6 апреля 1772 года императрица Екатерина II отменила налог на бороды. Этот налог собирался в России более семидесяти лет. Его ввел в 1698 году Петр I. Он сделал это буквально сразу после возвращения из длительной поездки в Европу.
Великое посольство Петра отправилось в европейские страны в марте 1697 года, а вернулось только в августе 1698 года.
Посольство, действительно, было «великим» по количеству членов этой многочисленной делегации. В составе посольства было 20 дворян, 35 волонтеров, а всего более 250 человек. С ними шел обоз в тысячу повод. Официально царь не возглавлял посольство, он там присутствовал инкогнито как урядник Преображенского полка Петр Михайлов.
Одной из главных целей поездки было знакомство с Европой в самом широком смысле слова.
Ну, а так как знакомство растянулось на полтора года, то все члены делегации поневоле «ассимилировались», т. е. «объевропеились». Они обрядились в европейские одежды, стали регулярно бриться, оставляя только усы, и вообще ко многому в Европе уже привыкли.
Петр собирался еще долго разъезжать по «европам», но в России случился стрелецкий бунт. Бунт подавили, однако разгневанный Петр поспешил домой, чтобы поглубже разобраться в причинах бунтах и выявить его организаторов.
И вот внешне полностью европеизированная делегация возвращается на родину.
Они бритые, в брючках, чулочках, туфельках. А от родины они уже отвыкли. Поэтому вид встречающих их бояр потряс петровцев: бояре стояли перед царем в своих высоченных горлатных собольих и песцовых шапках высотой в полметра, в тяжелом парчовом и бархатном одеянии до пола и с длиннющими бородами…
Петр был поражен. И немедленно принял меры.
Уже на следующий день он выпустил указ:
«О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, …».
По этому указу ношение бород запрещалось. А если кто-то хотел остаться с бородой, тот должен был платить особую пошлину и довольно высокую. Дворяне и чиновники платили по 600 рублей в год, купцы по 60, извозчики и слуги по 30 рублей. Проконтролировать крестьян и собирать с них налоги на бороды представлялось невозможным технически. Поэтому крестьяне должны были платить по одной копейки за каждое посещение города.
И только священникам было разрешено носить бороды бесплатно.
В качестве «квитанции» об уплате этого налога были изготовлены особые металлические жетоны — «бородовые знаки». Их следовало всегда иметь при себе на случай внезапной проверки полицией.
Суммы налога особенно для дворян и чиновников были просто непомерными и потому позднее их снизили: каждый бородач обязан был платить по 50 рублей в год. Властями приветствовалось и доносительство: каждый доносчик, обнаруживший не уплатившего налог бородача, получал половину суммы штрафа.
Ну, а потом пришла к власти Екатерина II и 6 апреля 1772 года отменила «бородатый налог». Однако всем придворным, военным и чиновникам все-таки носить бороды она так и не разрешила.
Немка же.