Возможно, самыми первыми почитателями творчества бездомного поэта стали врачи – психиатры, сестры. Почти все они сохранили теплые воспоминания о своем пациенте и самое главное(!) сберегли все, что написал, нарисовал Кутилов за время пребывания в психиатрической больнице. Понимали, какой талант по воле рока попал к ним.
Аркадий (Адий) Кутилов. Родился в таежной деревне Рысьи 30 мая 1940 г.; большая часть детства и юность прошли в поселке Бражниково Колосовского района. Армейские годы проходили в Смоленске, где поэт, выступая со своими стихами на областном семинаре молодых литераторов, получил лестные оценки А. Твардовского. Комиссован в тяжелом состоянии (отравление антифризом после групповой попойки, закончившейся смертью для пяти его сослуживцев). Пробует зарабатывать журналистским ремеслом, но не задерживается ни в одном издании. С конца 60-х и до конца жизни — семнадцать лет — бродяжничает. Погиб в Омске летом 1985 г., место захоронения после пяти лет упорных поисков нашла омичка Нэлли Арзамасцева – создатель и хранитель музея Кутилова в 95- й школе. В октябре 2013 г. на могиле поэта стараниями Арзамасцевой и других энтузиастов на могиле поэта был открыт памятник.
Однажды с моим давним приятелем заговорили о русском поэте, прозаике, журналисте, художнике Аркадии Кутилове. Приятель сомневался, а потянет ли Кутилов на общероссийское признание? Мол, не входил он ни в какие союзы писателей, пьянствовал, публику эпатировал, галстуки с приличных людей срывал и т.п. Ты скажи, - горячился приятель, - мог ли Адий Кутилов из Бражниково жить нормально, как живут все люди?
Адий Кутилов из Бражниково по определению нормальной жизнью обывателя жить не мог. В его имени и фамилии какой-то особый код, направляющий к печальному концу, но между его рождением и смертью – ослепительно сверкающий талант. Конечно, он понимал, как он талантлив, он мог бы зарабатывать на своем таланте, сидеть в президиумах писательских съездов и пр., но он выбрал сам того не осознавая судьбу юродивого, коих на Руси вначале гнали, а потом любили и возводили в ранг Блаженных. Он отрекся от прелестей обеспеченной жизни, от желания достигать этих прелестей: «Жить без горя не могу!» - написал он. И горе находило его слишком часто.
А какие нужны доказательства, что Адий Кутилов гениальный поэт? Можно вспомнить слова мэтра отечественной поэзии Евгения Евтушенко:
- Секрет затянувшейся медлительности с признанием Кутилова мне ясен – он надтусовочный поэт, но не наднародный и этим одинаково раздражает и снобов, и ультрапатриотов, ибо принадлежит не той или иной группе, а прямиком – русскому языку и русской совести. Стихи его неравноценны, но в них есть прорывы в гениальность, каковы не даны ни гладкописцам, ни мракописцам….
М-да, как-то половинчато: «прорывы в гениальность». Нет! Поэты все-таки ревниво относятся к чужой славе.
Для меня же достаточно одной странички (по Булгакову) кутиловской поэзии или прозы, чтобы понять неординарность Аркадия – бывшего бомжа, бывшего зека, бывшего пациента психушки, но никак не бывшего поэта, потому что его стихи живут в настоящем и будут жить в будущем.
Кутилов не принимал систему, в которой ему выпало «счастье» жить. Не случайно на одном из своих талантливых рисунков он пишет вверху по латыни: «Nuove system imago»(«Новое система воображения»), а внизу «Para bellum!» («Готовься к войне!»). Обоюдоострый меч (рукоять в виде распятого Христа) пронзает аллегорическую фигуру человека. Голова, одноглазо плачущая кровавыми слезами, в каске со стальным шипом, насажена на меч. В левой руке Система держит храм, на правом плече ее сидит то ли баба, то ли мужик (Не Кончита ли?) с четырьмя грудями; чье-то сердце (Не поэта ли?) болтается на цепи. Трехногая Система (Администрация, партком, профсоюз??) попирает книги и все это на фоне объятых пламенем многоэтажных домов. Поневоле подумаешь о некоем провидческом даре Кутилова. Может, мерещились ему будущие Чеченские войны, или бомбежки Славянска? Кто ведает, какие аллегории рождались в его голове, но аллегории эти поныне притягивают. Не зря он выбрал себе псевдоним: А. Магнит.
Не знаю, чего в его картинах и рисунках больше: Сальвадора Дали или того особенного тюремного стиля, с которым зеки делали себе татуировки, изображая то мадонн, то церковные купола и пр.
