Эх, до чего ж шпионская тема широка и глубока. И ведь давно я в ней, как говорится, не плавал баттерфляем! Ныне что ни день, то буря в информационных стаканах. Шпионы расплодились и скачут в странах Нового и Старого Света, как блохи на псах шелудивых. Всё-то они выведывают, как Райан Фогл в России, или норовят огласить, как Эдвард Сноуден в США. Рыцарей «плаща и кинжала» ловят свои и чужие, объявляют персонами нон-грата, а им всё неймётся. Сегодня об их похождениях не пишут, пожалуй, только в телефонных справочниках. Надоели уже, сил нет!
Каюсь, был и у меня такой грех. В феврале 1991-го мне, собкору центральной газеты, позвонили в Омск из Курганского управления КГБ СССР и заинтриговали с первой минуты разговора. Чекисты выловили в Москве зауральского мужика, который пытался продать западным спецслужбам военные тайны. И именно этой эксклюзивной вестью «Контора Глубокого Бурения» хотела поделиться с читательской аудиторией «Советской России». Заманчиво, чёрт побери! Новость-то сенсационная, с пылу с жару. Ну не было дотоле случая, чтоб какой-то работяга из тридесятой глубинки «инициативно» собирал по всему Союзу секретные сведения на продажу! Пришлось отложить все дела, ехать в Курган и потом срочно в номер писать статью. Вышедший в свет материал назывался «Возьмите меня в шпионы». С вашего позволения, перескажу старую историю по диагонали.
Мой персонаж работал на режимном предприятии и часто ездил в служебные командировки на закрытые объекты. Выполняя задания, узнавал объёмы и содержание разработок, их сильные и слабые стороны. Обладал аналитическими способностями и не механически запоминал, а тщательно записывал данные. Будучи классным спецом, он легко определял тактико-технические характеристики «изделий». Переехав на жительство в Курган, решил заняться бизнесом. Взял в долг «для подъёма» крупную сумму и прогорел. Что делать? Брал-то ненадолго чужие деньги, а отдавать нужно свои, которых нет, и навсегда. В общем, герой, скрываясь от милиции и кредиторов, рванул в столицу.
Цитата из той статьи: «Он, разумеется, не знал азов шпионажа, конспирации и потому действовал с нахальством и неосторожностью дилетанта. То есть просто-напросто звонил в иностранные посольства и тому, кто поднимал трубку, откровенно говорил: хочу, дескать, продать информацию, интересующую военных. После этого назначал встречу в парке имени Горького, подробно описав собственные приметы и бегло рассказав о секретах изделия, которое мог бы по дешёвке - тысяч этак за 5-6 в конвертируемой валюте - продать. На эти встречи, опасаясь провокации, конечно же, никто не приходил…». Ей-ей, Сноуден советского розлива, но со шкурным интересом.
Если Бог хочет наказать человека, то лишает его разума. Может, товарищ решил, что КГБ не прослушивает посольские телефоны и охраняет кукурузу, а не безопасность страны? Не знаю. За ним пришли в парк и, взяв прямо на лавочке, этапировали в Зауралье. В то время я не мог написать, что именно продавал «агент», - велось следствие и предстоял суд. Сейчас другое дело. Если бы посольские бюрократы поверили ему и купили общую тетрадь с записями, то военной авиации и ПВО СССР пришлось бы менять систему радиолокационного опознавания «свой-чужой».
Это такая мелкая мелочь на фоне основных событий 1991 года. Августовский переворот, развал советской империи. Купля-продажа суверенитетов, акты «доброй воли» и политика открытых дверей. В связи с нынешним делом агента Эдварда Сноудена опять пошли разговоры о том, как Вадим Бакатин, руководивший МСБ СССР, официально передал американцам документы с информацией о подслушивающих устройствах в новом здании посольства США. Наследникам железного Феликса подобное не могло присниться и в дурных снах. Собрались послушать закадычного врага и - на тебе! Впрочем, бывший начальник поныне здравствует на свободе и, кажется, не испытывает угрызений совести. Не виновен!
Недавно снова заговорили и о периоде приватизации. Во время «прямой линии» некий чиновник из Перми, загримированный под журналиста, зачем-то спросил президента РФ об Анатолии Чубайсе: «Когда его посадят наконец за решётку?». И Владимир Путин, высоко оценив вклад, зачем-то сказал: «Там много всего смешного. Например, в окружении Анатолия Борисовича в качестве советников, как выяснилось сегодня, работали кадровые сотрудники ЦРУ США...». Не уверен, что это смешно. Смех не вызывает и реакция всенародно «обвиняемого». Главный приватизатор, оказывается, до заявления вождя считал слухами информацию о принадлежности своих консультантов к ЦРУ. Свежо признание, да верится с трудом!
Я не стал бы упоминать и об этом печальном факте, если бы не ответ президента и не ажиотажный спрос на реальную «бондиаду». Понятно же, пребывание Чубайса на свободе всецело зависело от ВВП. Анатолий Борисович давно бы присел на нары, если бы, по словам бывшего чекиста, не был «такой нужной очень для нас фигурой, на которую постоянно общественное мнение отвлекается, когда что-то не нравится». Ага, общий «Толик для битья»! Не всё так, как на самом деле. Система в нашей стране, словно мифический Змей Уроборос, пожирала самоё себя, чтобы обновиться. И одно дело - отлавливать глупых «инициативников», продающих секреты Полишинеля, а другое - посадить на нары «мужественного человека» за шпионов США, помогавших ломать хребет социалистическому государству в интересах новой элиты. Да, те разведчики поживились, их даже судили в США. Но если приватизатор не судим в России, то, значит, невиновен и говорить о нём больше не стоит. Пусть бы и брат он им по духу! Не мог же чиновник, служа Ельцину, как библейский Иосиф египетскому фараону, встречать советников суровым окриком: «Вы соглядатаи, вы пришли высмотреть наготу земли сей!» и отправлять их восвояси, в Землю заокеанскую.
…И всё-таки разговоры на шпионскую тему прекратить не удастся. Вечная! Хотите на десерт историю о влиятельном и бесстыжем канцлере Алексее Петровиче Бестужеве? Этот «агент влияния» в середине XVIII века получал взятки от английского короля «за сотрудничество» с разрешения… императрицы Елизаветы Петровны! И при этом ещё умудрялся обманывать её самым наглым образом. Бестужев «закладывал» свой дом английскому консулу, и тот по фиктивному договору расплачивался с ним деньгами секретного фонда. Потом близкие друзья за обедом и под шампанское сообщали царице, что вельможа обнищал и что дом, где он живёт, ему не принадлежит. Историк Михаил Покровский описал реакцию Елизаветы. Государыня - женщина добрая, хотя и вспыльчивая - «снести такой нищеты своего верного слуги не могла» и приказывала выдавать «потребную сумму» на выкуп. Так, может быть, наряду с ловлей третьих секретарей западных посольств и трезвоном по пустяшным поводам российским спецслужбам пора всерьёз взяться и за отечественных «канцлеров»? Глядишь, и порядок будет…
«Ваш Ореол» № 27 (755) от 03 июля 2013 г.