Новости. Омск
bk55.ru

Борис Кассал: «Свинья в заложниках»

20-12-2017 08:03:51
 Фото: omskinform.ru

Известный в нашем городе эколог, кандидат ветеринарных наук, доцент ОмГПУ обратился к теме африканской чумы свиней в 2017 году  в Омской области и пояснил, отчего в регионе случилась эпизоотия АЧС, а также отметил неумение и нежелание чиновников в экстремальной ситуации работать с населением.

… Разруха не в клозетах, а в головах. Значит, когда эти баритоны кричат «бей разруху!» – Я смеюсь. …Это означает, что каждый из них должен лупить себя по затылку! И вот, когда он вылупит из себя всякие галлюцинации и займется чисткой сараев – прямым своим делом, – разруха исчезнет сама собой.
Булгаков М.А. Собачье сердце. 1925.

Неоднозначная ситуация по АЧС в течение последних десяти лет существует во многих субъектах Российской Федерации. Советник руководителя Россельхознадзора России Н.В. Лебедев сообщал, что «…мы уже 10 лет с этой болезнью боремся и уничтожено уже 1 миллион свиней. Эти свиньи просто сжигаются, мы не можем реализовывать это мясо, поэтому потери огромные» [Россельхознадзор: по Омской области …, 2017].

Эпизоотия АЧС в Омской области возникла не на пустом месте, для этого существовали все условия, которые до того довольно вяло пытались ликвидировать, и без особого успеха. С начала 2017 г. с целью исполнения поручения заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Дворковича от 02.03.2017АД-П11-1304 и в соответствии с Приказом и.о. Руководителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Н.А. Власова №252 от 16.03.2017, службой государственного ветеринарного надзора было проведено 29 проверок предприятий Омской обл., в том числе 20 убойных пунктов, осуществляющих убой свиней, переработку и хранение продукции свиноводства. По результатам проверок выявлено 34 нарушения требований ветеринарного законодательства РФ, наложены административные штрафы и выданы предписания на устранение выявленных нарушений. Проведено семь проверок охотхозяйств, осуществляющих деятельность на территории Омской обл., выявлено пять нарушений с привлечением виновных лиц к административной ответственности. Очевидно, что не все недостатки были выявлены и устранены, иначе эпизоотии не случилось бы. Удивительным образом АЧС в Омской области возникла как раз после Всероссийской сельскохозяйственной переписи (2016 г.), которая реально оценила поголовье в частных хозяйствах и дала пищу для размышлений менеджерам крупных агрокорпораций.

Предположительно, занос возбудителя АЧС на территорию Омской обл. произошел в середине мая, и в течение двух месяцев инфекция оставалась нераспознанной.
Чуть позже виновником распространения АЧС власти назначили фермера из Саргатского района В.А. Фикселя, который продолжает утверждать свою непричастность к появлению АЧС и сомнительные обстоятельства процесса выявления возбудителя заболевания: «…у меня сожгли все, что надо и что не надо. Пять построек было, никаких актов не выдали. …Ничего нет на руках, одна говорильня»; спрятали возможные недоказанные причины и следствия в огне устроенного пожара. Мнение о рукотворном характере бедствия (эпизоотии АЧС) поддержал и бывший член Правительства Омской обл. С.В. Евсеенко, ныне доцент Омского филиала ФГБУ ВО «Финансовый университет при правительстве РФ», связывая это с борьбой конкурентов в сфере животноводства: «…сейчас идет борьба между крупными производителями мяса, а частные хозяйства попали под горячую руку».

Больные АЧС свиньи в Омской области были зарегистрированы 13.07.2017 в пос. Верблюжий Саргатского района, немногим позднее – в населенных пунктах Любинского, Омского, Саргатского, Таврического, Горьковского, Оконешниковского, Нижнеомского, Кормиловского и Калачинского районов. Но до этого ветеринарные службы попросту не заметили первую волну распространения АЧС из-за того, что в личных подсобных хозяйствах сельчане скрывали падеж, массово убивая больных свиней и продавая мясо. Если это действительно имело место, то уже одно это свидетельствует о некомпетентности причастных к эпизоотии АЧС в Омской области лиц, их халатности при исполнении служебных обязанностей по выполнению положений Закона РФ «О ветеринарии» (Ветеринарного устава Союза ССР).
Официально диагноз АЧС был установлен 17.07.2017 в БУ «Омская областная ветеринарная лаборатория», с подтверждением диагноза в Институте защиты животных (г. Владимир). Пробы были получены от шести заболевших свиней в ЛПХ пос. Новая Станица Ленинского округа г. Омска, где использовали в корм пищевые отходы из общественных столовых, и от павшей свиньи со ст. Валерино Калачинского района. После этого был объявлен карантин по АЧС и в авральном режиме специалисты регионального Россельхознадзора совместно с Главным управлением ветеринарии, главы муниципальных округов г. Омска, городских и сельских поселений начали проверку по недопущению несанкционированного убоя свиней в населенных пунктах первой и второй угрожаемых зон по АЧС и последующей реализации мяса и продукции свиноводства, проверки городских рынков, мест несанкционированной торговли, придорожных кафе, с раздачей листовок и памяток с подробной информацией об АЧС.

 Между тем, убой свиней и последующая реализация свинины регламентируется положениями Закона РФ «О ветеринарии» (Ветеринарного устава Союза ССР), а их игнорирование, приведшее к эпизоотии АЧС, является показателем некомпетентности и/или халатности при исполнении служебных обязанностей ответственных лиц, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовным кодексом Российской Федерации.
К началу августа 2017 г. свиней вынужденно уничтожили уже в 33 населенных пунктах пяти районов Омской обл. (Любинский, Омский, Саргатский, Таврический, Горьковский), всего убив 7293 свиней массой более 483 тонны , а затем – суммарно в девяти муниципальных районах. В ходе второй волны эпидемии, 18.08.2017 в г. Омске прошло в закрытом для прессы режиме совещание областной администрации и противоэпидемических служб по вопросам организации мероприятий по ликвидации и недопущению распространения АЧС на территории Омской обл., с участием советника руководителя Россельхознадзора Н.В. Лебедева и представителей Института защиты животных (г. Владимир). Было сделано предположение о том, что циркуляция возбудителя происходила за счет перемещения зараженной продукции из личных подворий, и никаких предположений о том, откуда взялся вирус АЧС на личных подворьях. Работа ветеринарных служб региона была оценена, как неудовлетворительная; уголовных и административных дел по факту преступной (без-)деятельности открыто не было. Источник появления вируса АЧС в области установлен так и не был. Но вице-губернатор А.А. Новоселов и представитель Россельхознадзора оценили проделанную работу по 5-балльной шкале на «хорошо», поскольку омские власти справлялись с ситуацией, обеспечивая карантинные меры .

Такой подход к оценкам весьма сомнителен, поскольку приоритетным всегда и везде было и остается умение не создавать проблемы, нежели героически их преодолевать, если только речь не идет о целенаправленной провокации.
09.08.2017 в Омской обл. в связи со вспышкой АЧС решили вести отстрел диких кабанов, и к 15.09.2017 в общедоступных и закрепленных охотничьих угодьях и на особо охраняемых природных территориях регионального значения убили 43 особи, но все пробы от них на АЧС были отрицательными; ежедневный поиск трупов павших кабанов в охотничьих угодьях также был безрезультатным.

Неумение и нежелание чиновников в экстремальной ситуации работать с населением спровоцировало социальное напряжение в карантинируемых по АЧС районах области. 28.08.2017 в г. Омске состоялся митинг фермеров, считавших необоснованным уничтожение свиней без дифференциации на заболевших и остальных животных из первой и второй карантинируемых зон, с тотальным сожжением их трупов. Компенсацию за вынужденно убитых свиней фермеры могли получить не по факту, а лишь за указанных в специальной книге учета свиней, а эти показатели не совпадали в разы. Поэтому многие владельцы свиней покупали холодильники и прятали мясо.

Поводом социальных волнений стало отсутствие какого-либо внятного публичного доказательства существования АЧС. При этом бытовало подозрение, что за АЧС выдают контролируемую ранее разработанной вакциной обычную чуму свиней, с почти одинаковыми симптомами, для устранения с рынка фермеров в интересах владельцев крупных свинокомплексов. Поскольку монополизм в этой отрасли гарантирует баснословные прибыли, и чиновникам «договариваться» с крупными инвесторами проще и гораздо выгоднее: по некоторым данным, на Омскую обл. всерьез нацелился агрохолдинг «Мираторг». Кроме того, процесс борьбы с АЧС позволяет не только освоить субсидии из бюджета на борьбу с заболеванием, но и обеспечить комфортные условия нужным поставщикам.

В конце августа в Омской обл. в ИТК №8 ФСИН была зарегистрирована АЧС, вследствие получения заключенными продуктовых посылок из других регионов страны. Незамедлительно было уничтожено поголовье свиней в подсобных хозяйствах ИТК №3, №7 и №8, пос. Омском, д. Ракитинка и на части территории Советского округа г. Омска.
К началу сентября в первую угрожаемую зону попали пос. Новая Станица, с. Черемуховское, 14-й военный городок, поселки Карьер и Армейский (Ленинский округ), пос. Новоомский, с. Троицкое, ст. Фадино (Омский район), д. Гауф (Азовский немецкий национальный район), д. Сибкоммуна (Таврический район) .
На дорогах из карантинируемых по АЧС районов было организовано круглосуточное дежурство в пунктах пропуска для предотвращения незаконного перемещения свиноводческой продукции. К 04.09.2017 на территории угрожаемой зоны только в Любинском районе были проведены проверки придорожных кафе, установлены нарушения ветеринарных и санитарных правил хранения, переработки и реализации продукции из свинины; снято с оборота и уничтожено 67,5 кг некачественного сырья животного происхождения, виновные лица привлечены к административной ответственности. Об аналогичных проверках в других карантинируемых по АЧС районах публичная информация отсутствовала. Остается без ответа вопрос о том, почему до начала эпизоотии АЧС в Омской обл. и в течение 3,5 месяцев (с середины мая до начала сентября) в процессе ее развития в должном объеме и качестве не выполнялись положения Закона РФ «О ветеринарии» (Ветеринарного устава Союза ССР) и по каким параметрам оценивалась компетентность и качество исполнения служебных обязанностей лицами, причастными к профилактике, возникновению и развитию эпизоотии АЧС. Зато продолжался поиск тех, на кого можно было бы переложить ответственность за это: на пресс-конференции в управлении Россельхознадзора по Омской обл. 06.09.2017 начальник отдела госветнадзора на госгранице и транспорте управления А.В. Харин назвал ветеринарных врачей разносчиками вируса АЧС, дополнив аналогичное обвинение почтальонов и сотрудников ИТК ФСИН министром сельского хозяйства и продовольствия Омской обл. М.С. Чекусовым.

К 05.09.2017 в области было зарегистрировано 28 очагов АЧС в 11 муниципальных районах, уничтожены 14,3 тыс. свиней. К середине сентября Омская обл. позиционировалась по АЧС, как самый бедствующий регион Сибири. Поэтому через четыре месяца после предположительного начала эпизоотии и через два месяца после официального установления диагноза полномочный представитель президента в СФО С.И. Меняйло отправил в Омскую обл. восьмерых экспертов по АЧС, которые в течение недели изучали в регионе обстановку и сформулировали тактику, которая поможет остановить инфекцию. По мнению руководителя экспертной группы Б.П. Самарского, необходимо было исключить вывоз продукции свиноводства из очагов АЧС, ужесточить контроль для отслеживания каналов поступления продукции и путей её реализации, проводить регулярные клинические обследования и вести постоянный учёт численности животных; раньше этого не знали, не читали Закон РФ «О ветеринарии» (Ветеринарный устав Союза ССР), или знали, но не делали (?!).

18.09.2017 появился новый очаг АЧС в одном из хозяйств Шербакульского района; район внесен в первую угрожаемую зону, во вторую – Азовский, Исилькульский, Марьяновский, Москаленский, Любинский, Одесский, Омский, Павлоградский, Полтавский, Таврический районы и сам г. Омск. К концу сентября карантин по АЧС был снят в 28 из 32 выявленных в Омской обл. очагов, но сохранялись опасения, что вирус АЧС может находиться в холодильниках в замороженном мясе. Поэтому планировалось ужесточить контроль за продукцией животного происхождения в местах несанкционированной торговли и придорожных кафе, а также за скотомогильниками и свалками, чтобы не допустить беспорядочной утилизации отходов от подворного убоя животных, а также провести сверку свинопоголовья в личных хозяйствах и спрогнозировать сбыт свинины и дворовый ее забой для личного потребления. В этой связи непонятны формулировки официальных документов, типа «ужесточить контроль»: контроль либо есть, либо нет. И если отсутствует учет свиней в личных хозяйствах, и есть подворный убой животных и беспорядочная утилизация отходов от него, и есть места несанкционированной торговли свининой на базарах и в придорожных кафе, то контроля нет.
К началу октября в Омской обл. карантин по АЧС осуществляли только в р.п. Шербакуль. Но 10.10.2017 был обнаружен новый очаг АЧС в д. Миролюбовка Москаленского района, биоматериал из него отправили для подтверждения диагноза в учреждение г. Москвы; всех свиней у жителей этой деревни и населенных пунктов первой угрожаемой зоны забрали и уничтожили, свинарники сожгли, владельцам выдали компенсацию за уничтоженных свиней из регионального бюджета .

 К концу октября в Омской обл. было отчуждено 20 463 головы свиней, что составило 1 273 334 кг в живом весе. В 32 очагах и трех инфицированных объектах в 12 районах области был отменен карантин по АЧС. Два очага в д. Миролюбовка Москаленского района находились в режиме карантина, который был снят 10.11.2017. За период 11.07-23.10.2017 в Омской обл. ветлаборатории было исследовано 2825 проб, среди которых была продукция свиноводства и биологический материал от свиней. Генетический материал вируса АЧС был найден в 173 пробах из 29 населенных пунктов, трех инфицированных объектов и ИТК №8 ФСИН, в 13 районах области, в г. Омске. Были исследованы 48 проб от диких кабанов из 11 районов региона, однако все они оказались отрицательными. Пострадавшим жителям за отчужденных свиней выплачено 92,6 млн рублей, предложены гуси, утки, индейки и другая птица, телята по льготной цене. Были проверены рынки, места несанкционированной торговли и придорожные кафе. Жителям раздавали листовки с информацией об опасности АЧС. Однако полной эпизоотологической и экономической оценки эпизоотического процесса АЧС в Омской обл., как это было сделано для других эпизоотий, выполнено не было, поэтому приводимые итоги далеко не окончательные.

10.11.2017 начальник Главного управления ветеринарии Омской обл. В.П. Плащенко сообщил о снятии карантина по АЧС в последнем очаге на территории. Но биоматериал в ряде случаев продолжал поступать в лабораторию для проведения исследований на АЧС.
При этом, по мнению зам. руководителя Россельхознадзора Н.А. Власова, в Омской обл. ожидалось обострение ситуации по АЧС в середине ноября, с риском переноса возбудителя в Новосибирскую, затем в Томскую область, Алтайский и Красноярский края, и, чтобы этого не случилось, предлагалось ликвидировать всех кабанов в лесах и всех свиней в личных подсобных хозяйствах Омской обл. Поскольку этого не случилось, можно понять уровень компетентности информаторов руководителя Россельхознадзора, вполне соответствующего уровню компетенции лиц, ответственных за появление и распространение АЧС на территории Омской обл. Поэтому эти же люди теперь ожидают возвращения АЧС в регион следующей весной, когда владельцы подворий смогут закупать поросят. В начале декабря 2017 г. на селекторном совещании Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской обл. приняли решение выполнять некоторые пункты Закона РФ «О ветеринарии» (Ветеринарного устава Союза ССР) и Инструкции по АЧС (Приказа Минсельхоза России от 31.05.2016 №213), для чего запланировали почти 190 млн рублей из бюджета Омской обл. на реализацию трехлетней программы противодействия АЧС .

В хозяйствах всех категорий Омской обл. содержится до 600 тыс. свиней, ежегодно производится до 120 тыс. тонн свинины . В Омской обл. находится три крупных свиноводческих комплекса с десятками тысяч свиней: в Кормиловском районе – ООО «Руском-Агро» (110 тыс.), в Калачинском районе – АО «Омский Бекон» (150 тыс.) и в Омском районе – ООО «Титан-Агро» (70, до 100 тыс.) с наивысшим (4) уровнем зоосанитарного статуса свиноводческих хозяйств (компартмента), а также в Азовском немецком национальном районе – КФХ «Люфт» и в г. Омске – ЗАО ПК «Оша». По мнению начальника Омской областной станции по борьбе с болезнями животных Б.В. Гуринова, этим свинокомплексам заражение АЧС не грозит. Однако в ноябре, уже после отмены карантина в области, вокруг них была проведена «зачистка» в радиусе 5-15 км, где убили ещё 5 тыс. свиней, с возмещением владельцам их стоимости. Останки животных сожгли на государственном предприятии «Ветсанутильзавод Кормиловский», а не переработали централизовано на консервы, как это было возможно в соответствии с инструкцией по АЧС (Приказ Минсельхоза России от 31.05.2016 №213), которая, впрочем, к этому произволу отношения не имеет.

Такая необоснованная «зачистка» более похожа на борьбу с фермерами и установление монополизма в производстве свинины крупными агрохолдингами при попустительстве (и заинтересованности?) местных властей, нежели на профилактику (?!) АЧС. Анализ помесячного развития эпизоотии АЧС в Омской обл. свидетельствует о смещении местонахождения карантинируемых районов в направлении к юго-западу, тогда как крупные свинокомплексы (причем с наивысшим уровнем компартмента) находятся на востоке области, и угрозе не подвергаются (см рис.).

Крупнейшие свинокомплексы, подвергшиеся карантинированию по АЧС административные районы Омской области в 2017 году

Усл.обозн.: 1 – отсутствие карантина; 2 – наложение карантина в этом месяце; 3 – сохранение карантина с предыдущего месяца; СК – хозяйства с наивысшим (4) уровнем компартмента с поголовьем 70-150 тыс. свиней; всу – ветсанутильзавод.

Тогда же, после полного снятия карантина по АЧС, Управление Россельхознадзора по Омской обл. посчитало недостаточными проводимые мероприятия по снижению численности дикого кабана и проведению мониторинговых исследований на АЧС, и рекомендовало Министерству природных ресурсов области убить всех диких кабанов «до полной их депопуляции». Очевидно, это предлагается «на всякий случай», чтобы переложить ответственность на смежное ведомство и не нести ответственность за недоработки по своему ведомству. При этом следует отметить, что осуществить геноцид кабана только на территории Омской области будет невозможно: на освобождающиеся места тут же зайдут кабаны из соседних Тюменской, Томской, Новосибирской областей, из Северного Казахстана. Поэтому, для получения результата в виде «до полной их депопуляции», геноцид кабанов придется осуществлять в масштабах Западной Сибири, или шире территории всей Российской Федерации, а заодно и сопредельных стран. Между тем, с начала 2017 г. в рамках любительской и спортивной охоты было добыто 218 особей кабанов; взятые от них 113 проб биоматериала на АЧС показали отрицательный результат . Но идея победить природу настолько привлекательна для экологически безграмотных чиновников, что сейчас разрабатывается нормативная база для уничтожения популяции кабанов в районах, попавших под карантин в 2017 г.

Выводы
1. Предпосылками возникновения АЧС в Омской обл. стало отсутствие обязательной идентификации всех без исключения свиней методом мечения, с указанием в специальной книге учета. Это не позволило проводить постоянный учёт численности свиней, регулярные клинические обследования и соблюдение правил выдачи сертификатов на убой и полученную от свиней продукцию, а также прогнозировать сбыт свинины. При этом не во всех районах Омской обл. имеются или не работают в должном режиме имеющиеся убойные пункты для получения продукции промышленного убоя с тем, чтобы исключить несанкционированный убой свиней, а потому в требуемом объеме не проводятся плановые и внеплановые проверки их санитарного состояния; не обеспечено существование и работа предприятий по переработке и хранению продукции свиноводства из крестьянских личных хозяйств. Неполноценным по ряду компонентов является организация плановых и внеплановых проверок соблюдения ветеринарных и санитарных правил перемещения, хранения, переработки и реализации продукции из свинины в местах санкционированной (и несанкционированной) торговли, на предприятиях общественного питания в установленном порядке, а также контроль за использованием в корм пищевых отходов предприятий общественного питания. Отсутствует полноценный контроль за скотомогильниками и свалками для недопущения беспорядочной утилизации отходов от убоя животных. В совокупности это является невыполнением положений Закона РФ «О ветеринарии» (Ветеринарного устава Союза ССР) и совершением деяний, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовным кодексом Российской Федерации. Поскольку предпосылки не устранены, история эпизоотии АЧС в Омской обл. не может считаться законченной.

2. Невыполнение положений Закона РФ «О ветеринарии» (Ветеринарного устава Союза ССР) и совершение деяний, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовным кодексом Российской Федерации, не могут служить основанием для призывов, а тем более – для уничтожения популяции кабана в Омской области (шире – в Западной Сибири, Российской Федерации). Очевидно, что в рассмотренном случае популяцией кабанов намерены расплатиться за непрофессионализм и некомпетентность чиновников из Россельхознадзора по Омской обл., Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской обл. и Министерства природных ресурсов и экологии Омской обл.

3. Выявление уровня компетентности причастных к эпизоотии АЧС в Омской обл. лиц, их халатности при исполнении служебных обязанностей и злого умысла является прерогативой следственных органов и прокуратуры; в связи с нанесением материального и социального ущерба РФ – прерогативой Федеральной службы безопасности Российской Федерации, а также Национальнального антикоррупционного совета Российской Федерации, с обязательным извещением населения Омской обл. о результатах следствия. Международная ситуация последнего десятилетия не располагает к расслабленности, бесхозяйственности и оставлению умышленных или неумышленных, но злодеяний, без последствий.

Сетевое издание БК55

Свидетельство: ЭЛ № ФС 77-60277 выдано 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич

CopyRight © 2008-2014 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
Главный редактор - Сусликов Сергей Сергеевич.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г.Омск, ул. Декабристов, 45/1, 2 этаж, тел.: (3812) 399-087
e-mail: bk55@tries55.ru

Рекламный отдел: (3812) 309-089, 309-121
e-mail: rakurs@tries55.ru, pressa@tries55.ru
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru