Новости. Омск

Выборы-2016
№ 37(662) от 28.09.2016

Содержание

Борцы за всё хорошее. И за голоса омичей

Главными темами местной предвыборной агитации стали биографии кандидатов и их благие пожелания "граду и миру". Похоже, о выполнении обещаний мало кто думает, - но некоторых омичей это вполне устраивает.

Сейчас, когда битва за голоса закончилась, а первое удивление прошло, самое время оглядеться и понять, что это такое было. Результаты этих выборов будут интересовать нас долго – целых пять лет, и оценивать их можно в предложенном уже сейчас широком спектре – от рассказов про «кривую Гаусса» и «особые электоральные территории» на оппозиционных сайтах до наивных повествований об «открытости, честности и прозрачности» в пабликах региональных правительств. В нашем случае, например, – по одному повествованию от каждого района, эдакое «Собери Омскую область».
Оценивая случившееся и пытаясь предположить, что и зачем будет делать очередная порция «народных избранников», было бы неплохо вспомнить, что они нам обещали. Не для того, чтобы ближайшие годы сравнивать ожидание и действительность (в самом деле, чего мы от них ждем?), а чтобы выяснить, за кого же они нас принимают. Дело непростое и ставящее под удар нашу самооценку, но без него не обойтись.
Итак, «Выбери нас», – говорили люди и партии с билбордов, со страниц листовок, высовывающихся из каждого почтового ящика, с экранов телевизоров и первых полос газет. И мы знаем, что каждый третий омич кого-то всё-таки выбрал.

Яблоко

Выбрать «Яблоко», например, решили немногие. Здесь точно не место говорить о суперэффективных стратегиях, которые могли бы в каком-то другом мире привести такую партию к оглушительной победе, просто вспомним тот широко известный в узких кругах ролик. Сергей Костарев, человек и профессор, сидит и гладит кота рядом с телевизором, показывающим «Лебединое озеро». Долго гладит, минуты две, ласково глядя в объектив камеры и иногда моргая. Потом резко встает, хватает кувалду и уходит.
Это зрелище уже заставило некоторых комментаторов написать набившее оскомину: «нам, в отличие от «Яблока», нужны не великие потрясения, а великая Россия!» (кувалда и «Лебединое озеро» по «ящику» при желании легко укладываются в единый контекст), но для нас важно другое: видео это слишком… загадочное. Вероятно, его авторы считают нас умными людьми, легко считывающими культурный код? Хорошо, спасибо им за это. Но многие обзовут такое ­«интеллигентскими ­штучками» и вспомнят (хотя нет, не вспомнят) тезис на тему «страшно далеки они от народа». Расстояние на днях обозначили в процентах…

Какое-то иное участие омского отделения «Яблока» в избирательной кампании автором этих строк замечено не было. Может быть, где-то красовались билборды; может быть, разносили листовки. Были ещё дебаты – с застенчивым кандидатом Владимиром Калекиным, внимательно слушавшим советы «старших товарищей» из других партий и Борисом Мельниковым, ратовавшим за «доступную среду». Последний запомнился ещё довольно безобразной перепалкой в Facebook со «справороссом» Прово­зиным, которая добавить очков «Яблоку» не смогла бы. Даже если бы её прочло много народа.
Кстати, эта история кое-что объясняет в ситуации с «Яблоком». Тот же Мельников финансировал свою избирательную кампанию из своей же пенсии по инвалидности, так что разгуляться не смог бы при всём желании. Оставались только собственноручная раздача каких-то листовок прохожим «на районе» и гневные речи в адрес оппонентов в социальных сетях.

Партия Роста

Явно больше возможностей было у партии, претендовавшей на примерно тот же кусочек электорального «пирога» – «Партии Роста». Тут были полноценные газеты с креативным названием «Мой рост» и фотографией неизменно улыбающегося Павла Кручинского. Избиратель при желании мог узнать, что вот эти люди своей первой задачей считают создание «25 миллионов современных рабочих мест»: удивительно, но вот эту «идею», озвученную когда-то лидером другой партии, они повторяют без ощущения неловкости (хотя не объясняют, что это будут за рабочие места и каким образом они появятся). Другие задачи – «вывести из тени и развить малый бизнес», «ликвидировать кредитное рабство», снизить тарифы на ЖКХ, ввести минимальные проценты по ипотеке. Где будут взяты деньги на всё это, из агитационных материалов выяснить не удалось.

 

«Голосуй сердцем» спустя 20 лет ­означает «Голосуй за тех, кто нравится Путину!»

«Одно из направлений партийной программы – рост семейного дохода!» – объявил Кручинский электорату. Отсюда следует, что представления этого политика об аналитических способностях избирателей довольно пессимистичные. Апеллирует он в любом случае не к интеллекту. «Голосуй сердцем» спустя 20 лет означает «Голосуй за тех, кто нравится Путину!», а чтобы объяснить омичам, что к чему, на агитматериалах «Партии Роста» публиковали цитату из «национального лидера» («Владимир Титов всё правильно делает!») и рассказ о том, что один Владимир мог принять другого Владимира после выборов, но принял до, а это – «важный позитивный сигнал». Чтобы закрепить материал и избежать малейших подозрений в том, что «ПР» «против», ­Татьяна Ерёменко объясняет на соседней странице: «В этой партии мне импонирует то, что она не оппозиционна». Вдруг кто-то не знает, что Титов – бизнес-омбудсмен при гаранте конституции?
Мы уже знаем, что такая тактика Кручинскому не слишком помогла – как и «интеллигентность и бережное отношение к этическим нормам», продемонстрированные при помощи галстуков-бабочек во время Сибирского марафона.

Коммунисты России

На другом политическом полюсе были (и остались) «Коммунисты России». Они настолько суровы, что каждое свое выступление на теледебатах начинали с объявления «Коммунистов Российской Федерации» предателями. «Зюгановщина» – явно главный враг для этой партии, и «зюгановцам» явно не поздоровилось бы, если бы Владимир Жуков и прочие взяли вожделенные 99%, как в каком-нибудь 1937-м. Помимо инвектив против КПРФ, у «КР» была ещё и позитивная, если можно так выразиться, программа, состоявшая из 10 пунктов. Они же – «сталинские удары». О содержании пунктов со второго по десятый мало кто знает: ведущий теледебатов пытался выяснить, что там к чему, но несгибаемый коммунист Жуков объявил, что вообще-то достаточно первого пункта – полной и бескомпромиссной национализации. Если провести её и расстрелы (а «Коммунисты России» готовы заняться и ими тоже), наша страна наконец-то вдохнет полной грудью.

Осторожно предположим, что классовая борьба по мере приближения к коммунизму усиливалась бы вовсю, так что «жуковцам» пришлось бы со всё большей энергией расстреливать «зюгановцев», «беспартийных» и друг друга, но жизнь сказала свое решительное «нет»: «Коммунистов России» в Госдуме и Заксобрании не будет. Правда, в Омской области они смогли набрать четыре с половиной процента, и это немного настораживает. А Жуков, с трудом выдавливающий из себя продолжение слов «Мы пересажаем всех» (говорить об определенных особенностях речи некорректно, но тут трудно удержаться), должен был стать одним из самых своеобразных символов прошедшей избирательной кампании. Должен был – но, кажется, не стал.

КПРФ

Отдельным ярким пятном на агитационном поле стали те самые «зюгановцы». «Мы победим «Единую Россию» в Омске!» – обещали они и даже чуть было не сдержали слово. Вели они себя несколько более скучно (не говорили о сталинских ударах и расстрелах например), но многое в их программе осталось из тех самых времен. К примеру, Сергей Жуков на полном серьезе пишет о «системном кризисе капитализма» и о необходимости борьбы с буржуазией. Мы опять живем, «как до Великой Октябрьской социалистической революции» – но коммунисты всё-таки не штурмуют здание на Красном Пути, 1 в компании революционных матросов, а участвуют в выборах. Спасибо им за это.

Чтобы завоевать сердца избирателей, агитаторы из КПРФ рассказывают, что их партия во время работы Заксобрания последнего созыва добилась водружения «Знамени Победы» рядом с государственным флагом во время всех национальных праздников. Заслуга, конечно, весомая. Еще нам сообщили со страниц «Красного Пути», агитировавшего за Андрея Алёхина, что этот кандидат активно заботится о «ветеранах труда», больных детях и многодетных семьях, старается снижать стоимость проезда в маршрутках и тарифы ОДН. Возникающее странное противоречие между тотальной, но бессодержательной критикой существующих в стране порядков и «мелкотемьем» в конкретной работе коммунисты прикрывают рассказами о том, насколько плохи их конкуренты – и «Единая Россия», показывающая своё «антинародное мурло», и «так называемые партии» «либеральных демократов» и «эсеров». На других конкурентов КПРФ не обращает внимания, и тем явно повезло – «критика» у коммунистов грубая.

