Новости. Омск
bk55.ru

священник, театральный критик


КАЗАЧЕСТВО: PRO ET CONTRA

По мотивам оперетты «Бабий бунт» в Омском музыкальном театре. Режиссер Николай Покотыло (Москва), директор театра Борис Ротберг

12.12.2012 г., когда магия чисел увлекла молодых в ЗАГСы, правительство Омской области сочеталось с Сибирским казачеством, приняв долгосрочную целевую программу «Казачество Омского Прииртышья (2013-2017 годы)». Программа направлена на поддержку казачества, подкреплена материально: на возрождение и развитие культуры, традиций и обычаев его в бюджет заложено 119 миллионов рублей.

Решение это стоит приветствовать не только казакам, но и всякому патриоту России. В царские времена казачество было особым привилегированным военным сословием, непревзойденной военной силой, творящей чудеса. Вся история России сделана казаками. Казаки первыми из русских появились в Сибири и на берегах Тихого и Ледовитого океанов, в Средней Азии основали город Верный (Алма-Ата), на Кавказе – Грозный. Некоторые историки высказывают весьма аргументированные соображения о том, что казаками основаны даже Рим и Берлин.

Казаки стояли не только на страже границ, но противостояли и духовной экспансии, являясь рыцарями земли русской. Навеки запомнили революционеры казачьи нагайки. Вот почему именно они первыми подверглись тотальному уничтожению после захвата власти большевиками. 24 января 1919 г. Ленин и Свердлов издали директиву ЦК РКП (б) на поголовное уничтожение казачества. Директива дала старт казачьему геноциду, унесшему 2 миллиона 250 тысяч казаков, их жен, детей и стариков. Ленин, Свердлов, Троцкий испытывали патологическую ненависть к русским. Последний писал о казаках: «Это своего рода зоологическая среда, и не более того. Очистительное пламя должно пройти по всему Дону, и на всех них навести страх и религиозный ужас. Казачество должно быть сожжено в пламени социальной революции. Пусть последние их остатки, словно евангельские свиньи, будут сброшены в Черное море».

Сжигались и уничтожались десятки многотысячных станиц. Так, в начале 30-х годов на Кубани были полностью ликвидированы жители 16 станиц – расстреляны или отправлены в лагеря. Сами станицы переименованы и заселены жителями других областей. Дон онемел от ужаса.

В наши дни общественность стала узнавать о той кровавой вакханалии, которая совершалась в отношении казаков, началось постепенное возрождение казачества. Однако врагов и недоброжелателей у казаков хватает и сегодня. Обратимся к тому, как отражается казачья тема в искусстве.

В Омском музыкальном театре идет оперетта о донских казаках композитора Евгения Птичкина «Бабий бунт», созданная к 60-летию советской власти (!) Тогда, почти сорок лет назад, она более чем вписывалась в контекст большевистской пропаганды. Достаточно сказать, что Птичкин явился создателем хорового триптиха о Ленине («Охотник из Шушенского», «На кремлевском субботнике», «Ленинский огонек»), в котором композитор «стремился раскрыть образ вождя как самого человечного из людей». Тогда это было нормой, но ведь сегодня мы знаем и другого Ленина, о котором писал, например, Василий Шульгин (1878-1976 гг.): «Чудовище с монгольской рожей, пораженное французской болезнью, думающая гильотина, психопат-убийца…выродок и сатана-кабан, который с превеликим удовольствием, причмокивая, сожрал миллионы человеческих жизней» («Что нам в них не нравится», СПБ, 1992 г.).

В наше время дословное воспроизведение на сцене клавира оперетты времен большевистского апофеоза вызывает, по меньшей мере, недоумение. Для казаков отец родной – «товарищ Буденный», Колчак – «собачья кличка», а все противники красных – «белая гидра и прочая сволочь». Театр не желает знать, что сегодня «прочей сволочи» ставят памятники в России, а тела вождей Белого движения перезахоранивают из-за границы в Донском монастыре в Москве.

Театр ничего не изменил в оперетте, остался глух и нем к современной жизни, и лишь добавил несколько слов в название, которое звучит теперь так: «Бабий бунт, или С вилами против кризиса». Однако вилы на сцене есть, а кризиса нет и в помине, театр лишь завлекает неосторожного зрителя.

Начинается оперетта массовым пьянством казаков, возглавляет ее председатель колхоза Стешка (А. Мотовилов), стоящий на телеге с четвертью (¼ ведра) самогона в руках и наливающий всем по кругу. Некоторые уже не в силах держаться на ногах. В следующей сцене бравая казачка Марфа (Е. Тихонова) отбирает у своего супруга бутылку самогона и, о, ужас, выливает его на сцену (на землю ли). Ее супруг дед Захар проворно растягивается на земле и начинает лизать (лакать) драгоценный алкоголь. Такому унижению подвергает казаков театр. Особый интерес представляет то, что роль Захара исполняет заслуженный артист РФ, лауреат премии губернатора, до последнего времени бессменный председатель Омского отделения Союза театральных деятелей Владимир Миллер! Возникает мысль, а не беспринципную ли гражданскую позицию всего омского театрального сообщества выражает господин Миллер в этой безобразной сцене?

Насмешливое и унизительное отношение к казакам прослеживается на протяжении всей оперетты. Вот казàчки ловят несчастного Семку (А. Серков) и ни за что ни про что стаскивают с него штаны с лампасами, укладывают на телегу и, окружив плотным кольцом, секут его до крови. А ведь казаки вот уже более тысячи лет живут по законам православным. Закон же таков: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу… Каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа» (Еф. 5.22, 33). Итак, жены подвергают порке «господа», и это есть красочный бунт, сатанинское восстание, миниатюрная большевистская революция. В финале казаков снова унижают в массовом порядке, уравнивая их с цыганами и заставляя мужчин плясать в женских цыганских одеждах.

Из большевистской преисподней достал этот спектакль бессменный директор театра Борис Львович Ротберг. Ничто в нем не соответствует истине: мол, казаки довольны советской властью, бездельничают и пьянствуют, хамски относятся к своим женам, а без них беспомощны и не в состоянии приготовить себе даже обед, хотя на самом деле они месяцами и годами находились в походах, былинно закалены и выносливы.

Нет ничего в оперетте из казачьего быта, кроме нескольких слов («будя», «гутарить»); нет элементов самобытных казачьих танцев; пестрые одежды женщин лишены вкуса и красоты, а нам есть с чем сравнить, ведь казачьи праздники на улицах города стали обычными; иди, смотри и любуйся. Пение в оперетте практически совсем не воспринимается, т.к. слова не различимы, возможно, из-за неправильной установки десятка подвешенных сверху микрофонов. Сомневаясь в своих слуховых данных, я специально поинтересовался у нескольких зрителей, устраивает ли их дикция, и получил тот же ответ.

Ничто не радовало мой слух и глаз, дремала моя спутница. Исполнителю заглавной роли гармониста Николки, которому по логике предполагается лет 18-20, на самом деле под 50, и он никак не тянет на влюбленного юношу. Уважаемого и заслуженного артиста РФ Александра Хмырова это никак не умаляет. Видать, нехватка кадров у Бориса Львовича. Возможно, иному меломану безразличен возраст солиста, но мне, наивному, привычно хотелось бы, чтобы юноша выглядел юношей, а комсомолка Настя (Татьяна Боброва) – не членом КПСС.

Из режиссерских «находок» назовем такую: казàчки выстраиваются в линию (на фото) и по команде Насти азартно и гневно показывают фиги казакам, пришедшим к ним каяться. Сцена эта коробит своей вульгарностью, оскорбительна несоответствием ее славным казачьим традициям взаимоотношений мужчин и женщин.

Все это делается под прикрытием имени Михаила Шолохова, по рассказам которого Кирилл Васильев и Михаил Пляцковский сочинили текст оперетты. Дело же обстояло таким образом. Первым за постановку оперетты взялся Ростовский театр музыкальной комедии в 1975 г. Шолохов был против претворения своих произведений в музыкальную комедию и согласился лишь при условии, что ее покажут прежде в станице Вешенской. Показали – сельчане оказали «восторженный прием», семидесятилетний Шолохов вынужден был одобрить ее, а Птичкины (мама композитора Маргарита Иосифовна, жена Раиса) и иже с ними стали успешно создавать «Бабьему бунту» славу «народной» комедии.

Нетрудно представить реальную картину тех дней. Приехали городские в Вешенскую, приехали без пулеметов, огнеметов и боевых отравляющих веществ, больше того – сплясали, посмешили – и восхищены станичники-колхозники. Ведь на памяти их еще были события 1919-1920 годов, когда в Вешенском районе коммунисты только разово расстреляли 600 казаков и казачек, в 22 станицах истребили священников. Отцу Иоанну Пригоровскому в пасхальную ночь прямо в церкви выкололи глаза, отрезали уши и нос, размозжили голову. В Вешенской большевики устроили публичное венчание 80-летнего священника с кобылой – чем не тема новой оперетты для Омского театра (цифры и факты взяты из книг Валерия Шамбарова «Казачество: путь воинов Христовых» и «Белогвардейщина: параллельная история Гражданской войны», М.. 2009 г.).

Поскольку понравилась станичникам оперетта, дал свое согласие и Шолохов. Станичники к тому времени, надо полагать, остались не лучшие, а то и вовсе люди пришлые. Несерьезен и сам факт предоставления сельским жителям права на художественную оценку произведения театрального искусства. Никогда не было, во-первых, у казаков театра, т.к. он им был совершенно не нужен. Для них жизнь была богаче и интереснее всякого театра. Во-вторых, давно известны приемы, которыми можно порадовать простой люд: переодевание мужчин в женщин, падения, пинки, тумаки, скабрезные анекдоты и прочий примитив. Мягко говоря, колхозники не всегда способны отличить балаган от подлинного искусства.

