На днях губернатор собрал на совещание министров, связанных со сферой «коммуналки». Прессу на мероприятие не приглашали.
Надолго затянулось вчера рабочее совещание Губернатора Омской области Виктора Назарова с руководителями органов исполнительной власти в сфере жилищно-коммунального комплекса.
В совещании приняли участие Министр строительства и ЖКК В.С. Стрельцов, руководитель РЭК Омской области В.В. Тараненко, начальник Госжилинспекции С.В. Плисов, начальник главного государственно-правового управления А.В. Банников, также был приглашен с отчетом и.о. директора Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов Дмитрий Карась.
Поскольку совещание носило рабочий характер и приглашения представителей средств массовой информации не было предусмотрено, считаю, что читателям «БК55», по крайней мере грамотной думающей их части, будет интересно оперативно узнать о принятых решениях, тем более что они отразятся на жизни большинства омичей.
Вопросы изложены в том порядке, как они обсуждались. Для понимания, чтобы не думали, что под выборы приняли важные решения в пользу людей, поясню, что ранее, 13 июля 2017 года, почти в том же составе состоялось подобное совещание, где руководителям были даны поручения, и теперь Виктор Иванович проконтролировал выполнение поставленных им задач.
Сначала чиновники отчитались о проделанной с начала года работе. Понимаю, что потом некоторые минусы просто так из нелюбви к власти будут писать, но нельзя не согласиться, что с начала года действительно нашими коммунальщиками не допущено серьезных аварий, ни одно село или городской микрорайон не оставались на длительное время без тепла или воды, скажем так, в отличие от многих других регионов. Область почти готова к зиме, город полностью готов.
Единственная предаварийная ситуация на доме в Советском округе (кто был в отпуске и не знает – у бывшего общежития, построенного хозспособом, начала разрушаться верхняя часть стены) быстро была оперативно локализована, проведен ремонт и люди возвратились в свое жилье.
РЭК Омской области своевременно приняла нормативы на ОДН, причем по электроэнергии этот норматив снижен на треть. В течение трех лет не изменяется размер взноса в фонд капительного ремонта, и он остается одним из небольших в рамках Сибирского федерального округа. Расширен перечень работ по капремонту – добавлены городские мусоропроводы и септики на селе. Вся работа ведется под присмотром Государственной жилищной инспекции, которая акцентировала внимание не на штрафах, а на выдаче предписаний по исправлению управляющими компаниями недостатков в содержании домов.
Наиболее проблемным участком остается реализация Программы капитального ремонта многоквартирных домов в порядке и на условиях Федерального закона №271-ФЗ. А если в целом – у нас не лучше, но и не хуже, чем у других сходных по условиям регионов (мы постоянно смотрим и сравниваем результаты по разным показателям).
Во второй, основной, части совещания перешли к докладам по поручениям Губернатора.
1. Платить за тепло – по счетчику, а где его нет – только по факту отопления
Краткая справка:
До 2011 года в домах со счетчиками за тепло платили по фактическим показаниям этих счетчиков, но впоследствии тепловики потребовали выполнять постановление №307 (которое им было выгодно) и стали считать по 1/12 прошлого года с перерасчетом в январе следующего года.
Согласно требованиям постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354, еще в 2012 году область вообще могла перейти на расчет за отопление по факту продолжительности отопительного сезона и приборам учета, где они установлены, однако представители поставщиков тепла просили этого не делать, так как в этом случае летом они не смогут получать средства на закупку топлива, потому ежегодно продлевался срок действия существующей схемы расчета – с оплатой по 1/12 прошлогоднего начисления и возможным перерасчетом в январе следующего года, что несправедливо и неудобно для потребителей, поскольку, во-первых, жильцы авансируют тепловиков, во-вторых, нет возможности реально проверить правильность перерасчета, так как нужно хранить и иметь под рукой все документы сразу за прошедший год, а в-третьих, при переезде в другой дом или смерти человек теряет возможность получить перерасчет по итогам года.
Для выхода из этой ситуации в январе 2015 года Губернатором по итогам личного приема омичей было принято компромиссное решение, даны поручения, два года жильцы платили честно – по фактическим показаниям общедомового прибора учета на тех домах, где так решило общее собрание (что всех устроило), но с 2017 года поставщики ресурсов по ряду причин отказались продлить эти соглашения.
Как отметил Губернатор, в Правительство Омской области поступают многочисленные обращения трудящихся как по городу Омску, так и из районов области, суть их одна – зачем тогда мы тратили деньги, устанавливали приборы учета, если расчет все равно идет по 1/12. В частности, В.И. Назаров процитировал обращения из Саргатки и Калачинска. «Как это понимать? Очередной обман людей? Не выполняют Ваши указания», – пишут в коллективном обращении 10 председателей советов домов из Саргатки.
Все участники совещания согласились, что аргумент некоторых руководителей теплоснабжающих организаций о недостатке средств в летний период надуман – они же получат данные средства в отопительный период и могут сразу перечислить за топливо следующего года.
РЭК Омской области поручено подготовить проект Указа Губернатора Омской области о переходе с 2018 года на расчет по факту показаний прибора учета, а при его отсутствии – по факту отопительного сезона (кто не в теме – при отсутствии счетчика платить по нормативу будут только за время отопительного сезона). Надеюсь, что вопрос, который вызывает очень много жалоб, будет скоро решен.
2. Платить за ОДН – без переплат управляющей компании
Краткая справка.
Федеральный закон от 29.06.2015 № 76-ФЗ и постановление Правительства РФ от 26.12.2016 №1498 внесли принципиальное изменение в порядок расчетов за жилищные и коммунальные услуги: с 1 января 2017 года плата за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее – ОДН) перенесена из коммунальных услуг в жилищные услуги, тем самым в схему оплаты ОДН введен посредник в лице управляющей организации, которая желает получить свою долю за труды.
Основными вопросами при изменении схемы расчетов, вызывающими наибольшее возмущение потребителей, являются требование расчета по счетчику, а не по нормативу (что решено теперь Федеральным законом) и взимание управляющими организациями дополнительной платы в размере 80 копеек (66 копеек + 14 копеек за управление) с квадратного метра за организацию расчетов ОДН, что всегда ранее делалось без дополнительной оплаты ресурсоснабжающими организациями. Таким образом, при том, что в Омской области 30,5 млн. кв. метров жилья в многоквартирных домах, ежемесячно жильцы переплачивают за воздух 30500 тыс. кв м. х 0,8 руб. = 24400 тыс. руб.
Иными словами, теперь житель должен платить за то, что всегда делалось без дополнительной оплаты, поскольку плата за работу сбытовой организации уже заложена в тарифе (и она не снизилась, так как ресурсники продолжают считать поквартирную плату и не уменьшат абонентскую службу). Людям предлагают оплатить эту работу дважды.
В свою очередь, резко растут убытки поставщиков услуг, так как мелкие УК и ТСЖ с ЖСК часть вообще эти ОДН жильцам не выставляют, поскольку технически не имеют программного продукта и не могут посчитать, а часть с людей деньги берут, а ресурсникам не платят. Только по ООО «Омская энергосбытовая компания» долг уже подходит к ста миллионам рублей, которые они поставят нам в тариф будущего года как выпадающие доходы.
Соответственно, освободить население от дополнительной оплаты возможно только одним путем – сохранить ведение абонентской работы за ресурсоснабжающими организациями, что возможно сделать без нарушения каких-либо правовых норм, все это прописано в статье 1005 ГК РФ – в форме заключения агентских договоров управляющих организаций, ТСЖ (ТСН) и ЖСК с ресурсоснабжающими организациями на расчет и оплату ОДН без взимания дополнительных средств с жильцов.
По поручению Губернатора Омской области Обществом потребителей в сфере ЖКК совместно с ООО «Омская энергосбытовая компания» и АО «ОмскВодоканал» подготовлены проекты агентских договоров, Губернатором дано поручение Главному государственно-правовому управлению оказать практическую помощь – провести правовую экспертизу договоров, чтобы не ущемлялись интересы жильцов, после чего с помощью Государственной жилищной инспекции будет проведена разъяснительная работа с руководителями управляющих организаций по заключению агентских договоров и исключению из тарифа на жилищные услуги излишних сумм за расчет ОДН (речь о 66 копейках).
Для тех, кто не в теме, поясняю попросту. УК заключит договор с энергетиками, чтобы те, как и раньше до 1 января 2017 года продолжали считать и выставлять ОДН в своей квитанции. Жильцам не придется переплачивать УК за расчет. Единственно, что изменится: поскольку теперь формально ОДН считается жилищной услугой, и значит средства поступают в доход УК – УК больше заплатит налог (раз доход увеличился).
Кто в теме – знают, как трудно это было решить (некоторые итак вцепились в эти 66 копеек, что не оторвать), и единственный, кто сразу встал на сторону жильцов, был Виктор Иванович, за что ему отдельное спасибо.
3. Разрешить взаимозачет за выполненные работы по капремонту
Суть данного вопроса состоит в том, что в Законе Омской области №1568-ОЗ «Об организации и проведении капитального ремонта…» в статье 8 взаимозачет за сделанные фактически работы предусмотрен только для домов на «общем котле», а про дома на «спецсчетах», когда это писали, ну просто упустили. Откуда появляются такие неучтенные работы и зачем жильцам этот взаимозачет?
Все просто – часто бывает так, что сами жильцы на собрании решили скинуться и, например, отремонтировать кровлю, заменить стояки или забор поставить. Эти работы можно оформить капитальным ремонтом и получить взаимозачет, только многие об этом не знают.
Сегодня сложилась парадоксальная ситуация: если дом на «общем котле», то ты предъявляешь работы комиссии Минстроя и получаешь зачет, а если на спецсчете – зачета не будет просто потому, что нет такой буквы в статье 8 областного Закона.
Дошло до смешного: весной мы показываем по телевидению как положительный пример дом на Левобережье, где установили ограждение и видеокамеры, а зачет провести с апреля не имеем возможности, люди обижаются - ведь в Жилищном кодексе прописано, что все жильцы имеют равные права, вне зависимости от способа формирования фонда капремонта – «общий котел» или спецсчет.
Губернатор отметил, что в его почте уже больше десятка подобных обращений по конкретным домам, а по оценкам специалистов, всего таких домов со сделанными за период 2014-2017 годов капитальными работами не менее тысячи, и жильцы всех этих домов ждут справедливого решения.
Проект изменений в областной закон в части проведения взаимозачетов по проведенным работам на домах со спецсчетами подготовлен, как и регламент взаимозачета (кто, кому, какие документы несет). До 30 сентября Минстрою поручено внести соответствующее представление на подпись Губернатору Омской области для направления в Законодательное Собрание. Можно ожидать, что уже до конца текущего года все, кто провел работы и представят документы, получат заслуженный зачет.
4. Обеспечить квитанции для домов со спецсчетами
Как помнят постоянные посетители БК, квитанции для домов на спецсчетах Фонд должен был печатать изначально, но в силу ряда причин этого не делалось. По итогам личного приема группы председателей советов домов в 2015 году С.В. Будько были направлены два письменных поручения Губернатора Омской области, которые остались невыполненными, после чего Будько был уволен.
А.С. Рудюк поставил сразу вопрос: будет поручение Губернатора лично мне – буду печатать, было дано личное поручение по телефону, и квитанции печатались. Летом 2016 года А.С. Рудюк обратился с просьбой официально прописать данное полномочие в Законе Омской области, чтобы проще было отстаивать финансирование, просьба была удовлетворена – в Законе №1568-ОЗ конкретно прописали обязанность Фонда капремонта готовить документына оплату для домов со спецсчетами и вести учет этой оплаты (пункт 10.2 статьи 18). Однако с июля 2017 года на одни дома квитанции приходят, а на другие – нет.
В.И. Назаров обратил внимание на то, что все жильцы должны быть в равных условиях, для людей понимание необходимости платить за капремонт именно своего дома всегда проще, и самое страшное здесь – только за год навели платежную дисциплину на домах со спецсчетами, а теперь перерыв в направлении квитанций вызовет снижение платежей.
Был заслушан и.о. директора Фонда Д.Л. Карась, который пояснил, что на все дома, собственники помещений в которых представили в Фонд протоколы с поручением Региональному Фонду печатать квитанции и вести учет средств и обработку персональных данных жильцов – квитанции поступают во время (действительно, в Жилищном кодексе есть формальная норма, что жильцы на собрании, в числе других решений по ремонту, поручают Фонду печатать квитанции).
Без такого решения обработка персональных данных жильцов, даже если таковые данные представлены старшим по дому или управляющей компанией, будет нарушением законодательства.
Губернатор резюмировал: «Будем все делать строго по Закону: есть протокол – Фонд обязан выполнять областной Закон, Вы будете ежемесячно, бесплатно для жильцов (за счет областного бюджета) получать платежные документы на оплату капремонта, нет протокола – у Фонда нет права печатать квитанции». Так что, кто еще не представил протоколы, если нужно квитанции за сентябрь – поторопитесь. Бланки есть в Фонде и есть в Обществе потребителей в сфере ЖКК.
Чтобы правильно поняли все читатели – это касается не всех спецсчетов – а только тех, где владелец – Фонд капремонта, так как три сотни домов, не послушавшись наших рекомендаций, оформили спецсчета на управляющих компаниях и на ТСЖ (ЖСК), что материально невыгодно, о чем не раз мы писали, так как в этом случае все обслуживание этих счетов за Ваш счет. От 20 до 44 копеек с метра в месяц. Нравится – платите дальше или переоформляйте протокол на Фонд.
5. Благоустроить каждый населенный пункт, каждую улицу, каждый двор
Думаю, нет противников у федеральной программы «Комфортная городская среда». Не буду в 10-й раз писать, сколько чего сделано в областном центре и в районах области в этом году – мы все видим своими глазами. Сам только вчера вечером объезжал дворы ряда домов в Советском округе с целью проверки качества выполненных работ по асфальтированию. По ул. Заозерная, 5 серьезные замечания, если подрядчик читать материал будет, это к слову – первый дождь прошел – уже лужи (значит, уклон сделан неверно или не сделан).
Однако известно, что чисто там, где не сорят. Заслуженной популярностью пользуется городской смотр-конкурс «Омские улицы». Не все уже помнят, что до 2012 года включительно проводился и областной конкурс по благоустройству и озеленению – на лучший райцентр, лучшее сельское поселение, лучшую улицу, двор и по ряду других номинаций. К сожалению, в последние годы эта традиция прервалась.
Губернатором дано поручение Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области до конца сентября подготовить проект Положения об областном конкурсе по благоустройству территорий муниципальных образований, взяв за основу имеющийся опыт ранее проведенных такого рода областных конкурсов, предусмотреть выделение средств на награждение в целом по всем категориям в размере от трех до пяти миллионов рублей.
Предварительно обговорили, что имеются в виду гранты на дополнительные благоустроительные работы, детские игровые комплексы, а также оборудование для малой механизации – снегоочистители, газонокосилки и т.п. Так что времени подготовиться хватит у всех желающих – призы может выиграть каждый.
Помимо указанных вопросов, были обсуждены еще ряд проблем, решения по которым будут приняты после дополнительной проработки, читатели БК о них узнают одними из первых. Критиковать с дивана всегда просто – это же «не мешки ворочать» – а вот показать, как можно хорошо сделать – это сложнее.
Естественно, в ЖКХ есть много косяков, но все, что возможно, должностные лица стараются сделать разумно в объеме тех небольших средств, которые есть в бюджете. Со вниманием прочту грамотные комментарии, так как всякий раз читатели что-то интересное подсказывают.
А.В. Лихачев, председатель Общества потребителей в сфере жилищно-коммунального комплекса.