Спорный документ одновременно нужен и не нужен, важен и не важен, влияет и не влияет на решение комиссии. Можно пиктограммами.
В Омске продолжаются затяжные пост-выборные баталии. Кто-то пытается вернуть этому действу ореол народности, кто-то втихаря обивает пороги нужных кабинетов в преддверии второго тура – а бывший депутат от КПРФ Виктор Жарков продолжает свою судебную битву с Горсоветом.
В основе этого конфликта лежат три несложных документа. Две справки, о состоянии здоровья и отсутствии судимостей, и программа действия на посту мэра города. Конкурсная комиссия требовала их от каждого кандидата в мэры города. Жарков уверен, что подобное требование противоречит федеральным законам: в тех ни о справках, ни о программе ничего не говорится.
На прошлом заседании обе стороны согласились с тем, что по закону больной и судимый за тяжкие преступления человек не имеет право избираться в мэры. Спорным остался один момент: как устанавливать отсутствие судимости и состояние здоровья кандидата? Кто именно должен проводить такую проверку?
«Вы», – утверждала представитель Жаркова.
«Нет, вы», – парировал юрист Горсовета.
После нескольких раундов этого спора судья Инна Цериградских объявила перерыв – а сегодня решительно взяла дело в свои руки. Причём объектом её пристального интереса стали отнюдь не справки.
Без программы всё дозволено
Многострадальная «программа действий на посту мэра Омска» в последние месяцы успела послужить темой многих ироничных новостей. Кандидаты отрывались как могли: допускали в своих программах смешные орфографические ошибки, шифровали текст пиктограммами и выражали свою неугомонную любовь к Омску рядом других способов.
Представитель Горсовета Денис Голушков ещё на первом заседании сообщил, что на самом деле от кандидатов не требовалось предоставлять программу. То есть да, такое требование было – но за его нарушение не было никакого наказания.
«Так в чём смысл возлагать на кандидата обязанность принести программу, если за её отсутствие он не несёт никаких юридических последствий?» – решила разобраться судья.
«Они есть! Кандидат таким образом выражает своё отношение к комиссии, что сыграет свою роль во время третьего этапа», – пояснил Голушков.
Основная задача программы, по словам юриста Горсовета, заключалась в том, чтобы дать комиссии представление о планах кандидата и позволить подготовить вопросы для личной встречи. Так что «беспрограммных» кандидатов, скорее всего, отсеяли бы на собеседовании, но формально участвовать в выборах им никто не запрещал. Да, но нет.
Судью, тем временем, заинтересовал другой аспект. Программы, представленные кандидатами, оказались очень разными. Кто-то написал буквально полстранички, а кто-то – настоящие детально проработанные планы. Как будто их писал не один человек, а целая группа. Так и есть – подтвердил Голушков. Закон не запрещает кандидатам прибегать к услугам экспертов.
«А нет ли здесь коррупциогенного фактора? – осторожно поинтересовалась судья – Ведь не у каждого кандидата есть финансовые возможности для того, чтобы нанимать экспертов. Получается, что чем больше денег – тем выше шанс пройти собеседование».
«У каждого человека могут быть друзья, компетентные в этих сферах. Если нет денег, стоит попросить их помочь безвозмездно или потом в качестве благодарности предложить им поработать в команде мэра», – пояснил представитель ответчика.
В качестве доказательства того, что решение комиссии не зависело от качества проработки программы, юрист привёл простой факт: одним из двух допущенных до выборов кандидатов стал предприниматель Ерошевич, программа которого едва покрывала половину листа А4.
«Интересно, по каким критериям комиссия оценивала эти программы? И зачем тогда вообще вводить такое требование?» – с улыбкой поинтересовалась судья Цериградских.
«Главным было понять, что человек будет делать на посту мэра», – невозмутимо ответил Голушков.
Корабли лавировали-лавировали...
В самом конце заседания, уже после того, как судья зачитала материалы дела, неожиданно всплыл интересный факт. Оказалось, что конкурсная комиссия немножечко запуталась в своих же документах и случайно породила юридический казус.
Первое решение было вынесено после того, как кандидат отказался сдавать справки и программу. Затем, по правилам, у него было несколько дней на то, чтобы донести требуемые документы. После этого комиссия должна была собраться повторно и решить, что делать. Если бы Жарков сдался и принёс справочки, его зарегистрировали бы в кандидаты. В ином случае достаточно было просто ничего не делать: решение об отказе в регистрации уже было вынесено.
«Однако члены комиссии что-то перепутали и вместо того, чтобы оставить старое решение в силе, приняли новое – повторно отказать Жаркову», – сообщил представитель Горсовета.
Таким образом, получается, что неугомонного кандидата от КПРФ не допустили до выборов мэра Омска дважды.
Ну так, чтобы с гарантией. А то вдруг прорвётся, а у него даже программы нет. Непорядок.