Новости. Омск
bk55.ru

журналист


Омская коллекция: туфелька для коммунарки

Памятник борцам революции в центре Омска, известный также как памятник Парижской коммуне, открылся летом 1923 года, 90 лет назад.

Митинг в честь открытия памятника Парижской коммуне. 1923. Фото из собрания Омского музея истории городского самоуправления

Выпускник Строгановского училища, преподаватель омского Худпрома Николай Виноградов был человеком художественно «насмотренным». Он не стал изобретать собственный сюжет для монумента, а воспользовался опытом европейского мастера Бертеля. Омский памятник в общих чертах повторяет скульптуру во французском Лиможе: знамя из рук убитого президента Сади Карно подхватывает республиканская Франция.

Однако, несмотря на утвердившееся за омским монументом название, его центральный женский образ – это, конечно, не Франция, а революционная Россия. Именно она поднимает знамя Парижской коммуны. Одна из надписей на постаменте утверждала эту идею: «Славным коммунарам Всероссийской коммуны, расстрелянным Колчаком в ноябре 1919 года».

Женский образ, олицетворяющий Францию, сложился постепенно, в его создании приняли участие образы разных событий из истории великой французской нации, нашедшие отражение в произведениях значительных художников своего времени. Это Франция, воплощенная в собирательном образе девушки из народа Марианны, это «Марсельеза» с парижской триумфальной арки и это сама Свобода – та, которая на баррикадах.

Россия же не обрела олицетворявшего бы ее универсального женского образа. Слишком долго русская женщина была в зависимом, угнетенном положении по отношению к мужчине. Тем более не смогла бы представлять Россию горожанка – очень поздно, по сравнению с просвещенной Европой, появился у нас этот тип: женщины прогрессивной, самостоятельной, независимой. «Женщины в русских селеньях» также не получили обобщённого и узнаваемого художественного воплощения. И Колхозница из знаменитой скульптурной пары Веры Мухиной тоже им не стала: рабское положение села не способствовало утверждению колхозницы на идеологическом пьедестале как символа страны.

* * * Для работ по реставрации памятника в сквере Борцов революции в 2006 году (как водится, ко Дню города) предоставили слишком маленькие и неудобные леса. Реставратор Игорь Коновалов, не будь он человеком исключительной личной скромности, мог бы сравнить себя на этих хлипких досках с Микеланджело, в жутком неудобстве и тесноте расписывающим плафон Сикстинской капеллы. Увидев, что ступня омской коммунарки похожа на нечто вроде грубого башмака, Игорь Леонидович вздохнул по поводу недобросовестности предыдущих ремонтов и терпеливо слепил бетонной даме пусть не изящную, но в целом приличную туфлю.

Перебравшись со своими горе-лесами на другую сторону памятника, реставратор обнаружил, что коммунарка босая.

Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77-60277 выдан 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич

CopyRight © 2008-2014 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
Главный редактор - Сусликов Сергей Сергеевич.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: bk55@tries55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: rakurs@tries55.ru, pressa@tries55.ru
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru