Новости. Омск
bk55.ru

Вопрос недели. «Чижик-пыжик» Компанейщикова... А вы согласны с зампредом правительства?

26-07-2018 08:53:27

Владимир Компанейщиков, зампред правительства Омской области заявил, что в регионе в сфере культуры «много вещей на уровне чижика-пыжика», во всех ведущих учреждениях культуры  застарелые проблемы, мало достойных творческих идей, зато есть негативная аура, которая выдавливает людей, а также все талантливое и продвинутое. «Мы вкладываем деньги в зажиточные театры, в Омскую крепость. А что это поменяло в городе? Были развалины, а сейчас не развалины… и?» – вопрошает зампред. А вас что удручает в культурной жизни Омска и области?

Виктор Лапухин, директор Омского академического театра драмы, экс-министр культуры Омской области:

 – Вопросов много, как в регионе, так и в целом по стране. У нас до сих пор действует «Закон о культуре», принятый еще в 1991 году, который носит декларативный характер. Сколько было потуг создать новый закон. И в ГосДуме, и на совете по культуре при президенте рассматривался этот вопрос, но пока воз и ныне там. Наконец, в 2017 году президент сам дал поручение разработать такой закон, чтобы при его создании были задействованы столпы отечественной культуры, такие как Михаил Пиотровский. Сегодня каждый регион проблемы в культурной сфере решает в соответствии со своим бюджетом. Вас не удручает, что бюджет Омской области 60 миллиардов рублей, а наших соседей тюменцев – 200 миллиардов? Я понимаю Владимира Борисовича Компанейщикова, как куратора сферы культуры от Правительства. Но решить проблему миграции населения только меняя что-то в местной культуре невозможно. Проблемы глубже. Сегодня молодой человек не может получить даже рабочую специальность в Омске – все ПТУ закрыты, поэтому наша молодежь уезжает на вахты, пытаясь трудиться там даже разнорабочими. Создавая семью, молодые люди тут же сталкиваются с проблемой устроить ребенка в детсад, которая уже решена в соседних регионах. Так что, все глубже. Недостаточно только поменять взрослых руководителей на молодых в культучреждениях. Должна быть преемственность поколений. Я же не буду до глубокой старости сидеть в кресле директора Драмы и готов подготовить себе преемника, но кто это может быть, я не вижу. С удовольствием поделился бы опытом, но найти творческого лидера проще, чем директора. На роль творца у нас готовы приехать даже люди из Европы. Однако театр-то у нас директорский и нужен директор в будущем. Пока некем заменить. Хотя я посадил бы человека рядом с собой и учил бы. Предоставить помещения в Омской крепости для социально значимых объединений можно, но изменит ли это кардинально ситуацию в регионе?

Сергей Денисенко, журналист, писатель:

– Омск… Ах, как по-сегодняшнему Владимир Владимирович написал! Помните?
«По небу тучи бегают, // дождями сумрак сжат, под старою телегою // рабочие лежат. И слышит шёпот гордый // вода и под, и над: «Через четыре года // здесь будет город-сад!..»
Омск… Сначала улыбнулся вопросу и мысленно сказал себе: ну, «раззудись, плечо, размахнись, рука!..». А потом остановил сей порыв. «Через четыре года…». И вспомнил 2014-й, «Год Культуры в России». Чего только там не ожидалось и не гарантировалось! Да даже возвращение понятия «писатель» в статус «профессия». И даже рассмотрение Культуры – в контексте понятия «национальная идея»!.. Тогда же, помнится, я с удовольствием процитировал Константина Райкина, который сказал: «Я прошёл все поздние стадии тоталитарного режима и совсем туда не хочу. Но советская власть занималась вопросами Культуры гораздо более озабоченно, чем власть сегодняшняя…. Во всяком случае, они не пускали всё на самотёк, как это сейчас происходит. На Культуру просто махнули рукой!..».
Омск… Ощущение лихорадочности в «довинчивании-докручивании» проблем в сфере Культуры, которая, аки и прежде – «крайняя» (неизменный «остаточный принцип финансирования»). Самотёк…
Омск… Как и во всей стране – по-прежнему актуальна давняя-предавняя мысль Альберта Швейцера: «Способность современного человека понимать значение Культуры и действовать в её интересах подорвана, так как условия, в которые он поставлен, умаляют его достоинство и травмируют его психически».
И мне нечего добавить к этой мудрой мысли.

