Предпринимательство – дело рисковое. В реалиях омских настроений местный предприниматель вообще видится главным героем очередного произведения Оруэлла, эдаким борцом с системой и идеалистом, которого в конце истории ждет отнюдь не хеппи-энд.
Большинство тех самых героев-предпринимателей, наученные байками про бюрократов и подковерные игры с карманными победителями торгов и конкурсов, как может, сторонится любых контактов с властью во всех возможных проявлениях.
Вместе с тем в последние годы тема социального предпринимательства все чаще всплывает как в публичных выступлениях омской власти, так и в новостных сюжетах местных СМИ. Практически на всех важнейших федеральных площадках наш регион рассказывает о своих успехах на поприще социального бизнеса и позиционирует себя флагманом его развития в стране.
Совсем скоро, 18 октября, в Омске пройдет VIII Международный форум социальных предпринимателей и инвесторов «ИННОСИБ-2018», а в сентябре-октябре начнут работу сразу две бесплатные образовательные программы: Школа социального предпринимательства и Школа социальных инноваций.
С чем же связано такое пристальное внимание власти к социальному предпринимательству и кто он, этот непонятный, но популярный в регионе предприниматель?
Для начала посмотрим на законодательство. Оно определяет социального предпринимателя как бизнесмена в социальной сфере (образование, социально-бытовые услуги, здравоохранение, культура и искусство, спорт, туризм...) либо работодателя, который предоставляет места для определенных категорий граждан: выпускников детских домов, матерей с детьми до 7 лет, инвалидов, пенсионеров и т.д.
В том же самом нормативном документе содержится и информация о структуре поддержки предпринимательства. Для социальных предпринимателей это Центр инноваций социальной сферы. И тут всплывают интересные факты.
Во-первых, Омский ЦИСС – организация общественная и в структуру органов власти не входит. Во-вторых, прообразом структуры поддержки социального предпринимательства для федерального законодательства стали те самые омские общественники.
Комментарий Сербиной Ирины Владимировны, руководителя ОРОО «ЦИСС»:
«Наша история как ЦИССа началась со Школы социального предпринимательства. Мы запустили этот проект в 2011 году, имея уже достаточный опыт как общественная организация. Уникальность была в том, что для нас образовательный блок – это инструмент. Цель же совсем другая: мы помогаем реализовать проекты, которые слушатели Школы создают, используя наши знания. Обучение, индивидуальные консультации, менторские сессии, стажировочные площадки – все эти инструменты помогают наложить участникам теорию на практику, что позволяет увидеть реальную перспективу проекта и его риски.
Проект спустя год заметили в Москве и в скором времени на заседании Агентства стратегических инициатив под председательством В.В. Путина рекомендовали к тиражированию. На сегодня такие Центры работают в 22 регионах, еще несколько готовятся к открытию».
Итак, инфраструктура есть, предприниматели есть, причем тут власть, и зачем это ей? Ответ можно найти и в цифрах, и в целях социального предпринимательства.
Немного о цифрах на конкретном примере. Несколько лет назад в области была острая проблема с местами в пансионатах для пожилых, очередь достигала 600 человек. Создание одного места в государственном учреждении, по разным оценкам, колебалось от 600 до 800 тысяч рублей. Содержание одного пенсионера в таком заведении обходилось государству в 28 тысяч рублей ежемесячно.
Среди выпускников Омской школы социального предпринимательства появился один, готовый организовать частный пансионат в одном из районов области. После ряда переговоров в разных форматах между ЦИССом, властью и предпринимателем, региональными ведомствами были организованы следующие формы поддержки:
– софинансирование на создание и деятельность частных пансионатов в объеме до 5 млн рублей;
– возмещение предпринимателю 14 тысяч рублей ежемесячно за каждого пенсионера, получающего услуги.
В среднем каждый частный пансионат вмещает от 20 до 40 человек. Возьмем по минимуму. Если бы государство решилось создать пансионат на 20 мест, оно бы израсходовало на эту затею 12-16 млн рублей. Ежегодно содержание такого учреждения обходилось бы в 6 720 тысяч рублей.
Предприниматель же получает на организацию такого пансионата максимально 5 млн рублей, а ежегодно ему выделяется 3 360 тысяч рублей. Экономия на создание 7-11 млн рублей, экономия на обслуживание – порядка 3,5 млн рублей ежегодно.
Поговорим о смысле. Как сказали нам в ЦИССе, социальным называется предпринимательство, которое решает или смягчает социальные проблемы на определенной территории.
В Омске и области достаточно много проблем, скрывать тут нечего. Работать с ними – задача местной власти и государства в целом, которому мы, за это в том числе, платим налоги и сборы. И тут появляется социальный предприниматель, готовый государству помочь.
Как известно, смотреть на огонь, красивых женщин и то, как работают другие, можно вечно. Смотреть на предпринимателя, который работает за тебя, приятно вдвойне. В этом случае задача власти от решения конкретных проблем меняется на создание условий к их решению, к появлению инициативы.
С государством разобрались, теперь вопрос к предпринимателю: зачем же ты, друг, полез в низкомаржинальную нишу?
Спрос рождает предложение, гласит предпринимательская мудрость. Спрос на условия жизни меняется вместе с изменением общества. Развитие детей, здоровье тела и духа, творчество и жизненный комфорт всегда будут актуальны, меняется только их форма.
А ведь именно этим и занимаются социальные предприниматели. С актуальными проектами омичей, опытом других регионов и стран нас обещают познакомить на ближайшем «ИННОСИБе» 18 октября. Организаторы обещают несколько новых форматов работы и 18 стран-участниц.
Регистрация на образовательные программы и VIII Международный форум социальных предпринимателей и инвесторов доступна на сайте cissinfo.ru и по тел.: 90-46-16.
Владислав Середа