Имена народных директоров: Малунцева, Будеркина, Подковки – знал весь Омск. Но Малунцев – имя в нашем городе особое.
Он приехал в Омск 60 лет назад, весной 1953 года. Молодой, энергичный. Без жены: та не захотела расставаться со столичной жизнью, Омск её не прельстил. Декабристки - вообще явление редкое, даже при выдающихся мужчинах.
Малунцев приехал на строительство завода, который и возглавил.
Завод по переработке нефти достался Омску по географическому принципу. Бытуют полулегендарные рассказы, будто вопрос стоял о выборе между Омском и Новосибирском – что где строить: какому сибирскому городу достанется Академгородок, а какому – нефтеперерабатывающее предприятие. Однако вряд ли такая «делёжка» была в действительности: строить нефтезавод в Омске было экономически целесообразнее, поскольку наш город ближе к башкирской нефти. Запасы «чёрного золота» в Западной Сибири были разведаны позже, и тогда Омск тоже оказался кстати: на смену падающим поставкам башкирских углеводородов пошёл мощный нефтяной поток из соседнего региона.
* * *
Александр Моисеевич Малунцев родился в Баку. Работал на Бакинском нефтезаводе, был главным инженером и директором Краснодарского нефтеперерабатывающего завода. В 1953 году назначен в Омск, где силами заключённых и вольнонаёмных строителей возводился новый гигант нефтехимии.
Малунцев сразу включился в дело. И сразу показал себя с человеческой стороны: поскольку прибыл в Омск один, отказался от большой квартиры в пользу многодетной семьи.
Почтовый конверт. Советский партийный и хозяйственный деятель А. М. Малунцев. 1908–1962. СССР. 1988. Художник О. Зволинская
Его вспоминают с живой теплотой по сей день: стремительность движений, характерный южный акцент, его вечное в обращении к собеседнику «Слющай». Он при случае вступался за рабочих, страстно отстаивал свою точку зрения, сам попадал в простительные для нестарого ещё человека «личные» истории. Труженик и во многом – по-хорошему авантюрист, поднявший практически с нуля огромное производство.
Но с именем Малунцева правильно связывать не только строительство и пуск завода и создание самого благоустроенного в то время микрорайона Омска, городка Нефтяников. Он активнейшим образом участвовал в благоустройстве города в целом – как партийный и хозяйственный работник, который мог брать на себя ответственность и принимал значимые для города и людей решения. Именно Малунцев вместе с легендарным омским председателем горисполкома Николаем Александровичем Рождественским, по сути, сделали Омск таким, каким мы его знаем и любим как город-сад.
Когда в 1956 году омичи выиграли всесоюзное соревнование в благоустройстве, им полагалась большая по тем временам премия. Премию должны были получить, во-первых, сами благоустроители, трудившиеся над украшением города, во-вторых – городские службы, а в-третьих – предприятия-победители, лучше других обустроившие свои территории. Однако Рождественский и Малунцев распорядились деньгами по-своему.
Но это не сегодняшняя история про местных чиновников, обращающих общее благо на пользу исключительно себе.
Крепкие хозяйственники того времени понимали: заработанное разлетелось бы мигом, и причём – на самое необходимое. Люди ещё не оправились после войны, ещё не ели досыта, не носили добротных одежд, да и жили в стеснённых условиях, многие – в неблагоустроенных бараках.
Вместо того чтобы дать проесть, распылить эти деньги, Рождественский и Малунцев увеличили их сумму за счёт городских резервов и направили… на покупку трёх больших фонтанов. Фонтаны эти предназначались для города-героя Волгограда, однако приволжские власти оказались нерасторопны, не смогли вовремя собрать средства, и заказ перехватили денежные омичи.
Работы по монтажу чаши фонтана. 1957. Фото Дмитрия Ухтомского из собрания Омского музея истории городского самоуправления
Так были украшены скверы имени 30-летия ВЛКСМ, Первомайский и имени Дзержинского. Установка фонтанов, ставших со временем городскими символами, завершила комплексное благоустройство Омска в период его расцвета как города-сада – со связанными в пространстве и времени зелёными улицами, бульварами, скверами и парками.
Рискну предположить, что не обошлось без Малунцева и при покупке скульптуры Ленина работы выдающегося азербайджанского мастера Фуада Абдурахманова. Время было такое, что лучшие ваятели создавали изображения вождя мирового пролетариата, и одно из превосходных по лепке произведений в 1957 году оказалось в Омске. Хотелось бы найти в архивах документы, касающиеся покупки этой статуи для нашего города…