Культура. Личность
№ 38(265) от 01.10.2008
Георг Кляйн: Хочешь быть успешным? Эпатируй публику!
Георг Кляйн, известный немецкий писатель, обладатель престижных литературных премий, читает своим слушателям книги в... старом бассейне. Его можно встретить в заброшенном доме, где он принимает участие в «ночи страха». На его вечерах подают запрещенный абсент. О других правилах поведения, принятых в современном литературном мире Германии, г-н Кляйн рассказал «БК» во время визита в Новосибирск.
Георг Кляйн |
– Георг, с чем связан ваш визит в Cибирь?
– Меня пригласил Немецкий культурный центр им. Гете в Москве. В Академгородке я собираю материал для рассказов, которые должны быть написаны к весне и озвучены на чтениях в Новосибирске.
– К сожалению, о вас немного информации в русскоязычной прессе. Известно, что перо в руки вы взяли не так давно...
– Я профессиональный писатель. Литературный труд приносит мне деньги только последние десять лет. До этого я преподавал немецкий язык для иностранцев, а также писал тексты докладчикам, ученым.
– Почему вас потянуло к перу?
– Маленьким мальчиком я очень хотел произвести впечатление на маму. Она всегда много читала. Когда она брала в руки книгу, я видел ее счастливое лицо. Мне очень хотелось увидеть ее такой же, когда она будет читать мои книги. К сожалению, мама умерла раньше. Первые три романа не брали ни в одном издательстве, поэтому я их выбросил. Первую книгу опубликовал в 45 лет в 1998 году. И она сразу была высоко оценена критиками авторитетных газет.
– Вы лауреат двух престижных премий. Что они изменили в вашей работе писателя?
– Премия имени Ингеборг Бахманн – это шанс, поскольку эта премия привлекает большое внимание прессы. Я ее получил за книгу Barbar Rosa, которая пролежала в столе десять лет. До этого издательства не хотели публиковать ее за провокационность.
– А за десять лет что-то изменилось?
– Изменились критерии. Раньше книга не могла быть издана, потому что она
задевала чье-либо достоинство. Отсутствие государственной цензуры не отменяло цензуры в головах ответственных – критиков, сотрудников издательств. На смену моральным критериям пришли другие. Теперь имеет значение, будет книга продаваться или нет. Но, несмотря на «оттепель», мне пришлось пойти на хитрость, чтобы книга могла быть опубликована. Перед присуждением премии писатели читают свои тексты. Я ограничился отрывком. Он имел успех, книга была издана спустя полгода. Уже распродано 100 тысяч экземпляров.
– Что нужно делать писателю, чтобы оставаться на плаву и дальше?
– Каждые два года должна быть опубликована книга с хорошим потенциалом. Важно постоянно напоминать о себе – я пишу о культуре для известных газет, веду свою страницу в интернете. И еще желательно иметь как можно меньше врагов в своей сфере и... уметь общаться с журналистами (улыбается). Значение имеет, и с каким издательством ты работаешь – крупным или маленьким. Крупное может выплатить гонорар еще до того, как книга будет продана до конца. И ваш гонорар может составить до 50 тысяч евро. Небольшое издательство, где работают три-пять человек, заплатит в десять раз меньше и только после реализации книги. В крупном издательстве обязательно есть отдел по связям с прессой, который заботится о том, чтобы СМИ обсуждали книги автора. Это очень большая поддержка для писателя. Есть еще один способ напомнить о себе – литературные вечера. Организаторы чтений ищут интересные места, чтобы привлечь публику. Однажды я читал в старом, неработа-
ющем бассейне. Любопытство привело около
трехсот человек. «Ночь страха», проводимую в Кельне в заброшенном доме, посетили около 2000 человек. Еще один случай. В Германии какое-то время был запрещен абсент. Я предложил этот напиток каждому, кто придет в клуб послушать мою книгу о вампирах.
– Писатель в Германии выбивается в люди исключительно сам?
– Для начинающих литераторов существуют различные формы получения денег, например стипендия. Победив в конкурсе, можно рассчитывать на государственную поддержку. Но эта система не совсем справедлива – решения принимают люди, а люди слабы.
– А желающих взяться за перо много?
– На мои литературные чтения приходят до 50 человек. Примерно десять из них – люди, которые хотят быть писателями. Они думают, что это очень легко. Число писателей растет и по другой причине – люди истосковались по хорошо написанной литературе.
– Что продается лучше всего?
– Книжный рынок – это большой пирог, состоящий из разных фрагментов. Значительную часть занимает легкая литература. Хорошо продаются некоторые русские писатели. Например Акунин. Это яркий пример очень большого взлета и резкого падения. Меньше – Владимир Сорокин, но тем не менее оценивают его в Германии очень высоко. Хорошо идет Пелевин. Немецкие издательства ищут молодых русских авторов и дают, как минимум, один шанс. В нашем издательстве Rowohlt в 2003 году была издана книга новосибирского писателя Олега Постнова, правда, не очень успешно. Есть интерес и к классической русской литературе. Ее переводят заново, поскольку считается, что прежний перевод устарел.
– А вы с русской литературой хорошо
знакомы?
– Прежде чем отправиться в Россию, я позвонил брату – книги мы читали вместе. Он напомнил про «Сказки народов мира», где самыми лучшими сказками были именно русские. Большое впечатление на меня произвели фантастические произведения Гоголя. Очень оригинальный и смелый автор Владимир Сорокин.
– Последний вопрос. Кроме литературы, чем вы еще увлекаетесь?
– Мы живем в деревне. Встаем рано, чтобы наши дети успели на школьный автобус. Работаем до обеда. К тому времени, как они вернутся из школы, я вынужден закончить работу – остаток сил съедают мои дети.
– Меня пригласил Немецкий культурный центр им. Гете в Москве. В Академгородке я собираю материал для рассказов, которые должны быть написаны к весне и озвучены на чтениях в Новосибирске.
– К сожалению, о вас немного информации в русскоязычной прессе. Известно, что перо в руки вы взяли не так давно...
– Я профессиональный писатель. Литературный труд приносит мне деньги только последние десять лет. До этого я преподавал немецкий язык для иностранцев, а также писал тексты докладчикам, ученым.
– Почему вас потянуло к перу?
– Маленьким мальчиком я очень хотел произвести впечатление на маму. Она всегда много читала. Когда она брала в руки книгу, я видел ее счастливое лицо. Мне очень хотелось увидеть ее такой же, когда она будет читать мои книги. К сожалению, мама умерла раньше. Первые три романа не брали ни в одном издательстве, поэтому я их выбросил. Первую книгу опубликовал в 45 лет в 1998 году. И она сразу была высоко оценена критиками авторитетных газет.
– Вы лауреат двух престижных премий. Что они изменили в вашей работе писателя?
– Премия имени Ингеборг Бахманн – это шанс, поскольку эта премия привлекает большое внимание прессы. Я ее получил за книгу Barbar Rosa, которая пролежала в столе десять лет. До этого издательства не хотели публиковать ее за провокационность.
– А за десять лет что-то изменилось?
– Изменились критерии. Раньше книга не могла быть издана, потому что она
задевала чье-либо достоинство. Отсутствие государственной цензуры не отменяло цензуры в головах ответственных – критиков, сотрудников издательств. На смену моральным критериям пришли другие. Теперь имеет значение, будет книга продаваться или нет. Но, несмотря на «оттепель», мне пришлось пойти на хитрость, чтобы книга могла быть опубликована. Перед присуждением премии писатели читают свои тексты. Я ограничился отрывком. Он имел успех, книга была издана спустя полгода. Уже распродано 100 тысяч экземпляров.
– Что нужно делать писателю, чтобы оставаться на плаву и дальше?
– Каждые два года должна быть опубликована книга с хорошим потенциалом. Важно постоянно напоминать о себе – я пишу о культуре для известных газет, веду свою страницу в интернете. И еще желательно иметь как можно меньше врагов в своей сфере и... уметь общаться с журналистами (улыбается). Значение имеет, и с каким издательством ты работаешь – крупным или маленьким. Крупное может выплатить гонорар еще до того, как книга будет продана до конца. И ваш гонорар может составить до 50 тысяч евро. Небольшое издательство, где работают три-пять человек, заплатит в десять раз меньше и только после реализации книги. В крупном издательстве обязательно есть отдел по связям с прессой, который заботится о том, чтобы СМИ обсуждали книги автора. Это очень большая поддержка для писателя. Есть еще один способ напомнить о себе – литературные вечера. Организаторы чтений ищут интересные места, чтобы привлечь публику. Однажды я читал в старом, неработа-
ющем бассейне. Любопытство привело около
трехсот человек. «Ночь страха», проводимую в Кельне в заброшенном доме, посетили около 2000 человек. Еще один случай. В Германии какое-то время был запрещен абсент. Я предложил этот напиток каждому, кто придет в клуб послушать мою книгу о вампирах.
