По версии обвинения, криминальная история с Надеждинским полигоном произошла из-за слабого контроля «Мостовика» за своей «дочкой».
В Центральном районном суде Омска прошло очередное заседание по делу Константина Дахно и Жанны Захаровой – экс-руководителей «Экотранссервиса» и ООО «ЖКХ «Сервис», которых обвиняют в мошенничестве. Напомним суть дела: «ЖКХ «Сервис» взял у «Экотранссервиса» кредит под залог Надеждинского полигона, но выплачивать этот кредит не стал, и ценный актив поменял таким образом хозяина. Обвинение уверено, что стоимость полигона намного выше, чем размер кредита, и что вся эта схема была изначально задумана руководителями двух предприятий (кредитором Константином Дахно и должницей Жанной Захаровой), чтобы вывести полигон из-под контроля «ЖКХ «Сервиса» и его единственного учредителя – небезызвестного НПО «Мостовик».
Центральным событием очередного заседания стал допрос Алексея Романова, который в декабре 2014 года стал заместителем гендиректора «Мостовика». Свидетель находится не в Омске, а потому допрашивали его в формате видеоконференции. Защита для начала постаралась выяснить, каким образом НПО контролировало деятельность своих «дочек», и некоторое время было непонятно, зачем это адвокатам: показания Романова явно вредили обвиняемым.
– Захарова всячески сопротивлялась установлению контроля, – рассказал свидетель. – Мы требовали письменно и устно передавать нам всю необходимую документацию, но получали формальные отказы. Контроль удалось наладить только в мае или скорее даже в июне 2015 года...
Романов уверен, что условия договора займа несовместимы со стоимостью залога. Но защита пыталась гнуть свою линию:
– Почему вы не предложили расторгнуть договор? – спросил адвокат свидетеля.
Тот ответил, что не мог ни на что повлиять, потому что Захарова всеми силами противилась введению реального контроля.
– Она отказывалась предоставлять документы весь февраль, март и апрель. Это именно те месяцы, за которые образовалась просрочка. При этом деньги у «ЖКХ «Сервиса» были! Захарова могла платить, но не платила. В то же время я получал от неё устные заверения, что все обязательства выполняются.
Один раз в ответ на требование сверки получил по электронной почте несколько файлов в Экселе, но эти файлы не открывались.
– Но что вам мешало самому приехать в «ЖКХ «Сервис» и посмотреть документы? – спросил адвокат Николаев.
Романов ответил, что финансовые контролёры, которые пытались «поднять документацию», имели точно такие же доверенности, как у него, но их сотрудники «дочки» «Мостовика» знакомили с информацией очень дозированно. К тому же до определённого момента способность «ЖКХ «Сервис» выплатить кредит не вызывала сомнений – видимо, никто не думал, что ситуация сложится так драматично. А защита, как видно, решила настаивать на том, что «Мостовик» обладал всей необходимой информацией и что его бездействие доказывает: криминала нет.
Адвокат поинтересовался, общался ли Романов с Дахно. Выяснилось, что одна встреча имела место, причём при весьма своеобразных обстоятельствах:
– Осенью 2015 года, – рассказал свидетель, – мне позвонила охрана «Мостовика» и сообщила, что готовится силовой захват Надеждинского полигона. В 5 или 6 утра я поехал туда с юристом. Нас встретила группа молодых людей спортивной внешности, и Дахно среди них был, в чёрной кепке.
Ещё ранее, примерно в апреле, Романов и Дахно разговаривали по телефону. Первый, по его словам, узнал из разговора о «каких-то проблемах с оплатой», а второй просто пытался «урегулировать проблему», но получил отказ.
– Вы отказали потому, что не были знакомы с документами, – напомнил Дахно свидетелю. – Почему не перезвонили потом, когда изучили вопрос?
Романов ответил, что связаться с Дахно должен был новый директор «ЖКХ «Сервис» – назначенный вместо неподчинявшейся Захаровой. Последняя, кстати, настаивает на том, что её сняли не из-за истории с финансовыми документами: «Мостовик» решил поставить над ней нового начальника, а она открыто заявила, что против. К тому же требовали с Захаровой, по её словам, не сверки и сметы, а уставные документы, которые должны храниться на предприятии.
– Помните, в апреле мы встретились в этом кафе, дай Бог памяти, – говорила обвиняемая Романову, – я там говорила, что произошёл срыв платежей на 2 месяца и объясняла почему?
– Встреча была, но такой информации я не получал, – отреагировал свидетель.
Далее выяснилось, что о назначении нового директора «ЖКХ «Сервис» Захарова неожиданно для себя узнала из какого-то «информационного ресурса», после чего позвонила Романову, и он ей объяснил, что она действительно перестала быть главой предприятия. Зашла речь и о некоем «графике перегонки «Мостовику» 51 миллиона», который Романов требовал с Захаровой накануне её увольнения (по крайней мере, по её словам).
Закончив с допросом свидетеля, суд, несмотря на энергичное сопротивление защиты, приобщил к делу материалы переписки, в которой «Мостовик» требовал предоставить документы, а «ЖКХ «Сервис» объяснял, почему сейчас предоставить эти бумаги не может. Ну а под конец заседания представитель потерпевшего, то есть «ЖКХ «Сервис», заявил ходатайство о снятии ареста с того самого Надеждинского полигона. Адвокат Николаев бурно отреагировал на этот поворот:
– Ваша честь, мы с уважением относимся к любому судебному решению. Но ведь у нас предмет для иска исчез!
Тем не менее адвокат оставил вопрос на усмотрение суда. А вот его клиент Дахно заявил протест:
– Это был залог, и деньги не возвращены. Я против! Получается, что мошенническим образом изъяты 15 миллионов рублей!
Выслушав обе стороны, судья Клостер постановил отложить заседание. БК55 будет следить за ходом этого процесса.