Минобраз России разработал Национальную стратегию развития воспитания в РФ, очередной образчик словоблудия на 13 страницах.
Главный смысл – детей надо воспитывать, формировать новые поколения, обладающие знаниями и умениями XXI века, разделяющие традиционные нравственные ценности, готовые к мирному созиданию и защите Родины.
Традиции со времен перестройки сильно изменились. Как-то бы определиться, чего хотим: «уважение к другим людям» или только к тем, кто считает правильной политику государства, честность или коррупцию в умеренных масштабах, нестяжательство или умение зарабатывать на всем. А уж знания и умения, которые отвечают требованиям XXI века, вызывают глубокое недоумение. Распознавать нужную информацию, агитацию, способность противостоять медийному давлению – это в задачи, по крайней мере, российской пропаганды, никак не входит.
Главная задача стратегии: создать условия по воспитанию подрастающего поколения на основе признания определяющей роли семьи. Давно, к слову разрушенной, благодаря усилиям того же государства. Сейчас в федеральном банке данных 93 тысячи сирот, как правило, социальных. Причины трудностей семьи лежат не в самой семье, а в обществе. И помогать надо, устраняя эти причины и оздоровляя окружающую семью культурно-образовательную среду - от улицы до телевидения. Компенсационная выплата на ребенка после 1,5 лет – 57 рублей 47 копеек, устроить его в ясельную группу практически нереально. Как роль семьи в воспитании станет определяющей, если 60 процентов селян живет за чертой бедности, а 40 процентов отцов дети видят только, когда те приезжают с вахт.
Особенно радует пункт про «расширение инфраструктуры семейного образовательного туризма в каникулярное время». Это где? Учитывая доходы населения – в соседнем леске, где под каждым под кустом и стол, и дом бомжам, алкоголикам, а также, извините, маньякам. Вообще-то прекрасно, что обратили внимание на экологическое воспитание. Только уроки естественно-географического цикла сокращены до предела. В школах учителя не водят ребят в походы – не умеют, не могут и не хотят брать на себя ответственность. Чтобы пойти в лес, надо, как требует Роспотребнадзор, работать от клеща весь путь. Кому это надо, если просто можно включить телевизор? Это дорого и опасно. И как, не видя России, формировать российскую идентичность, гражданственность подрастающего поколения? Кстати, я не уверена, что инвалиду, вышедшему из школы и тут же упавшему с крыльца, оборудованного исключительно для отчета, а не для удобства, очень захочется почувствовать русскую идентичность.
Может быть, удастся приобщать детей к культурному наследию, к чему призывает стратегия: «создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям; увеличение доступности детской литературы, приобщение детей к классическим и современным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы»? Как это? Введут цензуру на ТВ? Закроют причинное место Аполлона? Билеты в цирк стоят дешевле, чем билеты в драматический театр. В Омске за последний год закрыли шесть муниципальных библиотек, и Владимир Шалак, директор департамента культуры, заявил, что закрытие учреждений проходит в рамках федеральной программы – теперь их будет меньше, зато лучше.
С трудовым воспитанием, впрочем, тоже некоторая проблема. Разработчики Стратегии считают, что это основа воспитания, но, видимо, забыли, что детский труд в России запрещен. С физическим развитием было бы понятно, если бы стратегия решила, что нужны современные спортзалы, бесплатные секции. Тогда можно говорить и о необходимости всем и каждому сдавать нормы ГТО.
Больше всего в Стратегии меня потрясла цель: воспитание детей в духе уважения к человеческому достоинству. Что, правда, государству нужны люди, знающие и умеющие отстаивать свои права, принимающие себя как равного в любом обществе, включая чиновников, недовольные тем, что их зарплата в сотни раз меньше министерской, умеющие говорит «нет» даже государству и не марширующие дружными рядами в избирательные пункты с забитой в мозгах фамилией? А где взять столько учителей, имеющих собственное достоинство, чтобы воспитывать себе подобных? Учительница русского языка омской школы №103, осужденная обществом за то, что в соцсетях материла своих учеников, уволена только за то, что вынесла свое мнение на общественный суд. А это как раз новое поколение педагогов, на которое рассчитывает Стратегия. Старое-то в лучшем случае говорило ученику: «Иванов - ты дебил!». Откуда у них чувство собственного достоинства, тем более способность воспитать чувства у детей не послушания и подчинения, а уважения? А форма, которую напялили на детей, не идущая и не нравящаяся им, без учета их интересов, потому что ребенку хочется выделиться хоть чем-то - это воспитание их собственного достоинства? Кто будет воплощать эту Стратегию в жизнь – педагоги, которые давно считают стимулирующие копейки за каждое доброе - даже не дело - слово ученику?
Кто, например, станет заниматься созданием и поддержкой производства художественных, документальных, научно-популярных, учебных и анимационных фильмов, направленных на нравственное и интеллектуальное развитие детей? Это невыгодно телевидению, и президент не раз говорил, что не может диктовать ему условия.
Учитель мировой художественной культуры каждый день рассказывает детям о прекрасном. Они загораются, придумывают вместе какие-то полезные дела. А потом выходят из школы и видят плакаты: «Легко и спокойно возьми деньги», «Купи унитаз – получи в подарок книгу», «Совесть пивовара»…
- Я надеюсь, что-то из того, что я заложила в них, останется.
Не надо. Пусть не остается. А то они будут получать выволочки от начальства за то, что не обсчитали покупательницу, за то, что дали бесплатный талончик ребенку из бедной семьи, а не тому, у кого папа, за то, что поставили двойку сыну спонсора… Путь лучше они социально адаптируются - это тоже одна из задач Стратегии. Заменят свои прекрасные души совестью пивовара и будут грызть зубами конкурентов, чтобы добиться чего-то в нашем обществе.
Главное в Стратегии, на мой взгляд, - создание социальных институтов воспитания, которые и будут ею заниматься. Похоже, именно для этого она и создана - маловато чиновничьих структур. Когда взрослые бессильны, они выставляют вперед детей, пытаясь переложить свои обязанности по исправлению общества на их наивную детскую мечту спасти мир. Взрослые получат деньги за создание каких-то дополнительных воспитательных институтов. А дети надорвутся - спасать они умеют только в сказках.