– Писатель в Германии выбивается в люди исключительно сам?
– Для начинающих литераторов существуют различные формы получения денег, например стипендия. Победив в конкурсе, можно рассчитывать на государственную поддержку. Но эта система не совсем справедлива – решения принимают люди, а люди слабы.
– А желающих взяться за перо много?
– На мои литературные чтения приходят до 50 человек. Примерно десять из них – люди, которые хотят быть писателями. Они думают, что это очень легко. Число писателей растет и по другой причине – люди истосковались по хорошо написанной литературе.
– Что продается лучше всего?
– Книжный рынок – это большой пирог, состоящий из разных фрагментов. Значительную часть занимает легкая литература. Хорошо продаются некоторые русские писатели. Например Акунин. Это яркий пример очень большого взлета и резкого падения. Меньше – Владимир Сорокин, но тем не менее оценивают его в Германии очень высоко. Хорошо идет Пелевин. Немецкие издательства ищут молодых русских авторов и дают, как минимум, один шанс. В нашем издательстве Rowohlt в 2003 году была издана книга новосибирского писателя Олега Постнова, правда, не очень успешно. Есть интерес и к классической русской литературе. Ее переводят заново, поскольку считается, что прежний перевод устарел.
– А вы с русской литературой хорошо
знакомы?
– Прежде чем отправиться в Россию, я позвонил брату – книги мы читали вместе. Он напомнил про «Сказки народов мира», где самыми лучшими сказками были именно русские. Большое впечатление на меня произвели фантастические произведения Гоголя. Очень оригинальный и смелый автор Владимир Сорокин.
– Последний вопрос. Кроме литературы, чем вы еще увлекаетесь?
– Мы живем в деревне. Встаем рано, чтобы наши дети успели на школьный автобус. Работаем до обеда. К тому времени, как они вернутся из школы, я вынужден закончить работу – остаток сил съедают мои дети.
Справка
Секрет писательского успеха от Георга Кляйна
«Каждые два года должна быть опубликована книга с хорошим потенциалом. Важно постоянно напоминать о себе – я пишу о культуре для известных газет, веду свою страницу в интернете. И еще желательно иметь как можно меньше врагов в своей сфере и уметь общаться с журналистами. Значение имеет, и с каким издательством ты работаешь...»
Георг Кляйн родился в 1953 году в Аугсбурге (Южная Германия). Изучал германистику, социологию и историю в родном городе и в Мюнхене. Работал спичрайтером. Десять лет назад пришел в литературу. В 1999 году после публикации сборника рассказов «Призыв слепой рыбы» Георгу Кляйну была присуждена премия имени братьев Гримм, в 2000-м – премия имени Ингеборг Бахманн. В 2001 году увидел свет роман Barbar Rosa. Затем выходили сборник рассказов «Про немцев» (2002), «Солнце нам светит» (2004) и «Грех Добро Молния» (2007). Женат, воспитывает двух сыновей.
Дарья Жиганова, собкор «БК» в Новосибирске
Еще нет комментариев Написать комментарий
Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила
Топ-3
- Ксения Собчак показала, какой look она выбрала для встречи с Путиным95624 декабря 2024
- Возле бывшего ночного клуба "Атлантида" открывают новый ресторан121424 декабря 2024
- Звезда балета Полунин: "Мое время в России истекло"1160223 декабря 2024
- Дресс-код: глава федерального Минкульта продемонстрировала идеал офисного стиля229220 декабря 2024
- Омичи в этом году возжелали потрогать креативные елки: в "Искусстве Омска" «подЕЛЬники-6»228817 декабря 2024
- Омская художница участвует в выставке, где куратором выступил создатель масок для фильма Феллини256416 декабря 2024
- В Омске выставят работы семьи всемирно известного художника, скульптора и ювелира Намдакова308412 декабря 2024
Новости партнеров