С кем можно сравнить Кутилова? С Сахаровым, Солженицыным? Мне кажется, что наиболее точно на этот вопрос ответил журналист Михаил Сильванович:
- Делаю вывод, что Кутилова, как и ему подобных гениев, надо сравнивать с падучей звездой. Такая звезда при любой власти непременно упадёт, и ей безразлично, куда падать: на гребень высокой волны или… в канаву.
Неизлечимая боль человеческой природы!
В феврале 1983 г. Кутилов пишет письмо врачу – психиатру, начмеду Омской психиатрической больницы Галине Борисовой:
Галина Анатольевна!
Мой священный бред – пародия на нынешнее направление советского искусства – «соцреализм». Искусство соцреализма – это исполинская весело раскрашенная декорация сомовосхваления. В начале 30-х годов этот метод познания мира породил А.М. Горький. Товарищ Жданов провозгласил соцреализм на очередном съезде партии, а И. Сталин утвердил его своей тяжкой рукой.
Таким образом, на культуру России был напялен военный мундир, и она фигуряет в нем по сей день. Соцреализм тенденциозен, к тому же генералы от искусства забыли призыв В. Ленина о том, что художник может и даже обязан осмысливать в работе все от порнографии до контрреволюции. А читатель рассудит.
Соцреализм – мертворожденное дитя революции. Соцреализм всеяден, как свинья: без раздумий отнял у христиан методы воздействия на душу человека. Тюрьма на улице Искусства
Сшибает мысли на лету…
Колючей проволоки сгусток
Застрял у времени во рту.
Соцреалисты считают, что приобщают народы к высокой культуре, но самое большее, что им удалось: научить крестьян умываться, аплодировать и голосовать на собраниях.
В общем, все кругом злодеи, а я один – голубь мира.
А.К.
9.02.1983 г.
Если Кутилов однажды вставил портрет генсека Брежнева в крышку от унитаза и с этим «плакатом» вышел на улицу, то он вполне мог это проделать и с портретами кого-нибудь из нынешних политических деятелей как регионального, так и общероссийского уровня, к сожалению, поводов более чем предостаточно. Не случайно в своем катехизисе: «Автомировоззрение поэта, или Как объясняется мой взгляд на мир» он писал:
- Позиция анархиста в искусстве даёт мне полномочия вторгаться во все людские дела, начиная с космоса, кончая спальней. (Обратите внимание на темы, идеи моих рисунков. Это – безграничное поле деятельности!)
Внимание обратили и, особенно, в психиатрической больнице имени Н.Н. Солодникова на Куйбышева. Нет, это я безо всякой иронии. Возможно, самыми первыми почитателями творчества бездомного поэта стали врачи – психиатры, сестры. Почти все они сохранили теплые воспоминания о своем пациенте и самое главное (!) сберегли все, что написал, нарисовал Кутилов за время пребывания в больнице. Понимали, какой талант по воле рока попал к ним.
Уткин Александр Александрович, бывший главный врач Омской психиатрической больницы имени Н.Н. Солодникова (ОПБ), заслуженный врач РФ:
- Первый раз, когда я увидел Аркадия Кутилова, он мне показался вполне здоровым человеком. Зная его пристрастие к рисованию, я подарил ему альбом и краски. Он сделал замечательные рисунки, которые до сих пор впечатляют всех. Причем он эти рисунки сопровождал четверостишиями, очень оригинальными. Например, рисунок «Толпа» с четверостишием на обратной стороне:
Жует, сопит и топчется,
Сморкается в кулак...
Толпа еще не общество,
Хоть над толпою флаг.
Юдина Луиза Петровна, лечащий врач Кутилова (1975 -1976):
- Он был наделен врожденным высоким интеллектом, обладал разноплановым мышлением, был способен философски мыслить, рассуждать. Я приглашала его оформлять санбюллетени, газеты. Рисовал он много и на различные темы. Попросила я его однажды нарисовать газету к Новому году в школу, своей дочери. Он нарисовал елку, а возле елки в воздухе изобразил плавающих рыбок.
Он был очень одаренным человеком. Аркадий не мог вести обычную жизнь. Как-то ушел из больницы и несколько дней не приходил, оказывается, познакомился с учительницей из Чкаловского поселка. Пожил у нее несколько дней и вернулся.
Авдейчиков Андрей, врач-психиатр:
- Для поэта, не имевшего крыши над головой, психушка действительно была родным домом. Вот что сам Кутилов писал в 1985 году: «Всю зиму я существовал в психбольнице на правах «сына полка». Но постепенно я обнаглел, нахватался бюрократических формул самозащиты: ещё немного, и я на все каверзные вопросы о своём месте в обществе буду невозмутимо сообщать, что я заместитель главного врача по художественному свисту».
Не секрет, что в советские времена психушки использовались в целях перевоспитания инакомыслящих! Но главное - Аркадий Кутилов был действительно талантлив, а талант - есть отклонение от нормы.
Беляева Нина, старшая сестра 17-го отделения ОПБ (1975 - 1985 г.г.)
