Новости. Омск



«Нужно восстановить Воскресенский собор НАД его подлинными руинами»

Завершился конкурс на разработку проекта восстановления Воскресенского собора Омской крепости. Победил в нем институт «Омскгражданпроект», правда, проектируют совсем другие люди. И в подходе к проектированию с 2009 г. ничего не изменилось. Проект делается как в чистом поле.

Правда, одно изменение за это время, благо его оказалось достаточно, все же произошло. Мы успели вскрыть руины Воскресенского собора и теперь ясно видим, что же все-таки имеем. А имеем полностью и хорошо сохранившийся фундамент первого каменного здания Омска. (Дотошные краеведы захотят здесь вставить поправку, что в Омске и раньше были каменные постройки, я знаю об этом, но все они по своему масштабу и значимости не сравнимы с Воскресенским собором).

Для меня очевидно, что первое здание наиболее значимо. Потом будут тысячи других, более величественных, но ни одно из них не станет первым. А первое остается таковым, пока оно подлинное. Можно построить его великолепный макет, но он не будет иметь никакого отношения к оригиналу. И наоборот, даже жалкие на вид руины всегда останутся оригиналом. Это как свидетельство о собственности на дом, пока оно у вас есть, вы в доме хозяин, пусть это пожелтевшая ветхая бумажка. Если свидетельства нет, то это не ваш дом, будь он хоть полной чашей, вы в нем просто квартирант. Если вы захотите подделать это свидетельство, то вас сразу уличат, что это подделка.

А раскопали мы отнюдь не жалкие руины. Поскольку Воскресенский собор не взрывали, то фундамент не имеет повреждений и утрат. Он сохранил не только планировку, но и ряд инженерных решений. Например, сохранились воздухозаборные камеры под боковыми папертями, они являются прообразом современного кондиционирования, но с той поправкой, что работали они автоматически, без затрат. А это уже характеризует образ мысли наших предков. В церковной традиции он выражен в словах Иисуса: «Не беспокойтесь ни о чем, все, что вам нужно, я дам вам даром...»

Еще сохранился святой колодец, но он находится не снаружи, как принято сейчас, а внутри храма. Сохранились продухи подполья. Сохранилась мостовая у центральной паперти. Сохранилась комната под алтарем и лестница в нее, сохранились фундаменты печей, колонн.

Но главное, сохранились подлинные места событий. Сейчас мы с точностью до метра знаем, где именно молился Достоевский, где именно крестились Врубель и Карбышев, где молился Николай II. Мы знаем, где проповедовал Иоанн Кронштадтский, где молился Колчак. Мы знаем, где молились воины-ширванцы перед походом на войну, в которой они покрыли себя неувядаемой славой на Бородино. Их славный путь начался именно с молитвы в Воскресенском соборе, который явился местом силы духа русских героев. (Те, кому сила русского духа поперек горла, будут уточнять, что один взвод полка стоял в Чернолучье, другой в Таре, третий еще в какой-нибудь деревне. Но перед маршем бОльшая часть личного состава собралась в Омской крепости).

Если руины укрепить и привести в экспозиционное состояние, их можно с гордостью экспонировать. Кое-что для этого мы уже сделали. В уходящем году с помощью депутата Горсовета Д.И. Лицкевича удалось установить на руинах 10 мемориальных досок, посвященных выдающимся людям, связанным с собором. На площадке была развернута экспозиция находок, не принятых учреждением «Омская крепость». Хотя самые интересные находки были сданы туда еще 3 года назад. Среди них хочу отметить мемориальную плиту, посвященную воинам-сибирякам, пропавшим без вести на русско-японской войне. Она висела в притворе собора, была сброшена и разбита, возможно, еще до сноса. Мы обнаружили ее в строительном мусоре при расчистке руин. До революции военный Воскресенский собор был главным храмом сибирского воинства.

Руины выявлены, что делать с ними дальше? Предложения разные: засыпать, восстановить сквер и забыть; экспонировать под специальным навесом; уничтожить при строительстве новодела. Есть даже экзотическое предложение – оставить руины в покое, а собор поставить там, где он мог быть задуман гипотетически изначально. И почему-то не рассматривается вариант, который обогатит нас вдвойне – восстановить собор над подлинными руинами. Тогда мы сохраним памятник материальной культуры (я не уточняю, что мы сохраним подлинный памятник, потому что памятник материальной культуры может быть только подлинным) и восстановим целостный образ собора, который был доминантой площади крепости и всей исторической части города. Причем доминантой не только архитектурной, но и смысловой.

