Складывается впечатление, что Омск превращается в город нелегального бизнеса. Ездят объявленные нелегальными маршрутки. Автокраны сносят вдруг ставшие нелегальными киоски, а добиваться разрешения можно годами. После выхода знаменитого постановления №108 земля под арендованными площадями вдруг задним числом подорожала в разы. Заправка газовых баллонов на АГЗС оказалась вне закона. Омские предприниматели поделились своими мыслями, почему сложилась такая ситуация, и кто в ней виноват.
Владимир Геворгян, руководитель НП СРО «Омские перевозчики»:
– Согласен: в Омске бизнесу мешают. Работаешь – и не знаешь, какой тебе завтра «подарок» власти приготовят. Но всё начинается сверху – с федерального правительства. Оно точно так же неожиданно может то налоги поднять, то новый запрет ввести. И законный бизнес вдруг оказывается нелегальным.
Виктор Жарков, директор ТД «Минск», экс-кандидат на пост мэра от КПРФ:
– Сама система не даёт заниматься легальным бизнесом: и налогообложение, и политика банков. Это касается не только Омска. Это системная ошибка на уровне федерального законодательства. Оно не даёт развиваться ни малому, ни среднему бизнесу. В нынешних условиях могут выжить только госкорпорации и приближённые к бюджетным деньгам компании. Так происходит и в Москве, и в Новосибирске, и во всех остальных городах. Омск – не исключение.
Дмитрий Карев, предприниматель:
– У меня нет ощущения, что Омск превращается в город нелегалов. Это не ощущение – это реальность, в которой мы давно живём. И никому нет дела до проблем предпринимателей: ни чиновникам, ни «проверялкам». Про прокуратуру я вообще молчу: о ней, как о покойниках, или хорошо, или ничего. Для бизнеса – одни только запреты! Его ставят, что называется, «в положение раскорячась» и в таких условиях требуют что-то делать.
Когда приняли 108-е постановление, власть делала вид, будто ничего не происходит, всё нормально: бизнесмены должны выплачивать огромные долги, которые им приписали задним числом. Перевозчикам ставят нереальные условия: чтобы маршрутки были по 15 рублей, чуть ли не своих медиков имели и возили людей бесплатно в холода. Я не говорю о тех случаях, когда пассажиров высаживали на мороз: это вина конкретных водителей. А предприниматели тут причём? Кажется, что нас просто проверяют: сколько мы сможем выдержать. Возьмёшь калькулятор, подсчитаешь и поймёшь: тебе проще совсем ничего не делать. Да и то ты останешься должен: если ты зарегистрирован как предприниматель, надо авансом налоги платить. Возникает ощущение, что нам власть хочет сказать: «Не надо работать!»
Кто виноват? Вопрос риторический. Москва далеко, и часть проблем для бизнеса возникает на местном уровне. Вот, например, после недавних взрывов запретили заправлять на заправочных станциях газовые баллоны. Но если ты заправляешь баллон при температуре -35°, а потом резко заносишь его в тёплый дом, где +25°, то понятно: из-за перепада в 60° баллон взорвётся. Люди, вы физику в школе учили?! По чьей вине в таком случае произошёл взрыв? Не лучше ли было ликбез провести – объяснить жителям, как нужно обращаться с баллонами? Но господин Бурков сказал: везде запретить заправку баллонов. Этот запрет особенно бьёт по маленьким АГЗС в районах. У них забрали возможность заработать и окупить вложения. Нашему предприятию в Нижней Омке теперь негде заправлять баллон для газорезки. Я давно знаю владельца нижнеомской заправки: он только за счёт этого живёт. И как бизнесу быть? Губернатор что-то ляпнет, и чиновники побежали исполнять. Но всё равно ведь люди будут заправлять баллоны нелегально, потому что без газа не обойтись.
Такое ощущение, что господа чиновники не живут в этом городе. Потому-то всё и запрещают. Помните скандал вокруг мусорного полигона? Запретили вывозить мусор из миллионного города. Но копить мусор в городе невозможно, и его всё равно вывозили. Нелегально.
Зачем нам, бизнесменам, что-то делать, если о нас только ленивый ноги не вытер? Никакой реальной помощи бизнесу я не вижу. А о псевдофорумах по поддержке предпринимательства, которые по телевизору показывают, даже говорить противно. На них ходить – только время тратить.
Михаил Курцаев, директор ООО «Бакалея-Сервис»:
– В Омске так было ещё пять лет назад: около 1000 киосков были установлены незаконно. И с киосками, и с перевозчиками одна и та же история: кто-то из представителей власти «крышует» эти направления, препятствуя честному бизнесу. Конечно, омских бизнесменов просто вынуждают работать нелегально.
Олег Макеев, генеральный директор Premium Fashion Gallery «Миллениум»:
– Я не знаю, насколько происходит «вынуждение» к нелегальному бизнесу. Но в последнее время ни одного нормального для бизнеса решения не принималось без участия суда.
Ни от департаментов, ни от министерства имущественных отношений, ни от прочих органов власти предприниматели не могут без тяжбы получить разрешение на законную деятельность. Например, разрешения на строительство в Омске можно добиться только через суд. Хотя этот вопрос бизнес и администрация могли бы решить на месте, сев за стол переговоров. Видимо, наши чиновники боятся принимать на себя ответственность и стремятся на всякий случай перестраховаться. Но вести бизнес в таких условиях сложно.
Татьяна Семикина, совладелица суши-бара «Бамбуши» и турагентства «Элиз»:
– В Омске очень сложно вести бизнес, поскольку предприниматели никак не защищены. Ты не знаешь, что ожидать от завтрашнего дня и как планировать бизнес. После несчастных случаев новые правила появляются внезапно: к примеру, после недавних взрывов обслуживать газовые баллоны запретили всем заправкам. Я считаю, что всё же нужно подходить к таким ситуациям дифференцировано и не распространять запреты на всех сразу.
Законы, к которым бизнес никак не подготовлен, принимают и на местном уровне, и на федеральном. Постоянно возрастают нагрузки: и налоги, и новые требования. Например, усложнились правила продажи алкоголя: чтобы их соблюдать, нужны дополнительные финансовые вложения. Предпринимателям становится всё тяжелее. Как в таких условиях вести бизнес? Хотя мы и ведём его – как можем. Но хотелось бы, чтобы власть прислушивалась к предпринимателям и помогала нам.
Михаил Фёдоров, частный перевозчик учредитель ООО «Город»:
– Тяжело судить, всем ли предпринимателям мешают вести бизнес по правилам. Но на рынке перевозок так оно и есть. Кто будет вкладывать деньги в развитие бизнеса, если работать так и не дадут?
Откройте газету «Третья столица» от 25 января 2018 года. Там опубликовано новое постановление о перевозках. «Газели» цельнометаллические на 16 мест даже к конкурсу не допустят! Перевозчиков ставят в неравные условия. Конечно, так происходит, потому что организатор перевозок злоупотребляет возможностями, которые предоставил ему 220-й федеральный закон. Кроме того, прежний депутатский корпус наделил организатора слишком широкими полномочиями.
Виктор Шкуренко, генеральный директор ТД «Шкуренко»:
– Я бы не стал ругать омские власти. Это федеральная проблема: выталкивание бизнеса в нелегальную сферу идёт на федеральном уровне. Но и местные власти вносят свой вклад. Особенно ярко это видно на примере маршруток. Муниципалитет стремится закрепить маршруты за муниципальным транспортом, устанавливая несправедливые требования по отношению к частным перевозчикам. Он не пытается честно с ними конкурировать, а выдавливает их с рынка, фактически уничтожая маршрутки.
Я был удивлён высказыванием губернатора после того, как произошла трагедия со взрывом в Седельниково. Губернатор заявил, что к ответственности надо привлечь не только человека, который непосредственно заправил баллон, но и собственника заправки. Но при чём тут собственник? Это как если бы произошло несчастье на государственном предприятии Омской области или муниципальном предприятии, а к ответственности привлекли бы губернатора или мэра. Зачем губернатор так говорит? Зачем он даёт советы правоохранительным органам? Это его высказывание отчасти направлено против бизнеса. Я, как его потенциальный избиратель, не хочу от него это слышать. Ведь губернатор должен поддерживать всех! Вот из таких мелочей и складывается отношение к бизнесу.