Олег Фрейдин, директор архитектурного ателье «Рим»:

– Мы учились в Новосибирске, и теперь я могу сравнивать с Омском. Ну что сказать, культурная атмосфера в нашем городе очень бедная. И создается ощущение, что она оторвана от Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска... У нас есть культурные учреждения, но работают они не слишком интенсивно – но это, конечно, мое субъективное мнение.
В частности, у меня возникают вопросы к работе музея М. Врубеля. Непонятна их политика... В течение нескольких лет они не привозили сколько-нибудь заметных выставок. Да и наших художников современных не выставляют. Ведь в Омске и в Сибири они есть – хорошие, яркие! Но вместо этого в музее проходят «Ярмарки самоцветов»...
В краеведческом музее тоже ничего интересного нет. А ведь масса археологических открытий сделана в Омской области. Раскопки-то ведутся! Но в музеях ничего не видно.
Что касается музыкальной афиши города, то при наличии хорошего органного зала к нам приезжает в лучшем случае третьеразрядный органист из Германии. А камерные коллективы там совсем не выступают. Есть и концертный зал, но программы симфонических концертов там лично для меня неинтересные. А гастрольные концерты по пальцам пересчитать можно. Владимир Спиваков – раз в год. Валерий Гергиев – раз в два года... Хотя вот недавно Новосибирск привозил в Омск «Реквием» Дж. Верди. И это действительно было событием в культурной жизни города.

Алексей Ложкин, депутат Омского городского Совета:

– Создание благоприятного морального фона в Омской области – как раз-таки задача власти. В нашем регионе очень много творческих людей, которые могли быть привлечены к культурному развитию области, но их почему-то блокируют.
Старания власти в вопросах культуры не должны быть однобокими – для конкретной категории омичей. Все помнят ситуацию с выступлением Надежды Бабкиной, когда молодая часть жителей города возмутилась подобным планом мероприятий. Необходимо учитывать интересы всех слоёв населения. Молодёжные мероприятия не должны быть столь топорными. Спросите молодёжь, что она хочет. Тогда и вырастем из уровня «чижика-пыжика». Не надо жаловаться – надо действовать. Как говорится, нечего на зеркало пенять.

Алеся Григорьева, президент Омской областной общественной организации «Сибирские многодетные семьи»:

– Меня тоже очень сильно удручает культурная жизнь Омска. Но меня огорчает совсем другое. Мне очень печально и грустно наблюдать за тем, как погибают насильственной смертью старые деревянные особняки, а на их месте вырастают мощные вульгарные БЕТОНИТЫ. Мне противно видеть город, увешанный рекламами мужских салонов. Конечно, мы социальный город, который заботиться о том, чтобы проститутки работали в тепле и уюте, но зачем же этим кичиться?! А в общем, если говорить о культурных учреждениях и их репертуаре, то я не была бы столь категорична. В провинциальности есть особая красота и душевное тепло. Мне очень нравятся концерты и мероприятия в сельских домах культуры. Там сохранилось то, что мы все давно потеряли – ИСКРЕННОСТЬ И ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ.

Вячеслав Эйрих, экс-менеджер «Зелёного острова»:

– Я согласен с Компанейщиковым, молодёжь уезжает, чиновники не дают развиваться талантливым и активным людям. Пристраивают своих бестолковых родственников на сладкие должности, чтобы те воровали бюджетные деньги, получали взятки и занимались самодурством. И это не только в департаменте культуры – это так везде, поэтому вывод один: полностью реформировать бюджетные организации и департаменты, администрации округов и управления! Слишком много бездельников сидят на шее городского бюджета! А работать из них умеет процентов 10.

Арсен Пономарёв, директор ООО «НоваТор»:

– Лично я в культурной жизни Омска не вижу ничего позитивного. Разве что кроме молодёжных контркультурных акций, которые проходят сами по себе – без поддержки властей. Не разделяю этот кипиш вокруг театров, приезда знаменитых дирижёров... «Чижик-пыжик» по сравнению с омскими постановками – это высшее искусство. А постановки омских театров – это колхоз. Художественная самодеятельность 30-40-летней давности и то была живее и интереснее.
Публика ведома. Чтобы её приобщить к культуре, нужно, во-первых, делать интересные вещи, а во-вторых, пиарить их – рассказывать о них людям. Знаете, откуда я узнаю о культурных событиях Омска? Читаю на сайте «БК55». Постфактум. Уже после того, как эти события прошли. Они проходят кулуарно, о них сообщают только людям из своего круга. Я, как обычный житель города, ни из уличных афиш, ни из рекламы об этих событиях узнать не могу. Их пропаганды в широких кругах нет вообще!

Владимир Конарев, омский режиссер:

– Меня удручает, что в Омске нет института кино, нет кинобизнеса. Профильная кафедра в ОмГУ разваливается. В этом году был фестиваль короткометражного кино «ОКНО», но это мероприятие, на мой взгляд, отдает «совдепом» – а хочется, чтобы было меньше «совдепа» и больше свежего, молодежного. Приятное исключение в этой сфере – фестиваль «Движение», который пройдет в сентябре, с нетерпением его жду. Хочется отметить и положительные тенденции в культурной жизни – к примеру, концерты на Ленина, после которых даже самые закоренелые критики местной власти ее хвалят. Если же говорить о театрах, глотком свежего воздуха становятся молодые частные объединения, которые выбирают необычные решения: к примеру, проводят читки пьес современных авторов, устраивают баттлы между театрами, проводят импровизационные шоу.

Светлана Широкова, руководитель студии восточного танца «Файруз» и индийского «Санам»:

– Наши минкульт, депкульт, управление культуры – в упор не хотят видеть, сколько замечательных коллективов есть в городе! Потому что им и не надо никого – по словам одного из работников депкульта – «У нас и так всё хорошо!» А выходит, не так уж и хорошо))))))
Взять хотя бы нашу СВТ «Файруз» – коллективу больше 10 лет, участвуем везде и всюду в социально значимых мероприятиях, многократные золотые лауреаты краевых, региональных и Международных конкурсов, даём благотворительные концерты в поддержку детей, которым требуется операция, в коллективе задействованы все возраста от 5 и до 50! И такие коллективы в Омске есть! И музыкальные, и хореографические, с интересными концертными программами, яркими  костюмами и номерами! Но «в депкульте всё хорошо». Может, потому что они кроме «чижика-пыжика» ничего и видеть не хотят, и не верят, что коллективы без какой бы то ни было городской поддержки способны творить чудеса?
Моё мнение – в Омске параллельно два пласта культуры))) Один – привычный чиновникам, коллективы и руководители, горюющие на бюджете и без всякой мотивации для достижения творческих высот, и второй – самоокупаемые самодеятельные коллективы, мастерство которых уже давно приближено к профессиональному, но которые не хотят поддерживать.

Игорь Смирнов, экс-замдиректора Омского цирка, ныне – директор Волгоградского цирка:

– Лично меня удручает отсутствие ремонта в культурных заведениях Омска. Их ведь много в городе, и далеко не все они отремонтированы. Хотя должен сказать, что в Омске в этом отношении хоть какая-то работа идет.