Технически такая задача реальна и функционально оправданна. Тем более что восстанавливаемый храм декларируется как музей. Что же в нем тогда подлинного экспонировать, кроме руин?

Единственное, о чем надо оговориться, что при восстановлении собора над руинами его придется поднять как минимум на полтора метра и сделать вокруг него стилобат. Это изменит первоначальный вид собора. Но при этом мы все равно знаем, что он новодел и появление стилобата не столь принципиально.

Теоретически есть еще вариант восстановления на старом фундаменте, но в нем есть технический риск, и руины при этом мы все равно увидим, хотя будем знать, что в основе собора лежит подлинный фундамент. Опыт восстановления на старых фундаментах уже немалый. Это Тарские ворота, галерея Денежной кладовой...

Но самое грустное, что судьба собора действенно интересует только горстку активистов ВООПиК. Может, она интересует еще кого-то, но только как способ заработать.

Молчит архитектурное сообщество или их интересует только вход на Треугольнике. А если лицензированный архитектор задумал уничтожить памятник, то все нормально, главное, что есть лицензия.

А ведь тот же Проскурнин, когда восстанавливались Иртышские ворота, писал губернатору гневное письмо с протестом против вандализма, состоявшего в том, что фундамент Иртышских ворот закрыли Иртышскими воротами, лишив нас обзора подлинных руин. Но тот фундамент не уничтожили. При желании его можно откопать и убедиться в его подлинности. А сейчас фундамент первого каменного здания запланирован к уничтожению, но Проскурнин писем не пишет.

Проектировщики собора убаюкивают нас, что от руин кое-что может остаться. Но в какой мере? Если от костюма оторвать пуговицу, потом убить хозяина и по пуговице рассказывать, какой он был человек, то вряд ли это будет убедительно, или как в том анекдоте – давайте отрубим хвост по самую голову. Но на чиновников эти обещания действуют магически. Нас упрекают: ну что вы поднимаете волну, ведь что-то останется. Но одно дело судить о здании по целостным руинам, другое – по их фрагменту. Так в Успенском соборе руины снисходительно оставили и теперь их постепенно доламывают, чтобы не мешали. Это происходит потому, что там руины не являются самоценными, самодостаточными и не включены в новое здание как необходимый элемент. Обещания чиновников до боли напоминают ситуацию с Обозным сараем, когда до последнего убеждали, что его не будут сносить, хотя все уже было решено. Еще в минкульте предлагают провести историко-культурную экспертизу руин за счет общественности. Но, видимо, придется, раз чиновники упорно не хотят работать.

Научно-историческая общественность тоже удивляет. Ректор университета Якуб писал гневное письмо губернатору с требованием пресечь работы по выявлению фундамента собора, но молчит по поводу планов его уничтожения. Или для него главное остановить общественников, а если денег на раскопки не дают, то пусть ломают?

Нам помогает блогер Игорь Федоров, большое спасибо. Но он искушается законами жанра. Я не хотел бы говорить о скандале вокруг собора. Я надеюсь на вдумчивое компетентное обсуждение и осмысление верного пути. В нем должны участвовать историки, архитекторы, философы, культурологи...

Архитекторы меня не простят, но их мнение может быть не решающим, потому что сейчас проектировщики подходят к задаче сугубо технически, а не мировоззренчески.

Если говорить о необходимости восстановления собора, то это отдельная тема, которая вызывает разногласия. Как раз сохранение руин может консолидировать общество. Они представляют общекультурную ценность как для верующих, так и для атеистов. Их сохранение не требует больших затрат. Опять же есть большая разница между несостоявшимся приобретением и невосполнимой потерей. Восстановить собор мы можем когда угодно, а уничтоженные руины не восстановим никогда.

Ценность руин отрицает почетный гражданин Глебов. При всем уважении он относится к поколению людей, которые сносили Воскресенский собор. Для него руины могут быть немым укором.

Для озабоченных «хлебом насущным» должен внести ясность в планы восстановления собора. С экономической точки зрения речь идет о целевом федеральном финансировании по статье подготовки к 300-летию Омска, как расходы на восстановление объекта культурного наследия. Областной и городской бюджет в этом не участвуют. Так что разговоры типа «давайте лучше детский сад, школу, больницу, дороги и т. д.» здесь неуместны. Деньги могут просто дать или не дать, но перераспределить их нельзя. Понятно, что всего всегда не хватает, всегда есть насущные нужды. Но давайте признаемся себе, что даже в быту мы часто отказываемся от насущного ради желаемого, потому что только это придает нашей жизни смысл, выходящий за физиологические потребности.

