы дважды выстрелить по ходу действия.

Мыши стрелять не умеют, стрелять могут только люди, тогда возникает вопрос: в кого будут стрелять люди? — Не в мышей ли? Ведь в заголовок спектакля вынесены только «мыши» и «люди». Словом, мысль одна опасней другой роится в моей голове.

Однако не будем забегать вперед.

Обратимся к содержанию спектакля. По Северной Америке бродят два непростых товарища в поисках того, чтобы честно заработать себе на пропитание, алкоголь и девочек в городском борделе. Это хорошо, но дело в том, что один из них — «полоумный дурак» Ленни (артист Игорь Курамов), имеет огромную физическую силу и психически опасен для окружающих.

Его контролирует вполне законопослушный Джордж (Игорь Костин), у которого Ленни в безоговорочном и добровольном подчинении. Обычно в разных театрах для Ленни подбирают более внушительного по комплекции артиста, но в нашем случае по внешнему виду артисты силой и массой заметно не отличаются. Это не существенно, нам сказали, что Ленни сильнее, и мы верим.

Завязка начинается у небольшой речки, где они останавливаются на ночевку, и там же через несколько дней наступит кровавая развязка. У костра в который раз Джордж рассказывает Малышу-Ленни его мечту, которая сводится к тому, что они купят свое собственное ранчо. Уже есть на примете местечко за 600 $, на котором они будут выращивать кроликов, а Ленни будет кормить их травой и гладить.

Пока что он по привычке тайно гладит дохлую мышь в своем кармане. Джордж запрещает ему это делать, отбирает мышь и бросает ее на другую сторону небольшой речки. Ленни идет за хворостом, незаметно в сумерках переходит речку, отыскивает дохлую мышь и счастливый возвращается. Джордж замечает по его мокрым ногам, куда он ходил, вновь отбирает мышь и бросает ее в другую сторону, в темноту кустов. Ленни безутешно плачет.

Джордж предупреждает Ленни не повторять глупостей, которые он совершил на предыдущем ранчо. Там он начал гладить вместо мышки платье на какой-то подвернувшейся даме, она подняла шум на предмет изнасилования, после им пришлось спасаться бегством от суда Линча. На всякий случай Джордж дает указание Ленни при совершении чего-то непредвиденного в его отсутствии бежать сюда к пепелищу костра и ждать здесь.

Работа шла хорошо, но нахальный сын хозяина Кудряш (Александр Соловьев) начал драку с Ленни. Джордж разрешил ему дать сдачи, и Ленни зверски ломает Кудряшу руку.

Случай замяли, но приближался рок в лице жены Кудряша (Наталия Запивохина). Она замужем всего две недели и мужа не любит, вышла замуж по случаю. Все разнорабочие, которых в бараке около десяти, называют ее неуважительно «шмарой», «шалавой», «мышеловкой», но, похоже, в своих оценках они поторопились уже только потому, что за две недели она никак не успела бы реально заслужить такой рекомендации. Да и Кудряш ее постоянно отслеживал.

Мой взгляд на жену Кудряша, которой даже не дано имени, резко разошелся с мнением персонажей из числа рабочих. Актриса Наталия Запивохина сумела создать яркий непринужденно-подвижный внешне, а также глубоко содержательный внутренний образ. Она тоскует по общению с людьми, даже с такими, как отверженным в те времена, да еще и горбатым негром конюхом (Артем Ильин); психобольным Ленни и престарелым Огрызком с полудохлой собакой — компания ай да ну!

В создании своего персонажа актриса понарошку использует явно не характерную для нее самой развязную пренебрежительную походку, предназначенную в укор им, что уже говорит о ее профессионализме. Она вызывающе демонстрирует свою ногу выше колена и характерно размахивает старинным ридикюлем, что позволяет ей создать запоминающийся, не до конца разгаданный образ женщины.

Актрисе уже ближе к тридцати, и у ней хороший театральный опыт.

