«СМИ в эпоху глобализации должны выйти за рамки «функциональной журналистики» на пути к «морально-нравственной журналистике» и на пути от этих надоедливых (по презумпции) штучек, называемых фактами... Средства массовой информации не выполняют свою миссию в полной мере, просто предоставляя своей аудитории фактический отчет о новостях. Скорее всего, через комментарии и критику СМИ должны пробудить в их читателях и зрителях осознание истины и проложить путь в повышении качества духовности общества и нравственных ценностей».
/Мун Сон Мён, основатель Всемирной ассоциации СМИ/
В Екатеринбурге прошло первое всероссийское совещание «Региональные СМИ на пути к эффективности». Цель совещания, инициированного Министерством связи и массовых коммуникаций России, — выяснить, что волнует журналистов на местах, с какими проблемами сталкивается областная и районная пресса, которая ближе к народу, но дальше от основных рекламных потоков. На совещание прибыло свыше 400 участников, представляющих 62 региона России, в том числе Крым и Севастополь: издатели, главные редакторы, представители распространителей печатной продукции, в том числе и из Омской области.
Перед участниками выступили заместитель министра печати и массовых коммуникаций Алексей Волин и глава Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаил Сеславинский.
Участники совещания обсудили вопросы развития СМИ, распространения печатных изданий, рекламной, кадровой и налоговой политики издательств и другие актуальные для региональных СМИ темы, поделились опытом.
Во время работы совещания мне удалось пообщаться с генеральным директором и главным редактором ЗАО ИД «Комсомольская правда» Владимиром Сунгоркиным. Вначале на Деловом завтраке, затем на секции, где Владимир Николаевич поделился мыслями о том, как выстраивать диалог власти и негосударственных СМИ. Днем ранее Сунгоркин выступил на открытии совещания. Примечательно, что на пленарном заседании глава Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаил Сеславинский передал Сунгоркину свой бейджик VIP-персоны, так как перед началом работы совещания главреду «КП» такого бейджика почему-то не дали.
По мнению Сунгоркина, тональность совещания напоминала собрание по защите редких и умирающих животных, то есть в данном случае – СМИ. «Происходит много ненормального в сфере медиа России», - сказал главный редактор «КП». Его чрезвычайно удивил опыт воронежцев по тотальному огосударствлению СМИ, когда журналистам, загнанным в прокрустово ложе холдинга, буквально предписывается что и как давать в газеты.
Попытки некоторых региональных правительств научиться делать такую газету, как «Комсомольская правда», Сунгоркин определил как провальные, заметив, что подобные «квази-СМИ» просто не будут иметь реальной читательской аудитории. От себя добавлю, что «квази-СМИ» могут тешить себя завышенными тиражами, но это слишком дорогое и сомнительное удовольствие, накладное для любого бюджета.
В то же время главный редактор «Комсомолки» отметил, что, несмотря на падение тиражей газет и журналов, печатные СМИ по-прежнему востребованы в России, и привел следующие цифры: 64% россиян регулярно читают прессу, причем 10% стали читать чаще, чем 5 лет назад, 29% читают реже, нежели 5 лет назад, и 23% читают так же, как и 5 лет назад.
Интересным было сравнение затрат времени читателя на посещение сайтов популярных изданий. В этом плане у «КП» хороший результат – 2,8 минуты – такова средняя продолжительность посещения сайта «КП», у других федеральных СМИ от 48 секунд до 1,5 минут, но, согласитесь, даже за 2,8 минуты печатную версию не прочтешь. Все-таки печатное СМИ требует больше внимания, вдумчивости. Газета, журнал «вживую» - своего рода собеседники, плохие или хорошие они «собеседники» – вопрос другой, каждый читатель выбирает то, что ему по сердцу.
Владимир Николаевич иногда эпатировал коллег-журналистов неожиданными заявлениями, например, о том, что статья В.И. Ленина «Партийная организация и партийная литература» совершенно гениальная в смысле, что «жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». Это к вопросу о свободе слова, которая сегодня в России напрямую зависит от позиции власти и чувства меры главного редактора.
Дискуссия получилась горячей. Во-первых, главный редактор констатировал, что «дурной власти становится меньше», во-вторых, постоянное критическое отношение к власти со стороны журналистов – не есть признак хорошего тона. Одна из проблем, по мнению Сунгоркина, это проблема «ерунды», которая накопилась во взаимоотношении власти и прессы. Что подразумевалось под «ерундой», модератор отчасти пояснил. Например, существующие многочисленные управления по связям с общественностью во властных структурах, пресс-службы, иногда с немалым штатом, которые не только не проясняют ситуации во взаимоотношениях со СМИ, но чаще эти ситуации запутывают, навязывая «кормящему» высокопоставленному чиновнику свое видение ситуации, либо обвиняя СМИ в мифических «заговорах» и пр. С помощью таких толкователей даже маленькая критическая заметка в адрес власти по поводу неубранного снега на улицах города обрастает конспирологическими версиями и вот уже готовое толстое досье на СМИ кладут на стол чиновнику. Служба по связям с общественностью, сделав свое дело, скромно стоит в сторонке, а у главного редактора появляются проблемы.
Так вот, чтобы этих проблем, недопонимания не было, главный редактор, по мнению Сунгоркина, должен, минуя все прослойки и препоны, выходить на первое лицо в районе, городе, области и разговаривать напрямую.
Совет хороший, но он эффективен в том случае, если первое лицо заинтересовано в таком общении, а если нет? Если власть «кое-где у нас порой» все еще рассматривает СМИ, как «подручных», то есть всегда под рукой и наготове: «Чего изволите?». И все равно идти на разговор, доказывать, убеждать, производить впечатление, проявлять интерес и т.д., то есть стараться выстраивать нормальные, партнерские отношения, не теряя собственного достоинства и достоинства издания.
На чердаке заброшенного дома в Тосно под Петербургом, где прошли юные годы нашего президента, корреспонденты «Комсомолки» отыскали дневники Вовы Путина, ученика 4 «А» класса: «…наш президент был нормальным советским школьником: дрался, прогуливал «физру», хватал двойки, любил историю и немецкий, подсказывал друзьям, не боясь вызова родителей в школу...». Эту историю, опубликованную 13 марта 2001 г. в «КП», Сунгоркин рассказал нам не без удовольствия. Кстати, президент - давний читатель «Комсомолки».
Как главному редактору популярной и влиятельной газеты Сунгоркину приходится слышать, что в той или иной публикации «вранье», и это несмотря на наличие в редакции «КП» бюро проверок. Как правило, такая реакция возникает в результате трактовки той или иной информации. Если не нравится, то сразу - «вранье». Увы, с этим приходиться сталкиваться каждому редактору. В конечном счете, где - «вранье», а где - правда, должен определять суд.
Владимир Сунгоркин входит во Всемирную ассоциацию редакторов. Было любопытно узнать о его взаимоотношениях с коллегами из-за рубежа, особенно в беспокойное нынешнее время. На одной из своих встреч с журналистами ВВС, когда те закидали его неудобными вопросами, он, в свою очередь, адресовал подобные вопросы коллегам и заметил разительную перемену: западные коллеги сразу как-то, сникли, зажались и откровенно испугались. Привыкшие к определенному алгоритму поведения, убежденные в том, что едва ли не все мировое зло от России, они растерялись и не смогли ответить на вопрос, зачем в начале 2000-х госсекретарь США Пауэлл нагло врал в Совете Безопасности ООН, что Ирак обладает химическим оружием, проба которого в пробирке? Этой пробиркой госсекретарь тряс перед всем миром и при поддержке СМИ Америка и Европа поверили Пауэллу. Ирака не стало.
Сегодня история с «пробиркой» повторяется, американцы размахивают выдуманными «доказательствами» о, якобы, причастности России к уничтожению малайзийского «Боинга» на Украине. По мнению Сунгоркина «Украина показала, как западные СМИ отмобилизованы». Добавлю от себя: не только отмобилизованы, но и не заинтересованы в поиске истины.
Одно время я считал, что Владимир Сунгоркин – эдакий московский сноб и далек от жизни в провинции, но, пообщавшись с ним, понял, что я ошибался. Не сноб, не зазнайка, прост в общении, понимает, чем и как живет провинция, а прежде всего, он – журналист, чувствующий настроения читательской аудитории и постоянно ищущий ответы на вопросы: чего же хочет читатель и чего хочет власть. Пока ему удается эти ответы находить, не зря ключевым словом в его выступлении было слово «поиск».
Наглядно
Это всего лишь малая часть инструкции для журналистов РИА «Воронеж». Преподносится, как передовой опыт современного менеджмента в СМИ. Как правило, такие инструкции составляют люди, имеющие отдаленные представления о журналистике и не написавшие ни одной толковой статьи.
Фото: Леонид Евсеев