В Лицейском театре прошла премьера спектакля «Повелитель мух» по нашумевшему роману Уильяма Голдинга.
«Взрослые всё знают. Они не боятся в темноте. Они бы все решили. Они бы ругаться не стали…»
Взрослые. Разум. Здравый смысл. Правила. Цивилизация. Оказавшись на необитаемом острове с пустыми руками и животами, группа подростков пытается привнести в свою жизнь хотя бы малые крупицы того, чему их учили старшие. Свобода кажется благом и кружит голову, но, чем больше проходит времени, тем очевиднее становится: взрослые придумали все эти скучные штуки не зря. Они – цемент, скрепляющий общество, без них все развалится, превратится в хаос.
«Что взрослые-то скажут?» – постоянно оглядываются дети на оставленный позади большой мир и живущих в нем больших людей. «Мы же не дикари», – убеждают дети друг друга, с каждой минутой становясь все более похожими на варваров. Совершенные ими деяния шокируют взрослых, как шокирует всех без исключения читателей книга Уильяма Голдинга «Повелитель мух».
Книга эта тяжелая, от нее бросает в дрожь. Этот факт подтверждает режиссер Первой студии Лицейского театра Всеволод Гриневский, называющий «Повелителя мух» сложным для постановки материалом и вместе с тем – «хорошей литературой», так необходимой подрастающему поколению. В какой-то момент мысли режиссера и юных актеров сошлись: ему хотелось рассказать историю, которая «попадает» в подростков, им – раскрыть на сцене свое внутреннее «я», так перекликающееся с героями Голдинга.
Застенчивый, но справедливый толстяк Хрюша, рассудительный Ральф – как заметили юные актеры Первой студии, выбранные роли близки им. Как признался Гриневский, с детьми 14-17 лет крайне сложно работать из-за их непростых отношений с дисциплиной. Но есть и плюсы: свобода и непосредственность. Как отмечает режиссер, артисты такого возраста «не играют, остаются живыми».
И они проживают на сцене эту непростую, тягостную историю. Движутся от первой эйфории (свобода!) к введению первых правил и приоритетов, от безудержного веселья – к попыткам построить свой новый маленький мир. Но что-то первобытное вырывается у них изнутри, страх, холод и голод пробуждают в них зверей. Они глядят по сторонам, пытаясь увидеть врага, но враг – внутри них; неудержимый, он сметает на своем пути остатки здравого смысла, оставляя лишь голый инстинкт. «Если нас скоро не спасут, то все мы свихнемся», – боятся они. Именно это и происходит.
– Что тут у вас, война? Надеюсь, до смертоубийства не дошло? – спрашивают явившиеся с опозданием взрослые.
Если бы они только знали…
Фото: Алексей Углирж