Новости. Омск
bk55.ru

Эдуард Сафронов: «Основная «работа» омских автобусов – загрязнять воздух»

08-08-2018 17:11:26

Профессор СибАДИ порассуждал о том, как преобразовать транспортную сеть города, чтобы снизить нагрузку на экологию.

– Как вы охарактеризуете транспортную систему Омска в целом?

– Она устарела морально и физически, над ней уже давно никто не работал. Метро мы строим больше 30 лет, закопали больше 20 миллиардов... Нет серьезного подхода: запланировали – сделали в срок. Постоянные нарушения, отходы. Между тем, работу надо начинать с генплана: его не корректировали 10 лет, это нарушение Градостроительного кодекса РФ.

– Какие решения, принятые в прошлом в сфере транспорта, отравляют сегодня жизнь омичам?

– Исторически в городе в первую очередь развивали и поддерживали автобус. Объемы, в которых этот вид транспорта присутствовал тогда и сейчас, не отвечают современным стандартам, идет значительное превышение. В те годы, когда у нас не было ни газелей, ни легкового транспорта, автобусы перевозили 75% пассажиров – это очень плохо с точки зрения экологии.

– Как с годами изменилась расстановка сил в мире омского транспорта – личного и общественного?

– По нашим подсчетам, около 50% – индивидуальный транспорт. Из второй части только половина – муниципальный транспорт, остальное – частные перевозчики. С появлением частного перевозчика, которым мы так и не научились управлять, ситуация ухудшилась. Стало больше ДТП, ведь водители «Газелей» являются самыми опасными участниками движения.  

– Расскажите, как автобусы вредят омской экологии.

– Мы со студентами подсчитали, что каждые сутки автотранспорт выбрасывает 60 тонн загрязняющих веществ. Город постоянно дышит газами, которые находятся в зоне тротуаров и улиц. Получается, основная «работа» автобуса – загрязнять главные магистрали города, а ведь там живет основная масса омичей.

– Насколько кардинально нужно свернуть с этого пути, чтобы спасти горожан?

– Еще в нашей старой системе были такие продвинутые города, как Харьков, там 75% пассажиров ездили на электротранспорте. В первую очередь – на трамваях.

– Есть ли шансы у Омска стать таким же продвинутым городом?

– Новое руководство говорит: мы не знаем ситуации, мы не видим предложений. Но четыре года назад этим вопросом занимался бывший губернатор Назаров, и была разработана концепция развития легкорельсового транспорта (ЛРТ). Проект создавало московское агентство по развитию городской среды при участии американского специалиста, академика Вучика. Это авторитет мирового уровня.

– И в чем суть этого проекта?

– Речь идет о постройке с использованием существующих объектов метро и метромоста сети скоростных линий протяженностью 80 км. И тогда на этих линиях будет ездить 70% населения. Остальной транспорт будет подвозящим. Освободятся дороги, уменьшится износ, снизятся затраты на содержание покрытия. Основная нагрузка пойдет на трамвай. В Европе такая схема с успехом применяется уже много лет. Во Франции 25 городов одновременно строят линии ЛРТ.

– Проект, созданный для Омска, покрывает все территории, он удобен для жителей даже удаленных районов?

– Была недоработка: мы добавили Старый Кировск. Вместо 80 км линий получилось 100 км.

– Сколько же средств потребуется на реализацию столь смелого проекта? Или хотя бы его части.

– Приведу некоторые цифры: по данным разработчиков, пуск ЛРТ от Рокоссовского до вокзала с проходом через метро и метромост (20 км линий) обойдется в 10 миллиардов рублей, на реализацию этой части уйдет три года.

– Но пока разговоров о запуске такого транспорта нет, и омичи грустят, что в городе нет метро...

– Между тем тяжелое метро образца 30-х годов для городов с населением до 3-4 млн человек не подходит, оно не будет окупаться. Это слишком дорого, в последние годы произошли изменения в экономике, материалы подорожали. Окупается разве что московское метро, на которое идет самая большая нагрузка в мире. Тяжелое метро давно устарело, выход для городов вроде Омска – скоростной трамвай. Нам надо выходить на самые современные виды подвижного состава. 

– Получается, Виктор Назаров, перестав быть губернатором, бросил проект с ЛРТ на произвол судьбы?

– Более того, два наших депутата, Назаров и Голушко, участвовали в этих разработках, но теперь они помалкивают – ни звука. Никакой преемственности. А новые руководители говорят: «Нам нужны годы». Со специалистами не общаются, никаких обсуждений нет. Подход должен быть другим. Нужно прислушаться к специалистам, заняться генпланом. Об этом же говорил во время своего визита Мутко. Мол, когда появится концепция, вернемся к проблеме. Но концепция уже есть. Нельзя прекращать работы по совершенствованию города и его инфраструктур, главное богатство города – в его инфраструктуре.

– Теоретически, кто может выделить средства на реализацию столь крупномасштабного проекта?

– Ко мне приходил представитель чешской компании. Говорит: я хожу по министерствам, мне никто не отвечает. Писали письмо из Праги: мы будем вас финансировать под низкие европейские проценты, будем строить вагоны прямо в Омске и возводить пути, обеспечим не только Омск, но и всю Сибирь... В теории, китайцы хотели бы поучаствовать, им можно предложить взаимные контракты, к примеру, в области сельского хозяйства. Внутренних инвесторов, правда, я не знаю.

– А если говорить о федеральных средствах – здесь есть на что надеяться?

– Если в Омске возьмутся за возведение путей такой солидной протяженности, проект будет инновационным для всей России. И, думаю, как инновационный проект его вполне могли бы профинансировать из федерального бюджета...

Семен Петров

Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77-60277 выдан 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич

CopyRight © 2008-2014 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
Главный редактор - Сусликов Сергей Сергеевич.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: bk55@tries55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: rakurs@tries55.ru, pressa@tries55.ru
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru