В Омской школе работал дворник-педофил (за развращение девочки его посадили на три года), но ни педагоги, ни директор не обращали на жалобы учеников внимания. Прокуратура вынесла частное постановление в адрес главы депобразования мэрии Екатерины Спеховой за «ненадлежащий контроль за деятельностью и исполнением должностных обязанностей педагогическим составом школы по обеспечению и соблюдению прав детей и предотвращению возможности совершения подобных преступлений». А вы бы что «предписали» Спеховой?
Валерий Кокорин, депутат Законодательного Собрания Омской области:
- Вопрос в нашем обществе. Нужно уделять образованию внимание, достойное его. Вспомните уважительное отношение к учителям в императорской России, в советское время. Сейчас нужно поднимать престиж профессии, повышать зарплату всем тем, кто работает с детьми – от директоров и педагогов до школьных уборщиц и дворников. Ведь учителям приходится на подработки бегать, на зарплату не прожить. А при хорошей зарплате будет, из кого выбрать, можно будет брать на работу порядочных, достойных людей, а не работников, которые получают копейки и могут быть преступниками. Нужен жесткий контроль за подбором персонала и ответственность за него. В таких ситуациях сразу должны правоохранительные органы разбираться, а коллектив обязан сразу слышать детей. Я бы что дал Спеховой? Я бы не Спеховой дал, я бы омским школам денег дал, чтобы им хватало на ремонт и содержание. Вчера на Всероссийском педсовете министр образования Ольга Васильева сказала, что недопустимо с родителей собирать деньги на ремонт школ. Поэтому нужно на федеральном уровне проблему решить, она же для всех регионов актуальна, кроме, пожалуй, Москвы. Не должна у учителя голова болеть за протекающую кровлю или старые окна.
Иван Сысоев, блогер:
- Наверно, то же самое. К Спеховой вообще много вопросов, касающихся, например, ее работы с директорами школ. Возможно, прокуратура могла бы и пожестче оценить ее деятельность в этой ситуации.
Татьяна Шнейдер, омский политик и общественная активистка:
- Есть такое выражение: «Не так страшны убийцы и предатели, потому что они могут только убить и предать. Страшны равнодушные, потому что с их молчаливого согласия совершаются самые ужасные преступления». И вот, к сожалению, это выражение в полной мере описывает ситуацию с руководством школы. Я по образованию педагог и знаю, что бюрократическая машина заставляет учителей растворяться в календарно-тематических планах, отчетах и в прочих бумажных громадах за зарплату, которая не соответствует современным реалиям. Плюс еще присутствует колоссальная нагрузка. Но это никак не оправдывает бездействие со стороны руководящего педагогического состава. На мой взгляд, очень дико звучит то, что человек просто забыл сообщить о преступлении. Госпожа Спехова в силу бюрократической занятости и неосведомленности не может в полной мере отвечать за действия (бездействия) педагогического состава данной школы., т.к. она просто не знает, что происходит в ее ведомстве. С ее стороны не был обеспечен надлежащий контроль. Считаю, что вынесенного предписания мало за равнодушие взрослых по отношению к детям. Это действительно страшное преступление, и виновников здесь несколько.
Анатолий Степанов, общественный деятель, школьный учитель на пенсии:
- Я могу сказать, что нужно и Спехову, и директора школы наказать простым и эффективным способом: уволить. Потому что они несут полную ответственность. Потому что если спускать такое с рук, то «чудес» в этой сфере много может быть. Вот, помню, еще при Дубине была история: заведующая детским садом присвоила ноутбук, деньги на который собрали родители. Два воспитателя возмутились и попытались найти справедливость в полиции, прокуратуре, я им помогал - но все равно заведующая оставалась на своем посту, пока Дубин не попался на взятке и его не сняли. Уже позже ее перевели куда-то воспитателем. Потому могу даже более жестко сказать: без увольнений и «посадок» в этом деле ничего не исправить.
Иван Ивченко, депутат КПРФ:
- Ответственность за этот страшный инцидент должны понести все: директор школы, директор департамента образования и областное министерство образования. Конечно, нельзя перекладывать всю вину на Спехову, кстати, я отмечу, что из всего бездарного состава нашей администрации она одна из немногих, кто хоть как-то справляется со своим функционалом. А вот директор школы, который наверняка получает огромную зарплату, размер которой, скорее всего, превышает зарплату Спеховой, тоже должен ответить за свою халатность. И вообще, что происходит сегодня в школах? Поборы, махинации на тендерах по ремонту... Необходимо взять все это под контроль.
Натела Полежаева, главный врач санатория «Рассвет»:
- Я сейчас немножечко далека от школы, но когда мы много лет назад переехали в Омск, в этот год как раз случилась дикая ситуация в Буденовске, когда захватили больницу. Я отдала дочь в детский сад тогда и, как «безумная мамаша», в беспокойстве нарезала круги вокруг учреждения. Я к чему это: помощь родителей в данном случае была бы бесценной. Организовать работу родительского совета по этому поводу, возможно, дежурство, установку видеокамер. И главное - нужно свести на нет ситуации, когда ребенок находится без присмотра, когда он не занят, прогуливает уроки, например. Именно тогда могут случиться такие форс-мажорные ситуации, как с дворником из упоминаемой школы. Директору и педагогам сложно. Найти персонал на маленькие зарплаты школьные тяжеловато, мозг при приеме на работу людям не отсканируешь. Поэтому да, можно посоветовать г-же Спеховой привлечь к решению вот таких вопросов родителей. Они - самая заинтересованная сторона.
Ольга Петрова, директор школы №8:
- Я, если честно, впервые слышу эту историю, поэтому сказать что-то сложно. Да, Екатерина Витальевна Спехова несет ответственность за это как руководитель и должна отвечать за тех людей, которые находятся у нее в подчинении, в том числе за директора этой школы. Для меня удивительно, что не наказали директора, ведь если говорить о приеме работников в школу, то на работу-то принимает не Екатерина Спехова, а директор. Тем более если были жалобы учеников... Но какую-то однозначную оценку дать сложно, потому что я не знаю подробностей того, как все было.
Светлана Широкова, педагог-хореограф, владелица студии восточного танца «Файруз» и индийского «Санам»:
- Ключевая фраза, показательная для нашего общества - что ни педагоги, ни директор не обращают на жалобы детей внимания. Это до какой степени равнодушия, цинизма и черствости нужно дойти, чтобы не прислушиваться к детям? Когда уже наконец будет контроль и Минобразования будет обращать внимания не только на квалификацию, но и на личность педагога - а КТО работает с нашими детьми?
...Ничего не меняется. В мое время около школы постоянно ошивался один больной на голову мужичок, пристававший ко всем девочкам, выходившим после уроков из школы. Девочки его боялись до ужаса, увертывались от него под хохот одноклассников, а взрослые - педагоги - брезгливо отворачивались, даже не думая защитить своих подопечных. Продолжалось это где-то пол-года, пока этого «Ромео» не положили в психлечебницу.
Безразличие вошло в норму, более того - ответственность за происходящее часто перекладывается у нас на жертву: «сама виновата», «нечего было там ходить», и это - неправильно!!! Защита детства должна быть не только прописана законодательно, она должна быть «прошита» в инстинктах. Это я говорю как педагог допобразования высшей категории. В нашем обществе дурная привычка - не воспринимать детей всерьез. Дети у нас бесправны и беспомощны, и взрослые очень часто игнорируют и обесценивают чувства детей. И дети вырастают с этим! Поэтому все больше инфантильных взрослых с неустойчивой психикой, которые НЕ УМЕЮТ оказывать поддержку, потому что сами не получили ее в детстве.
И последнее: совсем не педагогичное. Мое мнение: педофилам - только ВЫСШАЯ МЕРА. Даже не пожизненное, чтобы не содержать их за счет налогоплательщиков.
Сергей Демченков, зав. кафедрой русской и зарубежной литературы ОмГУ им. Ф.М. Достоевского:
- Я не судья, поэтому воздержусь от вынесения безапелляционных вердиктов, тем более что обстоятельства дела мне известны только в пересказе, а не из первоисточников - а дьявол очень часто кроется в деталях. Если в департамент образования поступали жалобы, а тем более предписания прокуратуры ДО ареста дворника-педофила, то крайне странно, что по этим обращениям департаментом не была проведена надлежащая проверка. Если же директор департамента узнал о существовании этого дворника ПОСЛЕ того, как его делом занялся следственный комитет, то ни к Спеховой, ни к департаменту в целом никаких претензий быть не может - в отличие от директора школы, который, безусловно, виноват, что не отреагировал на жалобы учеников, и заслуживает наказания. На мой взгляд, руководитель не может и не должен абсолютно во всех случаях нести ответственность за действия своих подчиненных. Надо обладать сверхъестественной проницательностью, чтобы при назначении человека, например, на должность директора школы почувствовать, что в критической ситуации он предпочтет, что называется, не выносить сор из избы. Наказаны должны быть непосредственные виновники преступления, и их должны установить не мы с вами, а суд.
Алексей Алгазин, директор ООО «Бюро судебных экспертиз»:
- Преступления были и, к сожалению, будут. Преступниками нередко становятся даже те, кто должен бороться с преступностью, от генералов Убэп МВД до руководства Скотланд Ярда. Поэтому выявление признаков готовящихся и пресечение совершаемых преступлений - одна из главных задач не только государственных и общественных институтов, но и каждого гражданина. Поэтому в этой цепочке лиц, которые не отреагировали на жалобы детей, - и педагоги, и завуч, и директор школы, и представители департамента образования, и руководство полиции округа. Но самое главное - детям не рассказывают о педофилах и других преступниках, не выдают памятки с признаками противоправных действий преступников и советами, что делать и кому сообщать. Это надо сделать в первую очередь, этим должна заниматься полиция совместно с чиновниками департамента образования.
Сергей ДЕНИСЕНКО, омский писатель и журналист:
– Тут бы уважаемой прокуратуре сначала перечесть диалог братьев Карамазовых – Ивана и Алеши. В частности про «слезинку ребенка»… А потом уже частные постановления выносить, от которых никому ни холодно ни жарко.
Вопрос: а наказаны ли те самые педагоги и директор, которые не обращали внимания на жалобы учеников? Ведь их бездействие способствовало совершению преступления. Или, точнее, не бездействие, а равнодушие. Да-да, то самое равнодушие, суть которого уже однажды была сформулирована: «Бойтесь равнодушных! Это с их молчаливого согласия совершается все зло на земле!»…
Ну а что касается Екатерины Спеховой… Да, «командующий армией» должен и обязан отвечать за проигранные сражения. Да, наверное, Спехова накажет по большому счету тех из своих подчиненных, кто непосредственно «курировал» школу, чистоту в которой наводил дворник-педофил… Но… Но какие, черт побери, предписания, когда искалечена душа ребенка!? У нас фантастически «доброе» государство! Убивает подонок 9 (девять!!!) человек в Тверской области – и нате вам, пожалуйста: пожизненное заключение. То есть продолжай жить, но в неволе, на государственном «обслуживании», с трехразовым питанием! Навсегда искалечена душа и психика девочки – и нате вам: три годика поживите в неволе, товарищ дворник, а потом – на свободу, с чистой совестью, вон и метла уже в школьном дворе дожидается!..
…А предписание – это бумажка. Это как ЕГЭ вместо экзамена. Это как «оказание педагогических услуг» вместо педагогики.
В общем, с наступающим 1 сентября! Доживем до понедельника…
Наталья Яковлева, собкор «Учительской газеты»:
- Школа - общество в миниатюре: дети и родители – это народ, учителя, директор, департаменты и министерства – власть. А власть у нас давно представляет собой обычную бюрократическую систему, обеспечивающую только собственный комфорт. И, как всякая бюрократическая система, школа старается избавиться от лишней работы. Так что реальным контролем и предотвращением возможности совершения преступлений никто не занимается. В случае ЧП главное - удачно его скрыть и ударно отчитаться перед высшим руководством: благополучие «школьной власти» зависит именно от отчетов, а не от отношения к детям. Ну дали Спеховой предписание, а отдуваться будут дети - добавят какие-нибудь бессмысленные классные часы и конкурсы «Нет педофилу!» Слушать и слышать детей так никто и не станет, конечно. Жуткая ситуация – как диагноз обществу. Учителя боялись вынести сор из избы, обратившись в полицию. Родители продолжали водить девочку в школу, не предупредили других, боясь, что их «разлюбят» учителя. Принесли ребенка в жертву собственному спокойствию. Так что Спехова - только винтик покрупнее во всем этом механизме. Можно, конечно, ее поменять, но на ее место придет ее же клон: бюрократическая система воспроизводит себе подобных.
Екатерина Вахрушева, президент НКО Фонд СП «Обыкновенное Чудо», член союза предпринимателей:
- Сама Спехова не способна уследить за каждым дворником. Я бы предписала заставить потенциального дворника, да можно и учителя, и любого вновь приходящего в образовательное учреждение сотрудника, единовременно предоставлять справку из психоневрологического диспансера о том, что он не состоит на учете. Здесь важнее безопасность детей. Еще обязательно нужна справка об отсутствии или хотя бы снятии судимости. Это как-то ограничит уже привлеченных за подобное. Насколько мне известно, такой опыт есть в соседнем с нами регионе - Кемеровской области. А лучше каждый год обновлять эти документы, чтобы снизить процент таких случаев. А чтобы исключить подобные случаи среди обслуживающего персонала, можно использовать клининговые службы, как во многих организациях в Омске. Я бы еще предложила школам завести анонимный телефон или ящик, в который каждый школьник письмо может написать о физике-педофиле. Как звоночек директору.