Омские власти организовали поспешный передел рынка наружной рекламы, прежде всего, в пользу местных олигархов.
Ниже читайте интервью с Егором Сусликовым, директором рекламного агентства «Компаньон», одним из участников скандального аукциона.
— УФАС Омской области 30 августа рассматривал ваши жалобы на действия ДИО. Можете прокомментировать, в чем суть спора?
– Основных претензий несколько:
- ДИО выставил на торги слишком большие лоты, тем самым ограничил доступ на этот рынок мелких и средних игроков, в основном местных.
- Лоты сформированы неравнозначно, что нарушает принципы конкуренции и заведомо создает неравные условия для будущих победителей.
- В лотах присутствуют места, где установлены конструкции с действующими договорами и есть места, по которым будет невозможно установить конструкции.
- И самое серьезное нарушение — это то, что победитель торгов получает абстрактное место. Конкретное место определить по тем нормативным документам, которые есть, невозможно!
— С чем, на Ваш взгляд, связано то, что ДИО вдруг назначил такие большие торги, на которые выставлено 90% конструкций?
– Точно не с пополнением бюджета. Время для такого серьезного аукциона выбрано самое неудачное, август месяц, сезон отпусков, лоты сформированы так, что многие даже заявиться не могут на них по финансовым соображениям, да и спешка при подготовке аукционной документации торгов говорит о том, что организаторы преследуют другие цели. В кулуарах есть стойкое мнение, что лоты составляли не в стенах департамента. Иначе как объяснить такое количество элементарных ошибок? Вы только вдумайтесь в эту цифру, выставлено 1052 места, из них 128 исключены! Это, на мой взгляд, говорит о качестве подготовленного документа.
— Департамент в качестве конкретных доводов говорит о том, что места, которые вы указываете как невозможные к установке, можно установить?
– Я задам встречный вопрос. Почему первый раз за все время департамент выставил на торги абстрактные места, а не документы, которые прошли согласительную комиссию? Всегда! ДИО сначала готовил необходимое разрешения с четкой привязкой к местности, с которыми могли ознакомиться до торгов любые из предполагаемых участников и лишь потом проводил торги. Замечу, что сейчас пропущена очень важная процедура, ведь в согласительную комиссию входят не только сотрудники ДИО, но и ГИБДД, которые отвечают за безопасность дорожного движения и АТИ, в функции которой как раз и входит проверка на возможность технической установки конструкции. Зачем вдруг менять сложившуюся десятилетиями практику? Мы с февраля месяца, как только был назначен новый руководитель ДИО, предлагали для избежания рисков для будущих участников торгов и самого департамента заняться срочно анализом схемы на соответствие новому ГОСТУ (вступил в силу с 01.03.2016 г. и носит обязательный характер), исключением из схемы мест, которые невозможны к установке, и включению мест, которые будут интересны и городу, и бизнесу. Знаете, сколько документов выпустил департамент за 6 месяцев? НОЛЬ! А Вы говорите, нужны ли деньги…
— А какие риски у предпринимателей?
– Штрафы. Если ГИБДД проверит и конструкция не будет соответствовать ГОСТУ, штраф — 500 тыс. За повторное — 1 млн! И, поверьте, их не будет интересовать схема. Уже есть сложившаяся судебная практика.
— Но в ГИБДД согласовали схему?
– В этом-то и дело! В части схемы отсутствует масштаб! После должны были быть изданы разрешения с точной привязкой к месту! Чтобы ГИБДД и другие структуры могли согласовать каждое место!
— Департамент утверждает, что Ваши права не нарушены, что после торгов вы подадите заявку на получение разрешений?
– Это нонсенс! Что значит: «они согласуют»? Кто это будет делать? По каким критериям? Некое лицо в ДИО, которое может согласовать, а может и не согласовать? Или согласовать в таком месте, что оно даром не будет нужно?
После того, как победитель выложит несколько десятков миллионов рублей, заключит договор и придет в ДИО с заявками на получение разрешений к некому человеку, а тот по доброте души своей согласует, а если у него будет плохое настроение, может, и нет, а может, Вы ему вообще не понравитесь? Вы понимаете, что у этого сотрудника нет четких критериев для согласования или отказа! В связи с этим, решения чиновника могут носить произвольный характер, фактически предлагается заплатить деньги за возможность в дальнейшем обсуждать, где это рекламное место будет. И тут все будет зависеть от ваших «дипломатических» способностей. При этом не факт, что у вас получится ее поставить. Это в чистом виде коррупционная составляющая. Не должен участник торгов покупать возможность где-то поставить конструкцию. Он должен до торгов четко знать, где он будет стоять, сколько платить и т. д. Это же простые вещи. Не может продаваться то, чего еще нет. А разрешения на установку конструкции нет!
Мало того, у ДИО, по закону, два месяца на рассмотрение такой заявки. А если он откажет? Идти в суд? Еще пять месяцев судиться? Таким образом можно разорить любую компанию, которая выиграет торги. Мы видим в такой форме торгов массу возможностей для манипуляций! Самое главное, что виноват во всем и всегда будет предприниматель! Он же подал заявку с предложением, куда ему установить конструкцию!
— Вы говорите, что лоты сформированы неравнозначно, что Вы имеете ввиду?
– Лоты, по мнению российской УФАС, должны быть пропорциональными по привлекательности мест. Т.е. если город разбит на три зоны, то в каждом лоте должна быть одинаковая пропорция. А у нас есть два суперлота с большим количеством привлекательных мест.
— Вы говорите, что ДИО неправильно сформировал лоты и не подготовил необходимый пакет документов. Как, на Ваш взгляд, должно это проходить?
— Идеальное решение, на мой взгляд, предложил Союз предпринимателей на совещании у заместителя мэра:
1. Сначала определяем предмет: что, собственно, продается. Это разрешение на каждое место, с четким пониманием границ установки рекламной конструкции
2. По аналогии с продажей земельных участков объявляется, например, месяц на прием предложений потенциальных претендентов. По каким местам есть пересечения, они автоматически выставляются на торги как один лот – одно место. Места, которые предварительно интересовали только одного участника, могут быть выставлены в большой лот. Тем самым будут на 100% соблюдены интересы и малого, и крупного бизнеса! Мало того, бюджет от таких торгов получит максимальную выгоду!