- Он был очень гордый и никогда ничего не брал за свою работу по оформлению больничных стендов и стенгазет, ничего, кроме сигарет. Многие на его месте сразу спрашивали: «А что я буду за это иметь?». Аркадий всегда отказывался от вознаграждения. Он мне запомнился спокойным, скромным человеком.
Киричек Владимир Петрович, лечащий врач А. Кутилова (1983-1985 г.г.).
- Мне он был очень интересен как пациент. Мы с ним много говорили, в таких беседах он оживал. Очень боялся попасть в тюрьму. Говорил, что там он не выживет, умрет. «Не дайте мне туда попасть», - просил он во время наших бесед. Он мог часами говорить о живописи. Однажды Аркадий задал мне «провокационный» вопрос: «А Вы в каких музеях бывали?». Я говорю: «В Дрезденской галерее, в Эрмитаже». Ну, он тогда смутился и замял этот вопрос». Такой наивный! Все творчество Кутилова, которое находилось у меня, я передал А.А. Уткину и Г.П. Великосельскому.
Дворкина Ирина Павловна, работала заместителем главного врача ОПБ:
- Некоторые говорят, что Кутилов сам «прятался» на зиму в стены нашей больницы. Насчет диагноза ничего сказать не могу - врачебная тайна. И пациенты, и доктора его любили. Он много писал здесь, рисовал, оформлял стенды, бюллетени. У меня сохранилась его тетрадка с поэмой, посвященной 75-летию нашей больницы. Есть в этой поэме и такие строчки про врачей:
Но мы должны сквозь дым неверья
Признать гуманные дела,
Ведь психиатры - это перья
Из Гиппократова крыла.
Ерина Людмила Матвеевна, заведующая 17 отделением ОПБ:
- Я была очень строга к своим пациентам. Строга была я и с Аркадием Кутиловым. Он доставлял мне всегда много хлопот. Я даже не представляла в то время, насколько он талантлив. Он меня всегда как-то стеснялся. Когда я с обходом приходила в палату, где он лежал, его там никогда не было. Он прятался от меня или подкладывал мне записочки в халат с просьбой пригласить его к себе в кабинет, поговорить. Приходилось вызывать его к себе. А он начинал читать мне свои стихи. Стихи были хорошие, и он был очень доволен, что я его послушала. Я жила недалеко от того сквера, где находился колодец с его убежищем. И я часто его видела, когда он был на воле. Последний раз, это в 1985 году, весной, я его встретила и предложила лечь в больницу, вид у него был очень больной. Он согласился. Это было его последнее пребывание в больнице. (От автора: летом 1985 г. в одном из центральных скверов г. Омска был обнаружен труп Кутилова).
Меня убили. Мозг втоптали в грязь.
И вот я стал обыкновенный “жмурик”.
Моя душа, паскудно матерясь,
Сидит на мне. Сидит и, падла, курит!..
Пурыскина Галина Филимоновна, лечащий врач Аркадия Кутилова:
- Аркадий обладал большим чувством юмора. Часто во время обхода незаметно клал мне в карман письма со стихами. Аркадий был очень добрым, жалел санитарок, писал им записки, приятные стихи. Им было приятно получать знаки внимания, и они также платили ему добром, носили ему передачки. Он ходил в больнице всегда в чистой, наглаженной одежде. Очень часто писал письма Великосельскому (Геннадий Великосельский – ближайший друг Кутилова, авт.) Сам же не получал писем ни от кого, никто к нему в больницу не приходил. Ему был дан Богом большой поэтический и художественный дар.
Александр Дерюшев, врач скорой помощи:
- Это действительно были выступления, потому что и студенты, и сидящий рядом доктор забывали про то, что происходит это в актовом зале областной психиатрической больницы. Мы забывали, а он, наверное, помнил, но тот зал был, пожалуй, единственной широкой аудиторией в его творческой судьбе, и пусть входил он в него как «показательный пациент», зато выходил всегда Поэтом... Очень часто Аркадий размышлял вслух: «Жалко мне вас, ребятки, ничего интересного в жизни вы не увидели, а окончите свой институт - и подавно не увидите. Жить надо, а жизнь и научит, и подскажет. Я вот отдохну здесь, а как потеплее станет - сбегу. Путешествовать люблю».
Больничный период жизни Кутилова, может быть, одно из светлых пятен в его биографии, потому что каждый день, проведенный в психушке, отдалял его от печального конца. Надо отдать должное врачам больницы и особенно А.А. Уткину, которые бережно сохранили созданное Кутиловым. Воистину, рукописи не горят! В музее больницы трудами Р.Н. Лещевой, Н.А. Арзамасцевой, А.Н. Тихонова, Г.Н. Иващенко создана экспозиция, посвященная поэту. Это единственная экспозиция среди обширного музея, рассказывающая о пациенте.