Я не скрываю, что приводимые аргументы обосновывают вариант восстановления над руинами. Я считаю его наиболее верным, хотя признаю, что он не самый простой.

Дальнейшее использование здания я сознательно не обсуждаю, здесь жизнь все расставит на свои места. Как сказано в писании: Богу Богово, а кесарю кесарево.

Будьте в курсе последних новостей Омска и Омской области. Подпишитесь на телеграм-канал БК55 по этой ссылке.
Поделиться:

  • ПОПУЛЯРНОЕ
  • ОБСУЖДАЕМОЕ

Уважаемые читатели! Теперь Вы можете комментировать материалы сайта, зарегистрировавшись здесь.

Комментирование также доступно при авторизации через любую из социальных сетей:

Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила

0
0
Справедливый перец10.12.2014 10:11:32
"Служители культа" пусть строят сами, если посчитают нужным.
Полежаев с Шишовым настроили им за бюджетные деньги- хватит.
Лучшим подарком омичам к 300-летию города, должно быть массовое строительство детских дошкольных учреждений!
0
0
Zmielov10.12.2014 10:31:46
Почему греки не отстроят Парфенон, а римляни Колизей? Вот только омичи или самые умные или самые богатые, что стремятся отстроить крепость, которой не было и храм, который был...
0
0
Татьяна10.12.2014 10:48:45
Для тех, кто не в теме: читайте текст внимательно. Деньги дадут (или не дадут) именно на собор. Их нельзя перераспределить на другое. На садики и дороги средства выделяются по другим статьям бюджета. А восстановить собор необходимо - это наша история, и не только Омска, а история России. Вы не хотите быть причастны к истории своей страны?
0
0
НОВосибиpcк10.12.2014 10:51:41
Татьяна

а 37-ой год восстановить не хотите ? Это же наша история . Скольких ваших родственников тогда к стенке поставили ?
0
0
Татьяна П.10.12.2014 10:58:18
Игорь, если Вас многие удивляют и не понимают - может быть Вы не правы?. Вы явно превысили уровень своей компетенции. Ведёте борьбу за аутентичность и возводите стилизованные будочки к памятнику архитектуры. А мировоззренческую базу можно подвести под что угодно.
0
0
Справедливый перец10.12.2014 11:05:33
Татьяне
Статья расходов должна формулироваться четко и понятно для всех:
"Восстановление ранее разрушенных культовых сооружений"
0
0
ART-MEDI10.12.2014 12:19:15
Федоров и тут пролетел. -)
Однако при всем неуважении к автору в данном случае он прав - это компетенция историков, архитекторов, философов, культурологов и РЕСТАВРАТОРОВ. А ВООПиК ОБЯЗАН организовать такое обсуждение.
И не просто по***деть на страницах популярного интернет-издания, а путем официальных запросов этим самым историкам, архитекторам, философам, культурологам и РЕСТАВРАТОРАМ.
0
0
Татьяна П.10.12.2014 13:15:18
Я обращалась к Игорю Коновалову
0
0
киви10.12.2014 13:15:46
В техническом задании ясно сказано - сохранить руины. Изощряться будут Гражданпроект и Татьяна П. В их компетенции сомнения есть?
0
0
Игорь1010.12.2014 15:19:15
Друзья!

Завтра мы организуем круглый стол по воссозданию Воскресенского собора! 15-00 пресс-центр "Комсомолки". Там и поговорим!
0
0
ЕРМАК10.12.2014 17:31:19
Кому это нужно??? Очередной распил.
0
0
ART-MEDI10.12.2014 19:24:17
Игорь1010.12.2014 15:19:15 Друзья! Завтра мы организуем круглый стол по воссозданию Воскресенского собора! 15–00 пресс-центр "Комсомолки". Там и поговорим!
-------------------
О чем?
Ты - историк, архитектор, философ, культуролог, реставратор?
О чём с ТОБОЙ на этом "круглом столе" говорить?
0
0
45610.12.2014 20:28:50
\"засыпать, восстановить сквер и забыть\" - тоже вариант. Зачем улеплять весь центр соборами, тем более новоделами, пусть будут руины посреди сквера. Скверов Омску не хватает, а не соборов и духовных скреп.
0
0
сталинн10.12.2014 23:33:49
нахрен этот забор???пусть желающие за свои деньги восстанавливают что хотят,хоть китайскую стену.в гОмске что других проблем нет?или у некоторых желание на подобных стройках бабла срубить?
0
0
ivan11.12.2014 05:25:43
Было много исторических событий в этом уездном захолустье - месте ссылки каторжников. Это же не значит, что все надо раскапывать и восстанавливать. Упор на православие делать не правильно. Для Омска влияние мусульман очень большое. В городе столько насущных жизненных проблем, разве сейчас до восстановления храмов?
0
0
Игорь1011.12.2014 06:02:31
Арт

