240 лет назад, в 1775-м году, ополчение английских колонистов Северной Америки открыло военные действия против английской армии. Началась многолетняя война 13 колоний за независимость.
Перипетии этой войны более или менее известны, поэтому в этом очерке я хотел бы остановиться только на том, КАК создавались правовые основы нового независимого государства. Специфика этого процесса заключалась в том, что, во-первых, против своего короля восстали его подданные – англосаксы, которые справедливо считаются очень консервативными и законопослушными людьми. А во-вторых, среди лидеров повстанцев преобладали высокообразованные деятели, многие из которых имели прекрасное юридическое образование. Именно этим, на мой взгляд, и отличается американская революция от других подобных восстаний, вернее ее правовые основы и итоги.
Итак – эта война не было стихийным действием, ее обдуманно планировали. Ее совершенно сознательно подготовили на двух Континентальных конгрессах представителей колоний. Руководители движения думали о создании из колоний независимых государств, а, стало быть, задумывались и о правовой основе будущих государственных образований. Отцы-основатели не хотели войти в историю бунтовщиками. Взятие власти силой было возможно, но тогда создавался нехороший прецедент насильственной смены власти. Выходит – кто сильнее, у того и власть? Но тогда и они на такой же основе могли быть смещены любым более сильным. Нет, такое не устраивало создателей будущего американского государства. Они, повторяю, не хотели прослыть мятежниками, силой свергшими законную власть. А английский король ведь и был законной властью. Как тут быть? Американцы-англичане твердо считали: ЗАКОННУЮ власть свергать нельзя, иначе и все будущие мятежники получат тем самым индульгенцию-разрешение или аналогичный мандат, право на такой же бунт, и новая власть будет непрочной, шаткой – до следующего восстания недовольных. Нет, правовой фундамент будущего государства должен был быть безупречен в юридическом смысле слова. Однако не только английские законы и традиции, но и все существовавшие до того времени правовые теории оправдывали нахождение у власти короля. Поэтому и надо было начинать с основы основ – с подведения под восстание теоретической базы, начиная с концептуального уровня. И такая основа была найдена. Ею выступила теория естественного права.
Эта теория известна с античных времен, но, пожалуй, впервые в человеческой истории ее в практике использовали «на всю катушку» именно американцы. Коротко и популярно о ней: основные права человек получает не от государства, а от природы, от естества. Кстати, по-русски это звучит вообще очень удачно: эти права – «прирожденные», т.е. полученные «при родах». А коли этими основными правами человек наделяется не государством, то не ему их и отнимать. Они – неотчуждаемы. А правительства только для того и существуют, чтобы обеспечивать защиту этих прав.
В Декларации независимости США так и говорилось:
«…все люди созданы равными и наделены их Творцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав людьми учреждаются правительства, черпающие свои законные полномочия из согласия управляемых. В случае, если какая-либо форма правительства становится губительной для самих этих целей, народ имеет право изменить или упразднить ее и учредить новое правительство…»
Затем в Декларации идет длинный перечень тех преступлений (с точки зрения теории естественного права), которые совершил английский король по отношению к жителям колоний. Эти факты американцы и выставили «на беспристрастный суд всего человечества». Нет, они не хотели выглядеть преступниками и бунтовщиками. По этому основательному документу преступником оказался английский король. А стало быть, колонисты обосновали свое право противостоять преступлениям и преступнику.
Это была потрясающей силы правовая находка, перевернувшая многие прежние представления о природе власти, о принципах взаимоотношения человека и государства. Документ был настолько убедителен, что он был принят международным сообществом как вполне достаточное оправдание или объяснение законности действий американских колонистов. Франция, Испания и другие страны выступили в поддержку повстанцев. Россия заняла также благожелательную позицию по отношению к американцам и возглавила Лигу нейтральных государств, выступавшую против английской блокады торговли с Америкой.
Эта концепция опровергла теорию божественной природы власти. Найден был другой источник власти: не на небе – на земле. Это - люди, их сообщество. Бог же или природа, напротив, наделяет не владык властью, а человека его неотъемлемыми правами. Государство же – это плод договоренности свободных граждан. В рамках этого договора нанимаются полицейские, солдаты, дипломаты, судьи, прокуроры – и все это исключительно для защиты наших прав и интересов, ни для чего другого.