Если собрать все его работы в одном месте, получится парк с тремя сотнями уникальных шедевров. Алтайский скульптор рассказал БК55 о том, как эти шедевры рождаются, приоткрыв завесу над процессом творчества.
– Александр, расскажите, что привело вас в Азъ Градъ?
– Я попал в Азъ Градъ в процессе большого развёрнутого «ощупывания» планеты: поиска Места, которому мой энергопотенциал нужен бы был в полной мере. И, поскольку не он тебе, а ты принадлежишь таланту и молишь Господа послать тебя туда, где ты будешь нужнее, то прислушиваешься к малейшим знакам и дуновениям. Позвали – поверил – присвистел. И, думаю, ещё приеду не раз.
Дело в том,что 27 раз чемпионом мира в скульптуре (самом сложном виде человеческой деятельности) я стал на спор, из озорства. Талантливость-то – понятие универсальное. А чем больше специализаций освоишь, тем парадоксальнее, неожиданней и ярче будут твои результаты на выходе. Жить для меня – это творить. Не существовать, не проводить время с комфортом, а максимально отдавать. Как только любое место создаёт для этого необходимые и достаточные условия, я обязан нести «золотые яйца» в эту корзину. Пока тут оптимальных условий нет.
Если бы собрать все раскиданные по свету мои работы в одно место, получился бы парк примерно с тремя сотнями шедевров такого уровня неповторимости, как ваша «хранительница» в Азъ Граде. Парк мирового уровня, как, например, парк Бруно Торфса. Последние 7 лет создание таких парков – основной способ повышения туристической привлекательности в мире.
– А в Омске удалось побывать? Какие от него впечатления?
– От Омска ощущение большого, медленно ворочающегося осьминога, занятого своим укладыванием и временно не обращающего внимания, что там происходит вокруг.
Фото: Азъ Градъ
– Что символизирует собой скульптура девушки на въезде в Азъ Градъ? Как пришла идея ее создания?
– Скульптура скифской принцессы была попыткой соединить себя с этим местом. Для этого надо было довериться, открыться, пропустить сквозь все свои наработанные рецепторы многослойную историю, ощущения, дух этого места, и – отдать себя для месседжа в наше и будущее времена.
Как пришли образ, идея... Это всегда мистика. Жертва. Преодоление страха, антропоцентризма, переход на сторону Сил, которые много мудрее, сильнее, старше, в чём-то живее тебя, и говорение от Их имени со всем человеческим, что есть в тебе и окружающих, на пределе воспринимаемой нами скорости, чуткости и веры.
Фото: Александр Катаев
Как конкретно? Сижу с купленным билетом в Москве, Домодедово, перед гейтом,чтобы лететь в Омск. В третий раз откладывают рейс в Новосибирск, и толпа пассажиров с набыченными взглядами, вспениваясь, отсекает выход от поля моего зрения. Ладно, буду слушать приглашение на посадку. Весь обращаюсь в слух, потом подхожу к стойке сквозь нервозность автобусно топчущихся вокруг новосибирцев и слышу: «Посадка на ваш рейс закончена 2 минуты назад». Похолодел, но тут же сознание «успокоили», взяли в какой-то туман и повели из этого места. Стало интересно, зачем это надо было сделать? Но как-то всё навстречу стало «улыбаться». Купил заново билеты на завтра, сдал багаж, причём парень на стойке великодушно не стал фиксировать мой второй чемодан, полный инструментов. Тихо, как инъекцию вкололи, провёл время в аэропорту до следующего рейса. Встречал меня уже другой человек. И ехали мы по другим дорогам. И, приехав в Азъ Град, осмотрев наготовленные там брёвна, разместившись и уже засыпая, анализируя долгий прожитый день, я понял, что главным впечатлением, застрявшим в памяти, было одно дерево. Искорёженный клён без вершины, с выгоревшим дуплом, порубленный и подкопанный сбоку, уже еле стоящий на выезде из Омска, который я увидел боковым зрением в сумерках, на другой стороне дороги, сквозь затенённые окна, на ходу. Назавтра с помощью азъградовцев я его спилил.
Фото: Азъ Градъ
– Как вы работали над скульптурой?
– Мозг включился на пятую скорость Творчества. Главное во всём мире происходило там. Реальность расплылась в медово-тягучую смазанную картину. Начался диалог с деревом и пространством, со всё большей фокусировкой день ото дня. Назавтра среди многих гостей Азъ Града приехал американец, писатель-фантаст. И я стал его «припахивать» на тяжёлые виды работ.
Сразу было понятно, что это — девушка. Изломанная, сильная. Но все мои пропорции «от ума» дерево отвергало и говорило мне о линиях, логики и сложности закономерностей которых я не понимал.
Надо сказать,что много лет я занимался нэцке, и моими «учителями» были обмытые реками корни деревьев горного Алтая. Вот и здесь я пошёл за волокнами и обнаружил изящные пальцы рук, пряди волос, птицу-зимородка на левом плече и дырочку от выгоревшего сучка, куда сперва, естественно-стереотипно, мысленно разместил дудочку. А – не-а! При мощи излома, внутреннем напряжении и запредельной энергетике именно этого дерева какая-то дудочка будет нелепым гламурным плевочком-оскорблением к судьбе и выдержке и дерева, и моему приключению, и истории этого места.
И я разгонялся, уже весь почти находясь по ту сторону реальности, здесь метался во всё нарастающем темпе, и под руки само посылалось и прилипало то, что символически подходило к будущей работе. Подходило тютелька в тютельку по времени, диаметрам, количеству и очерёдности. Совпадая со вспышками солнечных проблесков на грозовом небе, с наплывами-откатами помощи от людей, когда она нужна. Со странными маршрутами, находками и сказанными словами.
Фото: Александр Катаев
И вот, она стоит. Девушка в скифском головном уборе, в развеваемом ветрами времён халате, с непреклонным изгибом юной шеи, пронзённая стрелой, с выгоревшим, отрывающим её от земли и превращающим в Дух основанием, и – с расписанным яйцом в гнезде, укрытом ею символе новой жизни и нового Азъ Града на месте старого.
Очень мало в каком из городов мира есть настолько неслучайный и неповторимый символ Genius Loci (гений места – прим. ред.), придуманный (читай – навязанный) не культурой, а самой историей ощущений Жизни в этом древнем и новом месте.
А фантаст-писатель, уезжая, оставил мне свой смартфон так, чтобы его передали другие (чтобы я не отказался), с благодарностью и в восхищении от того, как он «прифигел» от мастер-класса.