Вот уже 17 лет волонтер из Израиля и просто женщина с золотым сердцем дважды в год приезжает в Омск, чтобы помогать тем, кто острее других нуждается во внимании и любви.
5 декабря отмечается Всемирный день волонтеров. О ком написать к празднику? В Омске десятки, сотни замечательных людей, готовых дарить свое время ближним, совершая добрые поступки.
«Самое дорогое, что может дать человек – это время. Есть три вещи, которые нельзя вернуть: время, слово и дело. Где бы найти такой «банк», где выдают время, чтобы его хватало?»
Этим вопросом задается Рауха-Лилия Бен-Кики – урожденная финка, в десятилетнем возрасте переехавшая с родителями в Израиль. Там ее дом, там ее родные и друзья – а еще в США и Финляндии. Но ее любовь простирается гораздо дальше.
«Я так богата, просто богата. Не деньгами, а друзьями. Сидела бы я дома – бабушка 80 лет. Какие бы у меня были друзья? А так у меня друзья – до Хабаровска», – говорит медсестра с 40-летним стажем, работавшая с самыми тяжелыми больными.
В Омске женщину, от улыбки которой становится светло на душе, ласково называют Лилей. В Омск она ездит чаще, чем к сыну и внукам в Нью-Йорк. Самому маленькому внуку Лилии – 2,5 года, старшему – 27 лет. Насчет своих 80 лет преувеличивает: юбилей она встретит только в следующем году. Но эта история совсем не о годах, не о цифрах, а об огромном, всеобъемлющем сердце, в котором оказалось столько любви, что не делиться просто невозможно.
Откуда у Лилии друзья на Дальнем Востоке России и почему, по ее собственному выражению, «большая часть жизни» для нее – здесь, в Омске? Впервые она побывала в России в 1991 году. А потом вернулась, чтобы помогать.
«Первая поездка – до Владивостока и обратно. Не знала языка, общалась простыми фразами. Вернувшись, я говорила друзьям: «Что я видела – просто сердце болит. Нужно помогать». Но я просто пенсионерка... А подруга мне сказала: «Лиля, ты вернешься с контейнером и вещами». И добавила: «Иди домой, увидишь, что Бог делает».
«Это все не от меня. Просто я счастливая»
Биробиджан. Тридцатиградусные морозы. 14-летние дети сидят в помещении, на улицу не выходят. Лилия удивляется: у нее внук такого же возраста, разве может сорванец-подросток усидеть на месте?
«Если бы у меня было много денег, что бы вы попросили в первую очередь?» – спрашивает Лилия у начальника детского учреждения.
Он отвечает: «Теплые носки».
Оказывается, эта малость – то, чего не хватает подросткам, чтобы жить полноценной жизнью на замерзшем Дальнем Востоке.
Узнав о поездках Лилии в Россию, ее друзья из разных стран, люди, знавшие ее родителей, начинают, «как муравьи», собирать вещи. То, как сплоченно действуют люди, желая помочь жителям далекой страны и ответить на их нужды, которые по крупицам собирала Лилия, тщательно занося в свой список памперсы, ходунки, постельное белье и те самые теплые носки – хочется назвать чудом. Или высшим замыслом.
«Пишет моя подруга: есть полтонны спецпитания для нуждающихся. Для бабушек, у которых нет зубов, чтобы жевать, для детей. Я спрашиваю: «Сколько это стоит?» Отвечают: «Нисколько. Это подарок от организации, которая хочет помочь». Так и началось: первый контейнер, второй... Это не мои деньги, это всё не от меня. Можно сказать, я просто счастливая, раз все это получилось», – говорит Лилия.
«Вы будете помогать»
Мы подошли к важнейшему моменту: истории знакомства Лилии и Валерия Евстигнеева, на которого эта встреча повлияет так глубоко, что тот уйдет из бизнеса и займется благотворительностью. Что, ни много ни мало, повлияет на судьбу Омска, состоящего, как и многие другие города, из множества отдельных человеческих судеб и историй.
Немногим менее двадцати лет минуло с того дня, когда Валерий Алексеевич ехал в командировку в Усть-Илимск, на самый север Байкала. В Новосибирске к нему в купе подсела странная компания: люди, практически ничего не понимающие по-русски, с огромным количеством ручной клади. Валерий Евстигнеев даже принял их за челночников – но, как оказалось, они ехали в тот же Усть-Илимск. С миссией.
С Лилией Валерий Евстигнеев общался через переводчика. Когда она увидела его визитку с изображением колосьев (фирма, в которой он работал, занималась поставками муки), сразу подумала о том, что он будет помогать своему народу, кормить людей. И передала эти предположения переводчику, чтобы он озвучил их Валерию Алексеевичу. «Вы будете помогать бедным и голодным». Сейчас Лилия удивляется, насколько пророческими оказались эти слова.
Так Рауха-Лилия Бен-Кики стала приезжать в Омск. Валерию Евстигнееву она говорила – словно пророчила: «Вы будете кормить людей, лечить детей». Так Валерий Алексеевич ушел из бизнеса, так в Омске появилась «Радуга». Лилия ездит в Омск уже 17 лет, она – огромная часть «Радуги», человек, который отдает кусочек души каждому нуждающемуся, каждой семье, каждому ребенку.
«Мы были в одной из отдаленных деревень Тарского района, в социальном доме престарелых. Там люди лежали на грязных, скомканных матрасах... В одной из палат было 4 или 5 бабушек. Одну из них нам сказали не трогать: к тому моменту она уже несколько дней не ела, и персонал уже «записал» ее на тот свет. Бабулечка лежала, свернувшись калачиком, накрылась одеялом – глаз да нос торчит. Дышит да подглядывает. Лиля встает на колени, обнимает ее и со слезами начинает молиться. Приехали туда на следующий год, она говорит: хочу увидеть ту бабушку. Заходим в палату, бабушка сидит на табуреточке, сама кушает», – вспоминает Валерий Евстигнеев.
Побывав в том доме престарелых впервые, Лилия прислала первый контейнер с гуманитарной помощью. Там была одежда, обувь, постельное белье, даже шторы и скатерти на стол. Благодаря такой помощи это место получило новую жизнь.
«Война не нужна»
Когда Лилии было 2 месяца, она чуть не умерла. Семья тогда еще жила в Финляндии, шла советско-финская война. Когда прилетел советский самолет, мама с маленькой Лилей на руках бросилась в лес, чтобы спрятаться. Дом, к счастью, уцелел. А вот ребенок едва выжил: когда мама принесла посиневшую девочку домой, она еле дышала. На дворе-то зима.
«Никакая война не нужна. Надо решать проблемы путем мирных переговоров. Зачем воевать? Люди убивают друг друга, погибает молодежь. Я рада, что сейчас я здесь, в России, и могу помогать тем, кого моя страна считала врагами. У меня врагов нет. Здесь, в России, мой дом, мой теплый сибирский дом».
Лилия уверена: она выжила тогда, потому что у Бога есть для нее «чудесный план». Стать медсестрой она мечтала с 13 лет – выучилась и проработала 40 лет и ушла на пенсию. Но всё это, по мнению Лилии, было подготовкой к тому, что происходит сейчас.
Каждый свой приезд в Омск она старается провести максимально плодотворно: вместе с командой «Радуги» объезжает всю Омскую область, вплоть до самых отдаленных уголков, общается с семьями.
«Приезжаем в одну семью. Село Октябрьское, Горьковский район. Там папа и восьмилетний ребенок с ДЦП. Мама умерла, они одиноки. Пытались выяснить, в чем они нуждаются, а папа задумался, не смог сразу ответить... Записали, что необходимо, со слов врача. Сказали им, чтобы они звонили – хоть днем, хоть ночью. Это и есть «Радуга».
Сейчас самая большая мечта Лилии – чтобы наконец заработал омский детский хоспис «Дом радужного детства». Этот мальчик с ДЦП и многие другие дети могли бы уже быть здесь, проходить реабилитацию. «Кататься на пони!» – добавляет Лилия, особо выделяя этот важный для маленьких пациентов пункт.
Пони здесь тоже имеется.
«Быть волонтером – привилегия»
По прогнозам Валерия Евстигнеева, «Дом радужного детства» может открыть свои двери уже в этом году. Наконец построена котельная – это был последний шаг, необходимый для лицензирования. Соответствующие документы уже поданы, и по-настоящему европейский хоспис, напоминающий разноцветный сказочный домик и обустроенный с величайшей любовью к детям и людям вообще, откроет свои двери для тех, кто так этого ждет.
В хосписе поют птицы. Они тезки: всех зовут Кеша
Тактильные ощущения очень важны для детей, поэтому на стенах появились керамические украшения
А это невероятное панно хоспису подарили создатели керамической красоты из столицы
Разве догадаешься, что беседа происходит неподалеку от Омска?
Лилия тоже очень ждет – правда, грустит, что в этот раз придется уехать из Омска раньше, чем планировалось. Повод, к счастью, хороший: выяснилось, что из Нью-Йорка приедет сын с детьми, а значит, надо спешить домой встречать родных! В этот свой визит Лилия провела в Омске около полутора месяцев, но ей хотелось больше.
«Нужно делать полностью, до конца. Нельзя остановиться на полпути. Иногда трудно, утомительно. Но не надо быть усталым. Подарить миру такое место – словно родить ребенка. Есть трудности, ошибки, проблемы, вопросы. Но также это дает радость. Радость и мир на сердце – это главное. Вещи могут украсть, а радость – нет».
Мы спрашиваем Лилю: «Откуда в вас столько любви?»
Она говорит: «Бог меня так любит, почему бы не поделиться этой любовью?»
Мы хотим узнать: «Откуда в вас столько энергии?»
Она отвечает: «Наверное, Он дает».
Лилия добавляет, что в ее возрасте вполне могла бы сидеть дома, заниматься любимым рисованием – но на это нет времени, поэтому приходится запечатлевать действительность «ускоренно», с помощью фотоаппарата. «Может быть, лет в 90...» – рассуждает она.
«Я думаю, быть волонтером – привилегия. Делать не то, что должен, а то, что идет от сердца», – говорит Лилия.
В «Радуге» ее называют ангелом.
Текст: Юлия Ожерельева
Фото: Александр Катаев