В адрес же режиссера Цхвиравы здесь следует сказать, что спектакль в сценическом и эстетическом отношениях жалкий и унылый.

На сцене барак для рабочих, он же конюшня, по ней бродит Огрызок (Всеволод Гриневский) с издыхающей от старости собакой на руках, завернутой в одеяло, и молочной бутылочкой с детской соской (!) Картина эта вызвала у меня такую брезгливость и гадливость, равную чему я в театре не встречал. Подобное я, а видел лишь на мусорных полигонах вокруг Омска в бытность мою пресс-секретарем Управления природных ресурсов.

Тогда мне приходилось сопровождать в числе других начальника омского МЧС генерал-майора Владимира Гуржея (скончался 6 декабря 2022 года).

 

В центре Рослый (Всеволод Гриневский), вверху Джордж (Игорь Костин), под ним Ленни (Игорь Курамов).

Соседи требуют пристрелить собаку, т. к. она настолько воняет, что нет мочи спать. В конце концов, Густафссон пристреливает собаку из своего Люгера, но надо видеть, как это делается. Собака (овчарка) на руках не живая, а кукла. В повести сказано, что ее уводят куда-то за барак и оттуда лишь доносится выстрел. Волею же Цхвиравы Густафссон возлагает ее на авансцену, как на лобное место, придавливает её коленами и убивает.

Трудно подобрать слово, чтобы оценить смысл подобной экзекуции. Это мог сделать Ленни, но операцию осуществил Густафссон, который палачом не был, это самый заурядный посетитель заведения мадам Сузи.

На фоне убогого барака, конюшни и изъеденной блохами собаки в памяти остается лишь единственная сцена, которой помог мне восхититься художник по свету Тарас Михалевский. На самом верху конюшни лежат тюки свежей соломы. Казалось бы, зачем забросили их туда, когда ей место всегда на земле в качестве подстилки или корма животным, но включается свет и становится ясно — вырисовывается живописная пространственная картина.

Солома сама по себе имеет приятный теплый цвет, а в свете включенных прожекторов она неожиданно засветилась как бы изнутри, а, может быть, она и светилась изнутри, мне не было нужды рассматривать расположение прожекторов. Я был пленен картиной в целом.

Итак, наверху нежный соломенный цвет типа волос поэта Сергея Есенина, а внизу пламенеет красное платье и такие же туфли жены Кудряша, которой осталось жить не более пяти минут, и ничто не предвещает пока ее гибели. Никогда ранее я не встречал с такой очевидностью способность Тараса Михалевского быть художником по свету и цвету.

Жена Кудряша (Наталия Запивохина) и Ленни (Игорь Курамов).

В этой сцене и в других бросается в глаза то, что пластика живого и подвластного ей тела актрисы резко контрастирует с малоподвижными фигурами артистов мужчин. Они или засматриваются на нее, забывая о том, зачем они сами на сцене, или еще не обвыклись, т. к. это был первый премьерный вечер (декабрь 2022 г.).

Насколько удачно изображает Игорь Курамов сумасшедшего, для меня не вопрос. Мне кажется находить в этом удовольствие — своего рода извращение, нечто от садомазохизма.

Наконец, жена Кудряша остается наедине с Ленни. Она разрешила ему погладить её мягкие шелковистые волосы (на фото). Он ошалел от такой неожиданности, не всё же гладить дохлых мышей, увлекся, и, имея недюжинную силу, тут же задушил ее. Она скончалась в том же алгоритме, как прежде гибли мыши и только что задавленный им щенок.

Ленни бежит на оговоренный прежде берег реки и ждет Джорджа, который прихватил уже известный пистолет соседа и бежит к нему. Приблизилось время развязки. Ленни в тревоге и крайней степени умопомрачения. Ему мерещится огромный кролик (Мария Токарева) и тётя Клара (Любовь Трандина), которая так старательно поставляла ему мышей в детстве.