со мной и не надо говорить. Будет очень профессиональный состав:
1. Каримов - академик РААСН
2. КОновалов - реставратор
3. Малиновская - проектировщик собора
4. Демченко - первый зам депкультуры
5. Плющаков - начальник упрвления охраны паямтников
6. Полеводов - археолог, историк
0
0
Доброжелатель11.12.2014 07:00:05
За счет каких средств на данный момент происходит эта возня?
Или этот актив из 6 профессионалов- альтруисты?
0
0
Игорь1011.12.2014 10:48:03
Малиновская и Ко выиграла конкурс, будет проектировать за почти 9 млн. рублей. Стройка будет стоит 200 млн с гаком. Вот и думайте - кто
0
0
Игорь1011.12.2014 10:49:01
кто должен участвовать в том, чтобы эти деньги были потрачены с умом. Вот что движет этими 6 людьми
0
0
ART-MEDI11.12.2014 10:51:34
Игорь1011.12.2014 06:02:31 Арт со мной и не надо говорить. Будет очень профессиональный состав: 1. Каримов — академик РААСН 2. КОновалов — реставратор 3. Малиновская — проектировщик собора 4. Демченко — первый зам депкультуры 5. Плющаков — начальник упрвления охраны паямтников 6. Полеводов — археолог, историк
-----------------------
1. Каримов и Малиновская свои мнения уже высказали.
2. Коновалов - НЕ реставратор.
3. Демченко и Плющаков - не историк, не архитектор, не философ, не культуролог и не.
4. Мнение Полеводова, насколько мне известно, начать раскопки.
Обсуждать-то НЕЧЕГО!
0
0
Олег11.12.2014 11:46:08
ART-MEDI: Да действительно Вы правы, я не не историк, не архитектор, не философ, не культуролог, по образованию я юрист. Но, кроме всего прочего, я житель этого города и мне совершенно не безразлична его судьба. С уважением, О.В. Плющаков.
0
0
Специалист по закупкам11.12.2014 12:02:25
200 млн. руб.- это стоимость строительства двух детских садов.
Этим 6 специалистам действительно не безразлична судьба такой суммы денежных средств!
0
0
ART-MEDI11.12.2014 12:10:02
Олег11.12.2014 11:46:08 ART-MEDI: Да действительно Вы правы, я не не историк, не архитектор, не философ, не культуролог, по образованию я юрист. Но, кроме всего прочего, я житель этого города и мне совершенно не безразлична его судьба. С уважением, О.В. Плющаков.
---------------------
Только не говорите, что Вас на этом "круглом столе" представят не как начальника управления охраны памятников, а как жителя этого города, которому совершенно не безразлична его судьба!
0
0
умная курица11.12.2014 14:19:24
Там уже все раскопано. Речь о том, что делать с раскопанным.
0
0
ART-MEDI11.12.2014 18:36:12
Ну дык Каримов и Малиновская свои мнения уже высказали, а Полеводов вроде как хотел все путное сдать в музей.
А мнения историков, философов, культурологов и реставраторов ни Федолрова, ни ВООПиК не интересуют. Ибо зачем им хор, если они сами поют?
0
0
Игорь1012.12.2014 06:22:52
А между тем круглый стол прошел, как мне кажется, очень продуктивно!
0
0
Алексей Давыдов26.01.2015 13:56:41
Есть положительный пример сохранения археологических руин при реставрации Зачатской башни кремля в Нижнем Новгороде. Сделали защитный павильон над руинами, башню же восстановили в новоделе по градостроительным соображениям. Проект НИП "Этнос". Осуществлено в 2012 году.
Колумнистика


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Присоединяйтесь
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77 - 88403 выдан 29.10.2024 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Шихмирзаев Шамил Кумагаджиевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Кузнецов Игорь Александрович.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: reklama@bk55.ru