ЛДПР

Последователи Жириновского ограничивались лаконичными лозунгами. «ЛДПР всегда с вами», – сообщал со своих билбордов Алексей Клепиков, и звучало это как угроза. «ЛДПР за!» – читали омичи на других плакатах и пытались понять, за что именно. Видимо, за Омск. За метро. За счастливое будущее и бессмертие души. В общем, за настолько привлекательные вещи, что «либеральные демократы» получили отличный результат. Благодарить за это они должны экономический кризис и интуицию избирателей.

«ЛДПР всегда с вами», – сообщал со своих билбордов Алексей Клепиков, и звучало это как угроза.

«Справедливая Россия»

«Справедливая Россия» со страниц своих агиток сообщала омичам, что уже вышла на второе место. «Правительство в панике!» Получился анекдот: «эсеры» выступили заметно хуже, чем раньше, проиграв не только коммунистам, но и жириновцам. Вероятно, особенности избирательной кампании тут не при чем, но всё равно любопытно: в спецвыпуске газеты «Справедливая Россия» большую часть объема занимает... автобиография Сергея Миронова. С фотографиями во всех возрастах и интригующими подробностями. Вот будущий лидер «Справедливой России» не хочет быть девчонкой; а вот он нашел мешок золота; а вот он «может постоять за свою великую Родину с гордым названием Советский Союз». Больше всего запомнилось, как Миронов с «холодной, жестокой яростью старшего сержанта десантной дивизии» сидел в вагоне поезда «Улан-Батор – Москва», закрывшись изнутри, пока в дверь стучали...

 

«Справедливая Россия» со страниц своих агиток сообщала омичам, что уже вышла на второе ­место. ­Получился анекдот: ­«эсеры» выступили заметно хуже, чем раньше.

После таких газет возникает ощущение, что «Справедливая Россия» – самая вождистская партия в стране. И самая популистская тоже. Возьмем список из десяти основных требований например. Там у нас индексация пенсий (причем с уровня не менее 60% от зарплаты), бесплатная медицина для всех, гарантирование госзакупки и сбыта сельхозпродукции, национализация банков, отмена транспортного налога и платы за капремонт. Где «эсеры» возьмут деньги, чтобы реализовать свою тягу ко всему хорошему и победить всё плохое, нам не сообщается.

Сделаем. Всё.

Кстати, омские кандидаты вообще предпочли не вдаваться в эту конкретику. Основную информацию об их программе омичи получали, по-видимому, из билбордов двух типов – «Горовцов воровать не даст» и «Провозин в начале списка добрых дел». Забавно, но Горовцов сам не знает (или, как минимум, не знал), откуда взята цитата для его агитации. «Высоцкий сказал по-другому – «Вор должен сидеть в тюрьме», – простодушно объявил главный омский «эсер» на теледебатах, отвечая на ехидный вопрос из цикла «Знаете ли вы...». Между тем первый кандидат, использовавший этот лозунг, вовсю продвигал идею производства чапельников и называл себя внучатым племянником Григория Мелехова, что симптоматично само по себе. Даже без той знаменитой цитаты из песни, самое интересное слово в которой заглушает гудок парохода.
Провозин же сформулировал свою мысль на билборде не вполне ясно – приходится это признать. Почему его фамилия оказалась в списке добрых дел? Благодаря теледебатам ситуация проясняется: кандидат причислял себя к тем, кто добрые дела делает. В этом он видел свое коренное отличие от оппонентов – а вот избиратели, увы, не увидели. И Сергей Жуков, отметившийся рассказами про «системный кризис капитализма», обошел его в округе, но всё-таки стал только вторым.

 

Первый кандидат, использовавший этот лозунг, вовсю продвигал идею производства чапельников и называл себя внучатым племянником Григория Мелехова.