Джордж прибегает раньше других преследователей, голоса которых уже слышны. Ленни вновь просит товарища рассказать о том, как они славно будут жить уже в ближайшем будущем на собственном ранчо, выращивая кроликов и свиней.

Джордж торопится:

— Сними шляпу, Ленни. Почувствуй, как хорош воздух.

— Смотри за реку, Ленни, а я стану тебе рассказывать так, что ты всё увидишь будто наяву.

После этой фразы Джордж стреляет ему в затылок, и тот замертво падает на пепелище костра.

Зачем Джордж убивает Ленни? Мне видится в этом две причины. Первая в том, что ему всё-таки жалко Ленни и он тем самым избавляет его от позора и ужаса линчевания, которое заключалось обычно в жестоком избиении, а затем повешении или сожжении. Жалость и жестокость в одном выстреле. Это «удар милосердия» (фр. coup de grace) — смертельный удар, который наносится охотником тяжело раненному зверю, либо солдатом своему противнику, обреченному на мучительную смерть.

Вторая причина более существенная. Если бы их догнали живыми обоих, то обоих бы и линчевали, что не входило в планы Джорджа, который выдал свою логичную версию. С украденным пистолетом убегал якобы Ленни, Джордж первым догнал его, отобрал ствол и пристрелил. Лишь один Рослый догадался о подлинных обстоятельствах дела, но никому ничего не сказал.

Остальные рабочие на ранчо обыкновенные ребята, все они в комбинезонах, трудно различимы, да в этом нет и необходимости. Огрызок (Виктор Черноскутов) — тот, который носит с собой в пеленках полудохлую собаку, Густафссон (Олег Берков) — пристреливший собаку. Такого имени в повести Стейнбека нет. Цхвираве зачем-то понадобилось дать это имя вместо имени Карлсон. Уит (Андрей Агалаков) — тот, который уговорил Джорджа поехать с компанией в город развлечься в заведение Сузи за 2,5 $.

Несколько выделяется среди них более солидный Рослый (Всеволод Гриневский), который подружился с Джорджем, и конюх-горбун (Артем Ильин), которому приданы черты философа, но его философию я оставляю для другого случая.

Словом, все персонажи хорошие ребята, добрые, кроме Кудряша и психического больного Ленни. Помимо девочек из салона мадам Сузи их интересует только игра в подкову. Она упоминается в повести лишь один раз, на сцене с азартом демонстрируется четырежды. Действие всякий раз прерывается, и на сцену выкатывается железная площадка, на которую с грохотом бросаются настоящие подковы. В общей сложности на этот уходит минут тридцать-сорок сценического времени.

Режиссер Цхвирава позволяет на этом себе расслабиться, а артистам развлечься.

Пора задаться теперь вопросом: зачем Георгий Цхвирава представил нам в качестве своего героя такого идиота, что пришлось пристрелить его?

С автора Джона Стейнбека взятки гладки. Ровно 85 лет назад он написал повесть о лишенном разуме человеке, и она имела успех, значит, он ответил на общественный запрос своего времени. В те времена в США еще активно действовала расистская террористическая организация Ку-клукс-клан, случался суд Линча, следы чего можно обнаружить в повести.

Что же нашел Георгий Цхвирава общего между сегодняшней Россией и тогдашней Северной Америкой, что подвигло его на постановку повести Стейнбека здесь и сейчас?

Скорее всего, он так широко и не мыслил, это не про него. Мотивом для него, очевидно, было другое. В спектаклях Георгия Цхвиравы и приглашенных им режиссеров, казалось бы, уже представлены все возможные отбросы постперестроечного общества: пьяницы, наркоманы, сквернословы, гомосексуалы и прочие сатанисты и извращенцы. Ан, нет! Георгию Цхвираве на сей раз пришелся по душе дегенерат и убийца просто для коллекции.

ЧИТАТЬ ПО ТЕМЕ:

Положительные герои господ Лопухина и Цхвирава не интересуют?

