Ситуация в отрасли остаётся плохой, несмотря на рапорты о выполнении «майских указов».
В Омском горсовете сегодня прошло заседание комитета по социальной политике. Депутаты выслушали доклад главы департамента культуры Владимира Шалака о состоянии городских библиотек. Обрисованная картина выглядела, как и можно было ожидать, противоречиво. Чиновник рассказал об инновациях, о создании новых библиотек и реконструкции старых, о пожертвовании «Газпрома» в 7 с половиной миллионов на ремонт детской библиотеки имени Пушкина. Но в то же время, по словам Шалака, уровень обновляемости книжных фондов всего 1,2% при необходимом минимуме в 10%; выделяемых на эти цели миллиона 800 тысяч в год совершенно недостаточно. Оборудование устарело на 89%, а средняя зарплата библиотекаря в прошлом году составила всего 17 500 рублей.
Правда, в этом году средняя зарплата уже выросла до 22 400 – «в рамках исполнения майских указов президента». Но депутатов это уточнение не слишком воодушевило.
– 17 524 рубля в месяц – что это вообще такое? – задал риторический вопрос Дмитрий Петренко. – Кто-то верит, что студенты пойдут работать за такие небольшие деньги? Конечно, люди будут уезжать! Надо что-то в корне менять...
– Вопрос-то у вас какой, Дмитрий Константинович? – вмешался глава комитета Максим Астафьев.
Вопрос был о том, есть ли возможность хотя бы удержать зарплату на только что достигнутом уровне:
– Деньги на выполнение «майских указов» есть только до конца года. А дальше что?
Вопрос этот, видимо, следовало задавать не Шалаку. Глава департамента ограничился признанием, что ситуация и правда тревожная, и увеличения финансирования очень хотелось бы:
– Что у библиотекарей маленькие зарплаты – это ведь не наша вина, а наша беда! – с грустью сказал чиновник. – Культура у нас всегда финансировалась по остаточному принципу...
Вопрос переадресовали главе департамента финансов Богдану Масану. Тот никаких конкретных обещаний не дал:
– Будем рассматривать! Вы прекрасно знаете, какая сейчас ситуация... Конечно, можно одну отрасль приподнять – а другую тут же провалить.
В общем, остаточный принцип, по-видимому, никуда не денется. Депутаты смирились с неизбежным и проголосовали за «принять к сведению».