Бывший священник, участвовавший в прошлом году в выборах в Горсовет, поделился своим взглядом на омскую политику, церковные дела и отношением к действующей власти.
Многие помнят, что в 2017 году отец Владимир баллотировался в городской парламент от партии «Справедливая Россия». О том, что епархия попыталась помешать ему в этом и затем священник вынужден был оставить службу, «БК55» много писал. Сейчас мы решили узнать у батюшки о его текущих делах и его мнение о том, что происходит в городе и стране.
– Владимир, как вы вообще решили участвовать в выборах?
– Выборы – это всегда поддержка народа. Я прослужил в церкви 25 лет и не занимался политикой. Никуда не лез и даже не знал, чем Горсовет отличается от Заксобрания. Я думал, что на выборы идут самые достойные. Мне предложили пойти на них прихожане. Если бы предложили сейчас, я бы сильно подумал, может, и отказался бы. Я тут не думал о чём-то плохом из-за своей наивности. А давление из-за моего согласия было не физическое, а в том, что руководители говорили: «Иди и забери заявление». Не надо, мол, на выборы идти. И аргумент – что с какого-то года служителям церкви не разрешается баллотироваться.
– А чем прихожане убедили вас баллотироваться?
– Они сказали: из города народ убегает. И цифры приводили. Образно говоря, к власти пришли буржуи. Они любят только всё материальное и их интересует только нажива. Нормальных людей во власти нет. Большинство депутатов – это представители партии «Единая Россия», как правило они какие-то бизнесмены. Поэтому прихожане хотели, чтобы я был депутатом, которому они доверяют. Я не думал, что будет такой скандал. Приезжал и Венедиктов меня защищать... Но в результате я пришёл к выводу, что депутатские места занимаются не просто так. Допустим, во многом заранее было понятно, кто будет председателем Горсовета. И за каждым депутатом – какое-то большое сообщество, которое финансирует его кампанию. Я эти подробности узнал, когда с этим столкнулся. Простому человеку трудно пробиться.
– После этого у вас ещё есть какие-то планы пойти на другие выборы?
– У меня таких планов нет. Я из простой крестьянской семьи. Поэтому с детства усвоил такую вещь: если тебя выдвигает народ, то надо идти. А если ты в деревне непопулярен и никто не выдвигает, то и не нужно лезть. Поэтому если только люди снова меня куда-то выдвинут, да даже просто плакат подержать – соглашусь. Когда в Омске были митинги против пенсионной реформы, я в каждом участвовал, и оттуда даже есть фотография, где я стою с плакатом. И хожу по сути на все митинги. Мне в этом плане нравится КПРФ. Она ведёт работу настойчиво и упорно, что, я считаю, правильно. Потому что пенсионная реформа – по своей сути подлая. Если ещё Сталин установил тот пенсионный возраст – это было совершенно правильно. Потому что у нас в стране люди в 50 и 60 лет уже больны.
– Так понимаю, священником вы уже после тех событий не работаете?
– Я объясню издалека. Церковь – это, по сути, малое государство, но мы этого не замечаем. Там есть свои нищие и свои олигархи и аристократы, богатые и бедные приходы. В сельских приходах священники вообще перебиваются с хлеба на квас. А есть и те, кто имеет по несколько машин. Это можно и просто из Интернета узнать. Не буду влезать в дебри, но меня мурыжили несколько месяцев, я кланялся, каялся, пока сам не решил: «Зачем мне всё это? Если я не ко двору, значит, не ко двору». И уволился по собственному желанию. Тем более у меня уже возраст – 65 лет. Как служил человек в армии и уходит в отставку.
– В чём были претензии?
– Мне говорили: «Иди читай акафисты. Молись дома. Мы подумаем насчёт тебя». Когда ушёл митрополит Феодосий, вообще многое поменялось. Из Ташкента приехало другое руководство. И начались новые порядки. Я в них уже не вписался. Сейчас я просто на пенсии.
То есть я не служу не потому, что не хочу, а потому, что не нужен. Случись это всё при владыке Феодосии, я бы служил хоть и в сельском приходе. Я просился ещё к одному епископу, но он мне ответил, что не может сделать ничего. Такая система.
И сейчас я вообще не могу прийти послужить разово ни в один храм. А после выборов мне вообще запретили заходить на территорию Крестовоздвиженского собора, где я раньше служил.
– Может, не только вы не вписались?
– Ещё вспомню отца Евгения. Он был такой заметный, высокий, добрый батюшка, у митрополита Феодосия он был кем-то вроде заместителя и настоятелем Христорождественского собора. Приехала новая команда из Ташкента и сразу его заменила. Так же был бухгалтер в соборе – сразу вместо него трёх своих бухгалтеров поставили. И так далее.
– А сделано ли при новом митрополите что-то хорошее?
– Хорошее всё равно есть. Что-то строится, что-то развивается. Но на мой взгляд, основной фундамент в епархии заложил Феодосий.
– А что думаете о той ситуации, когда епархии РПЦ были более крупными, а потом их взяли и раздробили?
– Ну знаете же выражение «Разделяй и властвуй»? Это опять же не моё дело, но когда сменился патриарх, то новый тоже стал продвигать везде своих людей. Но в подробности вдаваться не хочу.
– Что вы вообще думаете о ситуации в области?
– В целом, если к власти пришли буржуи, им всё равно, если не будут достроены метро или новый аэропорт. Обратите внимание – в больших городах строят церкви, а какие-то исторические храмы ещё времён Ивана Грозного в глубинке стоят невосстановленными и понемногу заваливаются. Почему? Причём в святых местах. И церковные служители больше заняты не духовными вопросами, а тем, какую машину получше купить. То есть материальный мир пропитывает и их.
В области же сейчас как ни хорохорились бы, но экономика уже не та, что при Манякине. Об этом можно судить по тому, что на реке почти нет судоходства. Посмотрите, сколько по деревням объектов развалено.
Показательны выбросы в воздух, когда всё время не могли найти виновного. Ещё про экологию – вдоль реки сколько труб, из которых сливается всякая гадость.
– Что можете сказать о попытках церкви Филарета на Украине добиться автокефалии?
– Я два года жил там в Свято-Успенском монастыре, был в Киево-Печерской лавре, во Флоровском монастыре. Когда-то были времена – батюшки сами строили и что-то делали. Сейчас они просто сидят, накапливают жирок и ищут возможностей больше черпать податей у прихожан. Постоянно стараются дружить с властями. Я же считаю, что священник должен быть и депутатом, и саблей иногда помахать, сражаться, потому что у нас было и Приднестровье, и бои на острове Даманском… Церковь должна быть воинствующей. При князьях, мне кажется, была немного другая церковь. И когда в реальности хлопнет гром, как сейчас, то уже поздно будет. Униаты начинали захватывать церкви там ещё в советские времена. Тогда же появился этот Филарет. Не просто же так всё произошло в одночасье. Униаты и бандеровцы – это же одно и то же. Они не рассуждают, а действуют. Просто приходят в церковь и всех выкидывают. Ставят своего униата.
Поэтому надо быть воинами Христовыми и действовать не только словом, но и кнутом, как Господь в ситуации изгнания торговцев из храма.