А вы знали, что на окраине современного Омска стоял древний город, что из наших краёв несколько раз вытесняли друг друга народы самого разного происхождения и что наши земляки, жившие много веков назад, любили рисовать солнце и лосей?
В школе мы все изучали историю Древнего мира, средневековой Европы и Руси. А о прошлом земли, где ныне расположена Омская область, большинство современных омичей практически ничего не знает. Тайны, скрытые в глубине веков, читателям «БК» раскроет кандидат исторических наук, заведующий сектором археологии Омского филиала Института археологии и этнографии Сибирского отделения Сергей Татауров.
Двухметровые люди в «Птичьей гавани» и Асгард на дачах
– Статья «Википедии» «Омская стоянка» повествует о том, что около 8000 лет назад в районе нынешнего парка «Птичья гавань» жили очень высокие люди: «Они принадлежали к европеоидно-монголоидной расе и были высокого роста: мужчины – около 200 см, женщины – около 170 см». Звучит невероятно! Сергей Филиппович, это правда?
– Людям всегда нравились и будут нравиться мифы. Без этого скучно. Наверно, жили двухметровые люди, а может, даже и повыше. И Асгард был под Омском... Жителей города очень привлекают эти мифологемы, которые заставляют интересоваться прошлым. Но, какой бы красивой эта сказка ни была, она является сказкой. На самом деле в городе Омске и без мифов хватает истории. Столько объектов, которые нужно показать горожанам, рассказать о них! Я думаю, что от этого город только выиграет.
Конечно, на месте знаменитой Омской стоянки жили люди обычного роста. Это действительно интересный памятник каменного века. Менялись эпохи, но люди на этом месте всё равно появлялись. Там найдены древности и эпохи бронзы, и раннего железного века, и даже средневековья.
На самом деле на территории Омска находится около 50 памятников археологии самых разных эпох.
– В каких микрорайонах Омска находятся эти памятники?
– Они есть практически в каждом микрорайоне. Начиная с центра города, весь берег Иртыша вплоть до метромоста был сплошным поселением. Там, где было здание «Саламандры», находится очень интересный могильник бронзового века. Здесь находили бронзовые ножи и керамику. На территории Телецентра есть курганный могильник. В Нефтяниках, где стоит второй корпус ОмГУ, было древнее поселение. В районе посёлка Берегового находилось городище. Московка – это самая неизученная часть города. Чкаловский посёлок долгое время был режимным, и учёных туда не пускали. Но и тут есть археологические памятники – поселения эпохи бронзы на берегу небольших озёр, которые существовали в то время. Какие-то из памятников Омска исследованы археологами. Какие-то ждут своего часа. А какие-то не дождутся, потому что их разрушили и застроили...
Вся Омка – это тоже сплошное поселение. Люди жили на ней достаточно плотно. Но самый известный из памятников – городище Большой Лог за Амурским посёлком, за железнодорожным мостом на правом берегу Оми. Огромнейший комплекс появился в эпоху бронзы – сразу как протогород. Он занимает несколько гектаров и укреплён очень мощными линиями рвов и валов.
– Это тот самый легендарный древний город, который, как пишут СМИ, стоял на территории нынешнего Омска? Эзотерики называют его Асгардом.
– Это город, но как он назывался, я не знаю. Он находился на хороших торговых путях и просуществовал фактически до прихода русских в Сибирь. Через Омку здесь идёт каменная коса, и в любое время, когда нет льда, по ней можно перейти реку. Это был город со своей инфраструктурой, со своим снабжением, с торговыми кварталами, с налаженным рынком. Люди производили продукцию, зная, что она будет куплена в сотнях километров отсюда. Здесь было достаточно развитое ремесленное производство. Мы нашли там интересную посуду: на уже готовую просушенную керамику сверху налагался слой жидкой глины – ангоб. В окрýге комплексов с такой технологией не было. Жители разводили скот: город без продуктовых ресурсов существовать не мог. С другой стороны, они знали, что им не надо сеять ячмень, что они в обмен на свою продукцию обязательно получат продукты питания.
Исчезнувшие народы, которые любили Солнце
– Насколько развиты были технологии у древних жителей Сибири по сравнению с народами, история которых более широко известна?
– В деревне Ростовка есть могильник, который раскапывал мой учитель Владимир Иванович Матющенко. Там было найдено много воинских захоронений, но есть и обычные. Археологи собрали под Ростовкой коллекцию бронзовых доспехов и оружия. Они были изготовлены по уникальным технологиям, которые позже были утеряны, и их очень долго восстанавливали. Находки относятся к XIV веку до нашей эры. К тому времени существовали египетская цивилизация, цивилизация в Месопотамии. Население Сибири уже было вписано во всеобщую историю. Но, к сожалению, это пока никому не интересно...
– Что за народ жил в Большом Логе и в районе Ростовки? Это были предки сибирских татар или же некий исчезнувший этнос?
– За века существования города на месте Большого Лога в нём менялись народы и правители. Последними были сибирские татары. Но тюркское население пришло позже. Прежде была миграция с запада на восток по степному поясу, и люди пришли в Сибирь из Европы.
– Как выглядели эти люди, пришедшие с запада?
– Это были индоевропейцы, близкие к современным. Восстановлением их облика ещё никто не занимался. Владимир Матющенко был тогда сотрудником Томского университета, поэтому все материалы из могильника под Ростовкой отвезли в Томск, и там они до сих пор и лежат. Кроме того, сохранность костей в могилах – не очень хорошая. Облик мужчин и женщин раннего железного века уже реконструировали, а до эпохи бронзы мы ещё не дошли. Вслед за уграми – предками современных хантов – в Западную Сибирь пришло тюркское население, потом наступила татаро-монгольская эпоха, затем сюда переселились русские.
– Имелись ли у древних жителей Омской области некие «любимые» образы в изобразительном искусстве? Кто изображён в рисунках и скульптурах: животные, птицы, люди?
– Древние сибиряки были верующими людьми ещё до прихода мировых религий. У них были тотемы-покровители, и люди носили амулеты, в которых заключалась дополнительная сила покровителей. Нужно сказать, что все мы очень любим свою звезду – Солнце, и солярные знаки – самые распространённые во все времена для всех народов Земли. Одним из первых люди стали рисовать солнце – кружок и лучики. Потом они стали изображать окружающий мир, зверей – особенно тех, которых любили использовать в пищу: быков, лосей. У угорского населения сложились культы медведя и лося, у тюрков – культ волка, лошади и барана. Лошадь почиталась как источник жизни: на ней перемещались, её ели, с её помощью выполняли работу. В могильнике под Ростовкой был найден кинжал со скульптурой в навершии – фигуркой лыжника, следующего за лошадью. Такая форма передвижения была зафиксирована впервые.
Импорту из Китая – 1500 лет
– Какие дома были у древних жителей Омской области? Как эти люди грелись в сибирские морозы?
– Первое, о чём пришлось человеку серьёзно задуматься, когда он оказался в Сибири – это, конечно, как согреться. Человек пришёл сюда с огнём. Без огня он бы в Сибири не выжил. От холода приходилось искать укрытия. Самое раннее жилище, которое лично я изучал, – это землянки. Они достаточно глубокие, с очагами открытого типа. В крышах были дыры, чтобы вытягивало дым. Потом человек стал придумывать закрытые очаги, печки, чувалы. Постепенно жилища начали вылезать из земли. Сначала появились полуземлянки. Они становились всё выше и выше и, наконец, превратились в наземные жилища.
– Можно ли по археологическим находкам восстановить, во что одевались древние омичи?
– Эта работа во многом сделана. Историки реконструировали костюмы эпохи бронзы, эпохи раннего средневековья. Судить о первой одежде можно по народам Севера: у них все эти малицы и кухлянки сохранились с доисторических времён. В эпоху бронзы люди уже знали, что такое ткачество и плетение. У них была одежда, которая защищала их от обычной кожаной и меховой: рубахи, штаны. А потом начинается формирование костюма. Появляются более сложные комбинации одежды, кожаная обувь, головные уборы. На голове носили капюшоны, малахаи, большие шапки с ушами, чтобы можно было полностью закрыть лицо.
– Мужчины и женщины носили похожую одежду или она различалась?
– Сначала она была почти одинаковой. Залогом появления мужской и женской одежды стала не физиология, а трудовая деятельность. Мужчинам-охотникам требовалась одежда, не мешающая двигаться, подкрадываться к животным. Женщинам это было не столь нужно, потому что они занимались бытом – приготовлением пищи, изготовлением утвари и той же одежды. Потом началась социологизация общества: нужно было подчеркнуть костюмом, кто женщина, а кто мужчина. А потом появляется расслоение общества на богатых и бедных – и нужно опять это показать. С появлением религий возникла необходимость продемонстрировать, что человек – приверженец какой-либо веры. Нагрузка на костюм всё увеличивалась и дошла до того, что мы все сейчас ходим одетые сплошь в китайское и турецкое [улыбается].
– Как себе добывали еду наши древние земляки? Они только охотились или умели сеять, разводить скот?
– Когда численность населения увеличилась, перестало хватать природных пищевых ресурсов. Одной охотой и рыболовством люди не смогли прокормиться, хотя угодья в Сибири – достаточно большие и богатые. Уже в эпоху бронзы возникло скотоводство. Причём в Западной Сибири не было животных, склонных к одомашниванию. Пришлось людям завозить с Южного Урала и разводить крупный рогатый скот, лошадей, овечек с барашками. У нас снега большие, и круглый год держать животных на подножном корму оказалось трудно. Так появились орудия труда для заготовки кормов. В поздний бронзовый и в ранний железный век возникают зачатки земледелия. Мы нашли на реке Таре уникальный китайский чугунный плуг для пахотного земледелия. Это изделие эпохи Тан – V век нашей эры.
– Уже в то время импорт из Китая появился?
– Он появился гораздо раньше. Но интересен сам факт, что в Сибирь из Китая привезли не украшения и оружие, а пахотное сельскохозяйственное орудие.
Ермак, Бухгольц и тюрки
– Какой образ жизни вели коренные жители Омской области, когда в Сибирь пришел Ермак?
– К тому времени в Большом Логу был просто военный городок. Он охранял рубежи Сибирского ханства и торговые пути: всем хотелось и сейчас хочется «пограбить караваны». Для Сибирского ханства была характерна уже оседлая жизнь: в основном животноводство, зачатки земледелия, немножко – охота и рыбалка. Образ жизни зависел от того, какой ясак хан Кучум накладывал на жителей: например, оборона границ, если рядом с границами ханства жили, или участие в военных походах.
Я могу много говорить о прошлом, но политике Москвы, а потом даже советской власти было невыгодно, чтобы историки рассказывали людям о том, что в Сибири существовала цивилизация до прихода русских, что здесь были развитые города и свои учёные. В школе нас учили, что Кортес и Писсаро разрушили цивилизации инков и майя. А то, что мы сделали то же самое на окраинах Российской Империи, – запретная тема. Только сейчас появилась возможность говорить о том, что государственность Сибири была ещё в раннем железном веке. Были здесь города – тот же Большой Лог. Были правители, были династии, были политические и торговые отношения с другими государствами – со Средней Азией, с Дальним Востоком, с Китаем.
– Каждому омичу известно, что Иван Бухгольц основал Омскую крепость в нынешнем историческом центре Омска. А кто жил в то время на территории, которую в наши дни занимают остальные округа города?
– К приходу русских здесь везде жило тюрко-татарское население. Вокруг Омска угорского населения уже не осталось: оно было оттеснено татарами на север. Достаточно долго, пока Омская крепость не стала городом – фактически чуть ли не до конца XVIII века, левый берег Иртыша занимали киргизские стоянки. Их жители торговали с русскими. Например, микрорайон Каржас на Левобережье изначально был тюркским поселением.
– Летом прошлого года произошёл скандал, когда на улице 70 лет Октября раскопали старое кладбище аула Каржас и начали строить на этом месте спорткомплекс. Консул Казахстана в Омске выступил с протестом, и стройку прекратили. Это было казахское поселение?
– Да. И слава Богу, что нашёлся человек, который побеспокоился за свой народ, потому что там, где сейчас находится микрорайон «Кристалл», располагалось большое русское кладбище. Его просто снесли и поставили на этом месте многоэтажки. К сожалению, не нашлось у русских консула, который бы этим возмутился: «Что же вы на русские могилы ставите дома?»... У нас отношение к археологии, к нашей древней истории – очень негативное.
Память о наших предках
– Проблема в том, что Омск – единственный город-миллионник, который не имеет археологической карты. Провести дополнительные исследования, оформить карту нужно обязательно хотя бы для того, чтобы спасти памятники, которые ещё не застроены, и облегчить работу строителям. В идеале должно быть так. Человек решил строиться, взял участок, а на чертеже уже стоит гриф: «Археологами проверено, исторической ценности земля не представляет». Но у нас всё иначе...
К сожалению, отношение к археологии со стороны наших властей – очень безынтересное. В Омской области около 1500 памятников археологии – и всего один археолог в Управлении охраны культурного наследия, который занимается охраной памятников древности. Вот я вам задам вопрос. Где была первая Омская крепость? Откуда пошёл город Омск?
– Я смогу показать только комплекс «Омская крепость»...
– Это вторая Омская крепость. А вопрос относится к первой Омской крепости. Она располагалась там, где была Ильинская церковь, а сейчас находится памятник Ленину. Мы много раз обращались и в городскую, и в областную администрацию с предложением обозначить к 300-летию её границы, чтобы люди видели, откуда пошёл город Омск. Мы проводили в этом месте небольшие раскопки на свои средства и нашли культурный слой времён основания города. Но, к сожалению, у властей не нашлось ни денег, ни желания, чтобы показать первую Омскую крепость. А что касается второй Омской крепости, то весной мы хотим провести раскопки и найти могилу Ивана Шпрингера – человека, который её построил.
– Распространено мнение, что сейчас в регионе живут в основном потомки переселенцев из европейской части России. Остались ли гены коренных жителей Омской области в генофонде современных омичей?
– Конечно, остались. В Сибири смешение народов происходило фактически всегда. Сильные народы ассимилировали слабые. Когда мы изучали археологические памятники времён тюркизации, то часто находили парные захоронения, где мужчина – тюрок, а женщина – угорская. Небольшие отряды русских переселенцев тоже «расплывались» среди массива угорского и татарского населения. Правда, русские с татарами заключали смешанные браки реже – из-за разных религий.
– Могут ли современные омичи сказать, что древние люди, могилы которых находят археологи, – в какой-то степени наши предки?
– Конечно! Любой человек, который умер на нашей земле и что-то сделал для этой земли, – наш предок. Он построил здесь дом, в котором жили наши предки по крови, – значит, и он в какой-то мере тоже наш предок.