Победу одержало «новое лицо омской политики», отправленное в бой «Единой Россией». Мотив новизны в агитационной кампании одного отдельно взятого кандидата явно превалировал. «Обновим омский парламент!» – заявлял Попов. Если именно его избрание для этого требовалось, то Заксобрание у нас теперь будет совсем обновленным. В остальном «единороссы» были в своем репертуаре. Цитата из Путина на первой полосе газеты «Я сам иницировал и создал эту партию», ответный реверанс – «Единая Россия поддерживает позицию президента», военная хитрость на тему «у нас проходили праймериз, значит, наши кандидаты уже получили голоса большинства избирателей» и набор позитивных, но пустых лозунгов. «Сделаем всё!» – говорили они. О том, что сделают и как, не говорили.
Агитация «партии ответственных решений» стала агитацией за отдельных людей, у которых мало что общего. Это общее авторы газет и листовок и не пытались найти, сосредотачиваясь исключительно на биографиях. Вот глядящий с хитрым прищуром Александр Жуков: работал в федеральном правительстве при трех премьерах (один из них – сами-знаете-кто), продвигал Сочи как столицу зимней Олимпиады, заслуженный экономист, мастер спорта по шахматам. О программе и планах на будущее – ни слова.
Вот Дмитрий Перминов со Звездой Героя России на пиджаке. Родился в простой рабочей семье. КМС по рукопашному бою, жена, дети, Дагестан-окоп-граната-указ президента. О программе и планах работы – ничего.
Профессор Владимир Половинко рассказал, что «успех гарантирован» (сложно сказать, кому) и опубликовал подробную автобиографию, включающую названия кандидатской и докторской диссертаций. Зачем он идет в парламент и что он планирует там делать – непонятно.

 

Все эти пункты – большой «привет» коммунисту Алёхину и бюджету: казалось бы, лидер вот этой партии уже давно всем объяснил, как обстоит дело с деньгами и что делать в этой ситуации, но Шрейдер, видимо, не в курсе. Вот он удивится-то!

Самой удивительной стала агитация Наиля Карымова. Небритое лицо, часы, подпись «социальная стоматология». «Карымов Наиль Рашитович приглашает на выборы». Об остальном можно только догадываться. Часы на правой руке – может быть, это неспроста? Может быть, Наиль Рашитович в «партии президента»? А может быть, он просто рекламирует свою стоматологию.
На этом фоне своей содержательностью выделяется самореклама Виктора Шрейдера. Здесь тоже важное место занимает биография кандидата: всё те же «рабочая семья», трудовое воспитание. «Трудолюбие, хозяйственность, умение организовать людей на ­коллективное дело стали стержнем характера». А дальше – рассказ о том, что доверие людей уже заслужено, и что это высшая награда. Но здесь, в отличие от других «единороссов», есть программа. «Присвоить Омску звание «Город трудовой славы», ввести льготы сиротам войны, сохранить ФАПы и поликлиники в районах, освободить некоторых омичей от выплат за капремонт. Все эти пункты – большой «привет» коммунисту Алёхину и бюджету: казалось бы, лидер вот этой партии уже давно всем объяснил, как обстоит дело с деньгами и что делать в этой ситуации, но Шрейдер, видимо, не в курсе. Вот он удивится-то!

Единая Россия

Говорить об агитации «Единой России» не получается без какого-то привкуса пепла во рту. Постулируя свою готовность обеспечить людям всё самое хорошее и уверенность в том, что стабильность – вот она и самое главное – её сохранить, эта партия получила-таки большинство. При всех оговорках (низкая явка, меньше половины от общей суммы поданных голосов) она будет господствовать в Госдуме – и в Заксобрании Омской области например. Это характеризует не только наши политическую и избирательную системы, но и нашего среднестатистического избирателя. Многие из тех, кто ходит на выборы, видимо, не слишком прихотливы: не хотят разобраться в том, чьи фамилии стоят в бюллетенях, и не собираются чего-то от них ждать после выборов. При таком подходе власть превращается в один из видов стихии, не зависящей от человека. «У природы нет плохой погоды» – если ударят морозы, всегда можно спрятаться в доме. В крайнем случае залезть под одеяло. В самом крайнем – залезть под одеяло с головой. Правда, политика может найти озябшего омича даже там и вытащить на холод с какой-то только ей известной целью. «ЕР» – это, конечно, не «Коммунисты России», но мало тоже не ­покажется.

 

При таком подходе власть превращается в один из видов стихии, не зависящей от человека.


Текст: Николай Эйхвальд

Просмотров: 272 Комментариев: 0



Еще нет комментариев    Написать комментарий
Перед тем как оставить комментарий, прочтите правила


Архив
О проекте
Рубрики новостей
Разделы
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
18+
Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77 - 88403 выдан 29.10.2024 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Шихмирзаев Шамил Кумагаджиевич

CopyRight © 2008-2024 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
И.о. главного редактора - Кузнецов Игорь Александрович.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: info@bk55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: reklama@bk55.ru