Вернемся к Ленни. Ему уже за тридцать и всю жизнь он давит мышей и щенков. Наконец, он убивает единственную женщину на ранчо, даже не понимая, что это «непредвиденное» есть убийство. Просто что-то дергалось и кричало у него в руках, а потом затихло, и надо бежать.

На мой дилетантский взгляд, Ленни не просто дегенерат. Я ставлю ему свой диагноз — некрофилия.

Некрофил — человек, одержимый любовью к мертвечине, к мертвым телам, один из худших вариантов шизофрении.

Тётя Клара пыталась заменить ему однажды дохлых мышей резиновой игрушкой, но он отверг её.

Огрызок (Виктор Черноскутов) с подобием завернутой собаки.

Многие из окружающих считают Ленни человеком добрым. Такое впечатление действительно складывается потому, что Джордж держит его на коротком поводке и контролирует каждое его слово и каждый шаг. Он по необходимости зомбирован старшим товарищем и делает всё только по его команде. Когда же он остается один, то превращается в опасного зверя. Добрым посчитала его и жена Кудряша, и эта ошибка стоила ей жизни.

Джордж в это время осваивал в городе заведение мадам Сузи. Ленни он на такие забавы не брал, тому хватало мышей.

В наших ожиданиях от режиссера, высказанных в начале этого материала, мы переоценили его. Никакого символического смысла мыши в спектакле не несут, никакого сравнения Георгия Цхвиравы с выдающимся баснописцем Крыловым нет и быть не может. У Крылова мышки предстают живыми и забавными, думающими и ошибающимися, у Цхвиравы они дохлые и более ничего.

Гора родила мышь — известная фигура речи, которую я дополнил бы применительно к данной ситуации так: на спектакле «О мышах и людях» господин Цхвирава кормит зрителей дохлыми мышами идиота. Он равнодушен к проблемам идеологическим, художественным и патриотическим. Ему достаточно лишь хоть чем-то привлечь зрителей на свои спектакли, хоть дохлой мышью, хоть мулом на паперти, хоть восторженными рецензиями омских дамочек. Их с удовольствием бы погладил в знак благодарности увлекающийся герой спектакля Ленни, которого они хвалят за какие-то его мнимые шизофренические достоинства.

Вопреки Цхвираве, на сцене могу оказаться и живые мыши, например, случайно привезенные с поля в соломе. И видится мне в этом новогодний сюжет по мотивам сказки Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король». Ночь, звучит соответствующая музыка из балета Чайковского «Щелкунчик». Мышки нисходят по ступенькам со сцены в партер, скользнули влево-вправо в фойе, спустились вниз, и вот они в райской обители — кафе «Станиславском».

Еще недавно кафе приносило столько хлопот директору, что ему помогала вся театральная общественность города найти собственника для кафе и избавиться от этой обременительной заботы. Теперь всё спокойно, мышкам вольготно, бери всё даром. Покушали и назад.

Правда, страшнее кошки зверя нет, но пока нет и самих кошек.

Если понадобится, директор Виктор Лапухин легко справится с этим вопросом и кошек найдёт, породистых и дешевых. Могу назвать адрес: СПб, Дворцовая площадь. Государственный Эрмитаж. Там уже третье столетие содержится несколько десятков котов и кошек. Эрмитаж без них немыслим. В блокаду города крысы поели всех кошек, а после ее прорыва кошек пришлось завозить в СПб вагонами и раздавать населению даром.

Некоторые считают, что даром бывает только сыр в мышеловке. Точно не даром ставятся спектакли, а ставится их здесь много.

Заботливое государство оплатит всё, что главный режиссер Георгий Цхвирава, директор театра Лапухин, при финансовой поддержке министра культуры Трофимова, своим титаническим трудом готовы выдать на-гора, хоть легковесного, но много…

Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77-60277 выдан 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич

CopyRight © 2008-2014 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
Главный редактор - Сусликов Сергей Сергеевич.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: bk55@tries55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: rakurs@tries55.ru, pressa@tries55.ru
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru