Омский режиссёр презентовал в родном городе свой новый приключенческий фильм «Танки», рассказал, что значит быть патриотом и отчего Омск уже «не тот».
– Ким, почему вы решили снять фильм именно о конструкторе Михаиле Кошкине?
– Конструктор Кошкин изобрёл легендарный танк Т-34. Во многом благодаря ему русские войска одержали победу в Великой Отечественной войне. Однако личность его была незаслуженно забыта. Идея снять фильм о Михаиле Ильиче принадлежит министру культуры РФ Владимиру Мединскому. Совместно мы приняли решение, что эту историю хорошо было бы рассказать языком простым, понятным молодому зрителю. Фильм должен был быть ярким, интересным и захватывающим, поэтому я выбрал жанр «приключение».
Мы сотворили роуд-муви (фильм-путешествие, герои которого находятся в дороге) на танках. Очень интересно, как на этот эксперимент откликнутся зрители.
– Что послужило первоисточником для сценария?
– Первоисточником стал пробег, который состоялся в 1940 году. Михаил Ильич в нем лично участвовал. Правда, в реальной жизни с середины пути его «сдернули» обратно на завод, решать проблемы. Ничего особо интересного в этом пробеге не было: танки двигались, ломались, чинились, продолжали путь. И мы решили эту историю немного приукрасить. Поэтому ждать исторической правды от кинофильма «Танки» не стоит. Нужно понимать, что это все-таки приключенческий фильм.
– Какой основной посыл несет фильм зрителям?
– Прежде всего, хочется показать ту эпоху. Людей, которые общественное ценили гораздо выше, чем личное, которые думали не о себе, а об обществе. Конечно, хотелось рассказать о гениальности конструктора Михаила Ильича. Если выходя из кинотеатра кто-то из молодых людей заинтересуется личностью этого человека, «погуглит» о нем, то, наверно, наша задача будет выполнена.
– Как вы отбирали актеров?
– На роль Михаила Кошкина мы никого не отбирали. Сразу решили, что это будет Андрей Мерзликин. Во-первых, это хороший актер, во-вторых, внешне похож на главного героя, в-третьих, он тоже Ильич. В общем, все сошлось. А дальше уже был серьезный кастинг. Мы долго отбирали актеров на главные роли, пока не нашли Антона Филипенко и Аглаю Тарасову.
– Личность главного конструктора раскрывается в фильме?
– Сложно сказать. Для одного зрителя достаточно посмотреть картину, чтобы понять, что это был за человек, для другого нет. О том, что удалось нам рассказать в киноленте, должен судить прежде всего зритель. Но нужно понимать, что это не история о человеке и его судьбе. Это, в первую очередь, приключенческое кино.
– С какими трудностями столкнулись в процессе съемок?
– Все давалось непросто. Съемки фильма – это всегда очень большой труд. Было много сложностей, потому что мы работали с исторической техникой, оружием и декорациями. Кино не простое, оно насыщено всевозможными трюками и погонями. Много каскадеров было задействовано и лошадей.
– Какие чувства возникают у вас, когда возвращаетесь в Омск?
– До 18 лет я жил в Омске, здесь же и родился. В восемнадцать уехал поступать в театральную академию в Петербурге и с 2004 года там проживаю. Чувства возникают смешанные. Омск уже не тот, каким я его помню.
– В лучшую или в худшую сторону поменялся?
– Какие-то вещи в лучшую, какие-то нет. Раньше город был зеленым, сейчас все вырубили, он стал каменным. Я считаю, Омску это не идет.
– Что для вас служит вдохновением, на что переключаетесь в повседневной жизни?
– Как таковой повседневной жизни у меня нет. Закончил одну картину – приступил ко второй.
– Когда удается отдохнуть?
– Отдыхаю в процессе работы над кинолентой. Есть три этапа в производстве картины: подготовительный, съемочный и этап пост-продакшен (монтажно-тренировочный). Съемочный период – это самое сложное время, когда нет ни секунды свободной. На первом и последнем этапе есть возможность расслабиться и спокойно все обдумать.
– А вы с детства хотели стать актером?
– Да, меня всегда привлекала актерская профессия. В дальнейшем привлекла и режиссура. У меня нет режиссерского образования, я не заканчивал ВГИК. Поэтому всю ВГИКовскую программу изучал самостоятельно. Посмотрел в интернете, какую литературу читают учащиеся. Стал выполнять упражнения, слушать ту же музыку и смотреть те же фильмы, что и они.
– Если представить, что вы не попали в сферу кинематографа, кем бы вы стали?
– Никогда не задумывался об этом. Иногда я смотрю на людей, зарабатывающих на жизнь физическим трудом, и думаю: как здорово, можно расслабиться и просто помахать лопатой/попилить/построгать. Одним словом, разгрузить мозг. Но однообразная деятельность может надоесть. Хотя, если работу выполнять творчески,то она, во-первых, будет тебе самому интересна, а во-вторых, принесет людям радость.
– У вас фильм о патриотизме. А считаете ли вы себя патриотом?
– Я не знаю, кто такой патриот. По сути, это хорошее слово, но в последнее время употребляют его как ругательство. По типу: «а, да ты патриот?!» Да, я люблю свою страну, уважаю соотечественников, хочу с ними делиться хорошим, добрым и светлым, чтобы, выходя после моей картины, у людей было позитивное настроение.
– Как вы относитесь к критике в свой адрес?
– Иногда забавная бывает, мне даже нравится. Если ты относишься к себе и своей работе с долей юмора, то и критику воспринимаешь через призму иронии. Например, в последнее время меня стали называть «прогосударственный режиссер». Потому что сначала была выпущена картина «28 панфиловцев» – ура-патриотическое кино, а теперь вот «Танки». Глупо обвинять человека в том, что он живет в своей стране, любит ее и готов для нее что-то делать.