Татьяна Торшина, преподаватель класса скрипки в Детской школе искусств №4 им. Ю. Вострелова в г. Омске:

– Я бы более оптимистично смотрела на культурную жизнь Омска. Все-таки что-то городские власти в этом отношении стараются делать. Талантливых детей точно поддерживают, организовывают, к примеру, конкурсы для них – городские и областные.  Здание нашей школы искусств, к примеру, отреставрировали. Правда, кабинетов свободных для занятий частенько у нас не хватает. Не всегда получается найти свободное помещение в удобное время. Да и нотную библиотеку хотелось бы побогаче.

Владимир Семенов, руководитель Федерации танцевального спорта в Омской области:

– В культурной жизни Омска удручает только одно: город все больше и больше становится провинциальным. Люди, добившиеся хоть каких-то результатов – уезжают. Уезжают дети, лучшие наши выпускники. Отправляются в Москву и Санкт-Петербург. Остаются только те, кто не может на это претендовать или не имеет такой финансовой возможности. И это, безусловно, сказывается на культурной среде города.

Виктор Стручаев, депутат Заксобрания Омской области:

– Прочитал интервью Компанейщикова, о котором все говорят. Мне удивительно слышать критику не последнего человека из правительства о правительстве, но замечу, что она справедлива. Культура носит не только развлекательный характер, требуя бесконечного вливания бюджетных средств «чтобы просто это было», культура может и сама приносить хорошие дивиденды. Кружки, самодеятельность – это, конечно, хорошо, но что еще? В омском регионе много талантливых ребят, которые скоро уедут. Они бы и рады воплотить свои творческие амбиции и реализовать таланты, но приходится доказывать, что искусство – это классно, что городскому пространству нужны свежие идеи, современные взгляды. Они сталкиваются со стражами бюрократии, начиная от работников сельских Домов культуры, заканчивая Правительством Омской области. Творческие люди хотят заниматься творчеством, а не обиванием порогов «кабминов». Люди всегда будут хотеть «хлеба и зрелищ». Давайте не упускать амбициозных людей, давайте создадим площадку для развития творческого предпринимательства, чтобы показывать омичам искусство во всем его многообразии: музыка, кино, живопись и тд.

Ирина Бумагина, омский дизайнер:

-С Владимиром Борисовичем сложно не согласиться. Культурные проекты у нас действительно финансируются странным образом. На Омскую крепость потрачены безумные деньги, но она как была "мертвой", так "мертвой" и останется. Единственная душа в ней - музей "Искусство Омска", всё остальное совершенно несовместимо с сегодняшним днём. Да, национальный русский колорит сейчас в моде, но время не стоит на месте и каждая идея, каждый рукотворный приём должен перерабатываться, находить новые формы. А у нас, в центре города, по прежнему продают бересту, которая никому давно уже не интересна. Повторюсь, не конкретная техника, а то, как это сделано. Да, всё это представляет ценность в музее, когда этим произведениям искусства уже много лет, но зачем сейчас продолжать делать одно и то же.
Я очень люблю Омск, но также считаю, что мы никогда не выберемся из сложившегося "болота", если будут поддерживаться давно устаревшие пути; если поддержка будет оказываться всё также формально, тем, кому много лет помогают, а остальных как и не существует.
К счастью в Омске сейчас очень много творческой, яркой молодежи, которая создаёт потрясающие проекты и меняет город. Но делается это всё не с помощью правительства, а чаще всего вопреки.
На устах большинства, классическая фраза: не помогаете, так хоть не мешайте.Это очень и очень грустно!
И всё же я очень надеюсь, что с новым губернатором в Омск придёт свежий воздух и нас наконец увидят и услышат.

Сетевое издание БК55

Свидетельство: ЭЛ № ФС 77-60277 выдано 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич

CopyRight © 2008-2014 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
Главный редактор - Сусликов Сергей Сергеевич.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г.Омск, ул. Декабристов, 45/1, 2 этаж, тел.: (3812) 399-087
e-mail: bk55@tries55.ru

Рекламный отдел: (3812) 309-089, 309-121
e-mail: rakurs@tries55.ru, pressa@tries55.ru
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru