Департамент транспорта ответил на обвинения, выдвинутые борцом за права частных перевозчиков.
Две недели назад «БК55» опубликовал материал, в котором известный омский перевозчик Евгений Краморов сформулировал несколько претензий к деятельности омского департамента транспорта. Сегодня мы предоставляем слово другой стороне конфликта – главе департамента Алексею Мартыненко.
В статье «Дептранс работает в интересах муниципалов? Я близорук, но не до такой степени», опубликованной 31.08.2017 на информационном портале «БК 55», Евгений Краморов критикует работу департамента транспорта Администрации города Омска (далее – департамент транспорта) по обеспечению транспортного обслуживания населения и поддержке муниципальных пассажирских предприятий. Предприниматель приводит ряд собственных доводов и домыслов, дискредитирующих руководителей и работников департамента.
В частности Краморов вводит читателей в заблуждение утверждая, что количество частных автобусов на улицах города не просто не уменьшилось, а еще и возросло. Департамент транспорта сообщает, и господин Краморов об этом прекрасно знает, что после проведения конкурсов в 2013 году на городских маршрутах работало более 4 тысяч транспортных средств перевозчиков различных форм собственности. Только по итогам первого конкурса, проведенного в марте 2013 года, департаментом транспорта были заключены договоры на 3740 транспортных средств. При этом 879 транспортных средств, участвовавших в первом конкурсе остались не задействованными, 41 маршрут остался недоукомплектованным в полном объеме и на 32 из 215 автобусных маршрутов заявки не поступали. В дальнейшем, в течение 2013 года за счет оставшихся незадействованными транспортных средств, путем временных допусков перевозчиков проводилась работа по доукомплектованию маршрутов.
На сегодняшний же день реестром муниципальных маршрутов регулярных перевозок предусмотрена работа 2704 транспортных средств. Таким образом, сокращение общего количества пассажирского транспорта в городе за последние 4 года составило порядка 1500 единиц, при этом его суммарная провозная способность не уменьшилась за счет проведенной замены на более вместительный подвижной состав.
Стоить отметить, что реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок размещен на официальном сайте Администрации города Омска в открытом доступе, и все желающие могут получить сведения о количестве маршрутов, включенных в городскую маршрутную сеть, количестве транспортных средств по видам и классам, а также о перевозчиках, осуществляющих регулярные перевозки по данным маршрутам.
Также необъективны доводы Краморова о неправомерной выдаче карт маршрута ряду «избранных» департаментом транспорта перевозчиков, в результате чего количество выданных карт в течение 2016 года увеличилось с 2353 до 3250 единиц. Департаментом транспорта карты маршрута выдавались на транспортные средства, включенные в реестр.
Действительно, в апреле 2016 года было выдано 2353 карты маршрута, причем в соответствии с условиями Федерального закона №220-ФЗ – перевозчикам, осуществляющим перевозки по нерегулируемым тарифам.
В связи с тем, что Федеральным законом №220-ФЗ не предусмотрена выдача карт на транспортные средства, осуществляющие перевозки по регулируемым тарифам, до заключения в отношении данных перевозок муниципального контракта, департаментом транспорта карты на данные маршруты не выдавались.
В дальнейшем, по инициативе руководства Управления государственного автодорожного надзора по Омской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта для идентификации легально работающих перевозчиков в ходе проведения контроля в линии было принято совместное решение выдать карты маршрута на транспортные средства, осуществляющие регулярные перевозки по регулируемым тарифам. На сегодняшний день реестром муниципальных маршрутов предусмотрено осуществление регулярных перевозок по регулируемому тарифу 965 транспортными средствами.
Кроме этого, в ходе реализации плановых мероприятий по оптимизации городской маршрутной сети совместно с отменой 28 дублирующих маршрутов были изменены схемы движения 16 маршрутов путем их продления до микрорайонов, где отменялись маршруты. Для сохранения интервала движения на данных направлениях на продленных маршрутах было увеличено количество транспортных средств, на которые также были выданы карты соответствующего маршрута. Данные мероприятия в рамках исполнения Федерального закона №220 были утверждены постановлением Администрации города Омска от 15.06.2016 года №735-п «Об утверждении документа планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах города Омска».
Следует отметить, что в реестре количество транспортных средств периодически меняется и в дальнейшем в ходе текущей работы департамента транспорта по оптимизации маршрутной сети и контролю за работой перевозчиков будет незначительно меняться. Как примеры можно привести следующие: восстановление по решению суда лицензии индивидуального предпринимателя Макарова А.И. и возобновление его работы по маршруту №365 с выдачей на транспортные средства карт маршрута, проведение открытых конкурсов, по результатам которых выдаются свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту и карты соответствующего маршрута.
В августе 2017 года перевозчикам, победившим в открытых конкурсах, выданы карты маршрутов №47Н, 387, 392 с измененными схемами маршрута и количеством транспортных средств и т.д.
В целом, реформы, проводимые в последние годы департаментом транспорта считают эффективными и ученые Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет», проводящие в настоящее время исследования и разработку оптимальной для города Омска маршрутной сети.
Предварительные результаты исследований свидетельствуют о том, что для обеспечения безопасного, доступного, качественного и эффективного транспортного обслуживания населения в городе Омске достаточно 2100-2200 единиц пассажирского транспорта, при том, что сегодня на маршрутах работают 2704 единицы.
Сокращение общего количества пассажирского транспорта на 500 – 600 единиц предлагается путем замены 1000–1200 автобусов малого класса, работающих на центральных магистралях, на 500–600 автобусов среднего класса. При этом общая провозная способность новых автобусов превысит возможности заменяемых.
Одним из положительных результатов внедрения новой маршрутной сети станет снижение себестоимости перевозки пассажиров, что позволит в ближайшее время не повышать стоимость проезда для пассажиров. Именно об этом заявил недавно на пресс-конференции заместитель директора департамента транспорта Игорь Кожухов, заверив присутствующих журналистов что Администрация города Омска не рассматривает вопрос о повышении стоимости проезда в 2017 году, а возможные сроки повышения стоимости проезда зависят от эффективности маршрутной сети, которая в ближайшее время будет предложена разработчиком и после ее утверждения внедрена.
В части примеров, приводимых Краморовым в статье по фактам отмены ряда дублирующих маршрутов, укомплектованных автобусами малого класса, с одновременным увеличением автобусов большого и среднего класса на параллельных маршрутах, руководство департамента транспорта всегда заявляло о том, что в городе Омске с численностью населения более миллиона человек на основных городских магистралях должны работать преимущественно электротранспорт, автобусы большого и среднего класса. Автобусы малого класса необходимо использовать на направлениях с незначительным пассажиропотоком по маршрутам, работающим на отдаленных территориях и по второстепенным дорогам. Иначе добиться экономически эффективной работы перевозчиков не удастся.
В департаменте транспорта и сейчас убеждены в этом, с этим мнением согласны и специалисты из Санкт-Петербурга, занимающиеся оценкой эффективности существующей и разработкой новой маршрутной сети. Хотелось бы напомнить господину Краморову и о его предложениях по улучшению транспортного обслуживания населения и поддержке муниципального транспорта, с которыми он несколько лет назад отбивал пороги Правительства Омской области, департамента транспорта, пассажирских предприятий (некоторые из предложений находятся в департаменте транспорта), и спросить: а чем они кардинально отличаются от мероприятий, реализуемых в настоящее время департаментом транспорта?
Так кто же вы, господин Краморов? Организатор нелегально работающих маршрутов, использующий бреши в законодательстве, или ответственный гражданин, переживающий за судьбу пассажирского транспорта в городе Омске? А может быть не получилось задержаться на этом рынке в качестве посредника между Администрацией города и собственниками частных автобусов, и глубоко затаилась обида?
Директор департамента транспорта, А.В. Мартыненко