А вот традиционные кутиловские чтения в Бражниково с отъездом библиотекаря Зверьковой Евгении Николаевны на жительство в Тару как-то сходят на нет, но в 2015 году поклонники творчества поэта собираются достойно отметить его 75-летие, и есть надежда, что в Бражниково вновь соберется много людей, и зазвучат стихи поэта.
Главный редактор Колосовской газеты «Новый вымпел» Маргарита Литвинова мечтает о выходе в свет Антологии стихов, прозы и рисунков поэта:
- Такой выпуск был бы достойным памяти нашего земляка, тем более что 2015-й год объявлен президентом Годом русской литературы.
«Может слово его умереть?».
Прошептала тихонько вода:
«Никогда, никогда, никогда…»
Эти строки из песни «На Кутиловском мосту» марьяновцев Геннадия Тарасова и Александра Козырева, которые давно стали искренними почитателями поэта. Так кто же Аркадий Кутилов?
Поэт с большой буквы. Российский Поэт!
После смерти к Аркадию Кутилову пришла слава. За последнее десятилетие в Москве, Омске, Красноярске вышли десятки книг стихов и прозы Кутилова (одна из них – с предисловием Е. Евтушенко). Его стихи переведены на иностранные языки и включены в антологию «Строфы века», по которой иностранные студенты в Европе и Америке изучают русскую литературу, его имя там стоит вторым – после И. Бродского. Было снято три фильма о Кутилове. Сейчас идут съемки четвертого: «Кутилов – отсвет жизненного ада». В Сибири открыто несколько музеев А. Кутилова, где хранятся его стихи, картины, рисунки. В 2010 году в Омске на Аллее литераторов был поставлен памятный камень в честь Кутилова. В интернете появилось немало сайтов, посвященных нашему земляку.
Автор признателен за содействие в подготовке материала:
Дроздовскому Юрию Викентьевичу, доктору медицинских наук, профессору, заведующему кафедрой психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии Омской государственной медицинской академии, главному психотерапевту Минздрава Омской области, члену правления Российского общества психиатров.
Чеперину Андрею Игоревичу, главному врачу бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Клиническая психиатрическая больница имени Н. Н. Солодникова".
Ращупкиной Алле Адольфовне, начальнику отдела кадров бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Клиническая психиатрическая больница имени Н. Н. Солодникова".
Арзамасцевой Нэлле Алексеевне, руководителю музея А. Кутилова при средней общеобразовательной школе № 95 г. Омска.
Литвиновой Маргарите Сергеевне, главному редактору газеты «Новый вымпел» Колосовского района.
Группе памяти Аркадия Кутилова ВКонтакте: http://vkontakte.ru/club4194283 Никите Позднякову
В публикации использованы материалы из экспозиции музея бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Клиническая психиатрическая больница имени Н.Н. Солодникова".
Фото Л.С. Евсеева, А.Н. Тихонова.
Рисунки А.П. Кутилова
Александр Александрович Уткин, бывший главный врач психиатрической больницы имени Н.Н. Солодникова многое сохранил из творческого наследия Аркадия Кутилова.
Эти строфы Кутилов посвятил Уткину.
А. Кутилов. Он мог «глаголом жечь сердца людей».
А. Кутилов с близким другом Г. Великосельским.
«Толпа». А. Кутилов.
«Моя Новая Система Воображения – это начало новой религии: без бога и других напыщенных авторитетов. Моё поведение в быту является отражением моей позиции в поэзии». А. Кутилов – Магнит
«Омская Богоматерь». А. Кутилов. Перевернутая надпись сверху: Иисус Назорей – суперзвезда».
Этот рисунок А. Кутилов посвятил начмеду психиатрической больницы Борисовой Г.А.
Свое знаменитое письмо – манифест А. Кутилов адресовал врачу Борисовой Г.А.
Экспозиция о Кутилове в музее Омской психиатрической больницы.
Отрывок из поэмы А. Кутилова, посвященной 75-летию Омской психиатрической больницы.
Честь открытия памятника А. Кутилову на его могиле досталась врачу-психиатру И. П. Дворкиной и внучке Н. А. Арзамасцевой – Соне Мкртчян.
Истинные «кутиловцы». В центре – Н.А. Арзамасцева.
Могила Поэта. Справа – небольшая стела с номерами неизвестных и невостребованных девяти бомжей, похороненных вместе с Аркадием Кутиловым в одной могиле. Номер Аркадия – 1213.
…Стал город Омск – сплошная рана...
Цивилизации – привет!
(Но уцелели, как ни странно,
дурдом, тюрьма и горсовет.)
...Я здесь любил и ненавидел,
наследство мамы прокутил...
Ты, Омск, сто раз меня обидел,
а я впервые отомстил!