По Турции прокатились небывало масштабные акции протеста. После многодневных перманентных массовых митингов в Стамбуле подключилась и Анкара. В столице на улицы вышли десятки тысяч человек. Турки требуют ни много ни мало отставки премьер-министра Реджепа Ардогана, который, как казалось, весьма прочно сидел в кресле главы правительства. И проблема-то вроде как муниципального уровня, а вот поди ж ты какая волна поднялась: не хотят граждане, чтобы власти вырубали стамбульский парк Гези под застройку. А какое дело до стамбульского парка жителям Анкары? «Где Кура - а где мой дом!?» Стало быть, не в парке дело, точнее, не только в нём. Дело в способах решения социально значимых проблем властью, дело во взаимоотношениях власти и общества. Аналитики и обозреватели международных событий очень часто забывают, что в понятийном арсенале существуют два похожих, но разных по смыслу слова для обозначения, казалось бы, одного и того же явления: причина и повод, и часто путают их, выдавая повод за причину. Тогда читатель и узнаёт, что Февральская революция случилась из-за того, что в несколько магазинов рабочей окраины Петрограда не подвезли своевременно чёрный дешёвый хлеб, а Первая мировая война началась из-за одного выстрела сербского террориста. На самом же деле причины созревают годами и даже десятилетиями, а поводом может выступить и совсем ничтожный случай. Первые межнациональные конфликты в СССР тоже якобы начались из-за того, что в Ферганской долине на одном из базаров покупатели и продавцы не сошлись в цене на клубнику. Так это объяснили и в Политбюро ЦК КПСС. Вот из-за этого, надо понимать, из-за клубнички, и развалилась самая крупная держава мира? Если политическое руководство будет вот так подходить к оценке первых симптомов назревающих социальных выступлений, то ещё немало нас ждёт потрясений и распадов. Если между обществом и властью нет постоянного контакта и взаимопонимания - в дело вступает улица. А там - на улице - начинают действовать совсем другие законы, и события могут начать разворачиваться совсем не в том направлении, которое планировали инициаторы выступления, и последствия акции могут оказаться непрогнозируемыми. Уличные протесты - это всегда показатель отсутствия нормальных, постоянно действующих демократических механизмов, показатель отсутствия демократии. Народ хочет быть услышанным, и если у него нет других возможностей докричаться до власти, если его представители, «народные» депутаты, не совсем «народные» - он выходит на площадь.
В столицу Турции введены воинские части, которые взяли под охрану правительственные здания. Вместо чистого воздуха власть «предложила» демонстрантам слезоточивый газ в огромных объёмах, закупленный, естественно, на деньги налогоплательщиков. «Диалог» власти и общества продолжается, ведь Турция - тоже Азиопа.