Сюжету оперетты, кстати, две с половиной тысячи лет. Он взят из комедии Аристофана «Лисистрата». Женщины под руководством находчивой комсомолки Насти в борьбе за эмансипацию организованно отказываются предоставлять мужьям интимные и прочие услуги и «уходят за Дон» - интересно, как это у них получается, согласовали ли с парткомом? Мужчины терпят решительное поражение и приходят сдаваться. Был этот сюжет образцом пошлости в Древней Греции, таким остался и сегодня. Театр разъясняет, что «в основу произведения положена идея поисков равноправия мужчин и женщин, в нем сталкиваются отстаивающие свои права на независимость женщины и приверженцы домостроя – мужчины». Цели эти поистине сатанинские, потому что равноправие для женщины приводит ее к несвойственному ей труду и разрушению семьи, а независимость от мужчины и детей является для нее вообще проклятием.

Другим, помимо Аристофана, является нелепое заимствование у Гоголя. Казачка Маринка (Д. Карапетян) ставит своему жениху условие: «Не добудешь себе калоши, не выйду за тебя замуж». В такое убожество превращается здесь красивая гоголевская сказка о том, как кузнец Вакула добыл для своей Оксаны черевички самой царицы. Если это и образы самого Шолохова, то известно, что в последние десятилетия своей жизни он занимался лишь общественными делами и не создал ничего выдающегося. Создатели оперетты взяли не лучшее, что есть у Шолохова. Получился не то плагиат, не то пародия на Аристофана, Гоголя, да и самого Шолохова.

Нелишне обратить внимание и на программку. Во-первых, она стоит дороже, чем когда-либо виденная мною в театрах России, включая Москву и Санкт-Петербург – 60 рублей. Обычно стоимость ее находится в пределах 15-40 рублей. Во-вторых, она составлена либо неумело, что несовместимо с ее ценой, либо свидетельствует о пренебрежении к артистам. По устоявшейся театральной традиции, у артистов всегда указывается имя и фамилия. Здесь же указывается фамилия и лишь инициал имени, что вызывает раздражение. Не всегда очевиден даже пол артиста: К. Черных, В. Миллер, Т. Луцак… В то же время все постановщики указаны, как положено: Николай Покотыло (Москва), Юрий Соснин (дирижер), Марина Суконцева (балетмейстер, Москва), Татьяна Боброва (главный хормейстер) и другие. В-третьих, персонажи указаны лишь схематично: Настя, Николка, Стешка (это вовсе не женщина), Марфа, Федот и т.д., без указания их статуса. Поскольку на сцене занято 45 артистов, то сложно, а то и невозможно догадаться, кто Маринка, а кто Дуняшка и кто из них выдвигал ультиматум с калошами. Программка – документ для зрителей и для истории театра и требует уважительного к себе отношения.

Даже с учетом того, что оперетта не самый серьезный жанр искусства, игнорировать весь трагизм казачества 20-го века и тем более дурашливо выставлять его не должно. Создается впечатление, что руководство театра либо ничего не знает о кошмарах на Дону 20-30-х годов 20-го века, что маловероятно, либо добросовестно выполняет очередной троцкистский (дьявольский) заказ по дискредитации возрождающегося казачества. Решение правительства Омской области позволяет надеяться на то, что министерство культуры разъяснит теперь Б.Л. Ротбергу задачу дня по отношению к казачеству.

Почти уничтоженное в годы советской власти казачество с большим трудом восстанавливается и сегодня представляет, хотя и разрозненную, но, пожалуй, единственную силу, которая подает надежду на спасение православной России. Все ныне существующие политические партии в сравнении с казачеством представляют лишь декоративно-спекулятивные конструкции, мусор на сцене общественной жизни. Казачество же имеет многовековые корни, и хотя порублены деревья, но зеленые побеги от корней способны вспучивать и пробивать даже асфальт.

Казаки нужны России и то, что это поняли в Омском правительстве, делает честь его новому председателю и губернатору Виктору Назарову. Что касается оперетты, то казаки любят и умеют петь и плясать сами по себе, но, похоже, традиционно не ходят в театр, иначе у них был бы крупный разговор с директором Ротбергом.

Сетевое издание БК55

Свидетельство: ЭЛ № ФС 77-60277 выдано 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич

CopyRight © 2008-2014 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
Главный редактор - Сусликов Сергей Сергеевич.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г.Омск, ул. Декабристов, 45/1, 2 этаж, тел.: (3812) 399-087
e-mail: bk55@tries55.ru

Рекламный отдел: (3812) 309-089, 309-121
e-mail: rakurs@tries55.ru, pressa@tries55.ru
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru