Бывший руководитель министерства транспорта утверждает, что разрешение о выдаче скандальных авансов «Мостовику» готовили финансисты и юристы, которым он доверял.
В Первомайском суде продолжают рассматривать громкое дело в отношении двух экс-министров Омской области – Риты Фоминой, которая ранее возглавляла минфин, и Олега Илюшина, руководившего министерством развития транспортного комплекса.
Напомним, по версии прокуратуры, в 2013-2014 годах Илюшин подписал документы, по которым НПО «Мостовик» незаконно получило авансы на сумму 1,2 млрд рублей в рамках строительства Красногорского гидроузла, Западного обхода Омска и метрополитена. Прокуроры полагают, что в одном из эпизодов – о предоставлении генеральному директору компании Олегу Шишову 200 млн рублей для перекредитования в банке – замешана и Фомина. Экс-главе регионального минтранса также вменяют противоправные действия по расторжению госконтракта на поставку песка для ремонта автомобильных дорог в пользу топливной компании. Уголовные дела в отношении обоих фигурантов объединены в одно производство.
На минувшем заседании был допрошен сам Олег Илюшин по эпизоду со строительством Западного обхода на участке Федоровка – Александровка протяженностью 18,6 км. Бывший руководитель министерства сразу заявил, что с предъявленным обвинением по указанному эпизоду не согласен и действовал только в рамках закона. По его словам, госконтракт на строительство окружной дороги был заключен 11 января 2013 года между казенным учреждением «Управление дорожного хозяйства Омской области» и НПО «Мостовик».
– Очень важно было ввести этот объект к сроку – июлю 2014 года. Указанная дорога должна была разгрузить улицы Кондартюка, Волгоградскую, 2-ю Солнечную, так как весь транспорт с Москвы и с севера мог объезжать наш город. Сокращались затраты на ремонт городских дорог, улучшалась экология, – рассказывает Илюшин.
Как выяснилось, финансирование строительства дорог происходило из федеральных источников и из областного бюджета. Общая сумма контракта составляла 1 млрд 795 млн. Куратором проекта от правительства был первый заместитель губернатора Омской области. На тот момент эту должность занимал Юрий Гамбург.
– Исполнением контракта я лично не занимался. Это было в компетенции директора казённого учреждения. О состоянии выполнения работ по данному контракту мне докладывали мои подчинённые, – заявляет Илюшин.
Виктор Назаров и Олег Шишов
Он пояснил, что НПО «Мостовик» буквально сразу начало забрасывать письмами с просьбой об авансировании, но сам Илюшин ни с гендиректором этого предприятия Олегом Шишовым, ни с заместителем Шишова Юрием Грачёвым по этому поводу не общался. Никаких приказов по поводу выплаты авансов данному предприятию бывший чиновник не давал руководителю казённого учреждения Александру Зауэру, вообще, отношения с ним были «сложные».
– Зауэра назначил на должность руководителя казенного учреждения министр жкх за день-два до моего назначения. Его очень часто не было на работе. Постоянно отлучался по семейным обстоятельствам, то по каким-то делам. Взаимоотношения у нас были сложные, переходящие в недружественные, в неприятие. Меня не устраивала его работа по строительству западного обхода, – вспоминает бывший чиновник.
Илюшин утверждает, что не давал никаких приказов по подписанию дополнительных соглашений № 1 и № 2 на выдачу авансов «Мостовику» и впервые их увидел только у следователя. Он заострил внимание на том, что, например, по первому соглашению сумма в 150 млн была выдана 27 декабря, а разрешение его выдать Илюшин подписал тремя днями позже – 30 декабря. Инициатором выплаты в обоих случаях было казённое учреждение в лице Зауэра, его подпись стояла под документами. У самого бывшего чиновника не было права вмешаться и расторгнуть эти соглашения или как-то «повлиять» на бухгалтера КУ Терещенко – по его словам, он встречался с ней всего два раза, один из них в суде.
Много вопросов вызвали подписанные Илюшиным «разрешения» о выдачи авансов. Бывший министр транспорта заявляет, что, во-первых, готовили эти документы его подчинённые, в их числе были финансисты и юристы, которым он – проработавший на тот момент всего три месяца министр – доверял. Во-вторых, это были всего лишь разрешения, а не приказы, то есть они не были обязательны для исполнения.
Прокурор Дмитрий Казанник
Впрочем, прокурора Дмитрия Казанника и судья Елену Штокаленко не устроил такой ответ. Чтобы объяснить свою позицию, судья привела следующий пример:
– Подчинённые не могут же с потолка содержание распоряжения составить, им нужно отдать соответствующий приказ! Вы постоянно апеллируете тремя месяцами работы. Я вас правильно понимаю, что подписанные вами документы были чисто разминкой перед дальнейшей работой министра? Где же личная ответственность за подписанные документы? – заявила Штокаленко.
У Илюшина был следующий ответ:
– Документы готовились на основании постановления правительства. Мне говорили, что всё в рамках закона. У меня не было повода не доверять своим подчинённым, – говорит обвиняемый.
Гособвинитель пытался выяснить, чем руководствовались чиновники, выдавая многомиллионные авансы «Мостовику» снова и снова, если предприятие «не отрабатывало» полученные ими ранее средства. На это экс-министр лишь развёл руками, заявив, что всего лишь выполнял приказ «сверху».
Таким образом, Илюшин продолжает настаивать на своей невиновности: «Все, кто даёт против меня показания, где-то прокололись, замешаны», – говорит он. Суд тем временем не спешит ставить точку в этом деле. В ближайшее время по делу бывшего подчинённого может быть допрошен губернатор Омской области Виктор Назаров.