Министр образования Омской области на круглом столе высказала официальную позицию властей об отмене выплат для родителей, которые перевели детей на семейное образование.
– Я никогда и нигде не высказывалась, что форма семейного образования плоха, и поэтому нужно её отменять. Она закреплена в федеральном законе об образовании, тут что-то комментировать смысла нет.
То, что нужно менять форму компенсации – прописано в том же законе. А именно: что размеры субвенции и нормативы на каждого обучающегося в муниципальном или государственном учреждении предполагают как раз финансирование для обучающихся как раз там. А не вне их. Могу зачитать письмо федерального Минобрнауки как раз на тему этого: «Учитывая, что Конституцией Российской Федерации гарантирована всеобщая бесплатность и доступность основного общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, родители, выбирая обучение в семейной форме, отказываются от образования в этих учреждениях. И принимают на себя в том числе обязательства, возникающие при семейной форме получения образования.
В части возможности оказания поддержки родителям при получении несовершеннолетним с целью реализации права человека на образование федеральными государственными органами … осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение и содержание лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством РФ в период получения ими образования.
Таким образом, учитывая, что РФ поддерживает различные формы образования и самообразования, именно это закреплено в законе, субъекты РФ в рамках имеющихся полномочий вправе предусмотреть оказание поддержки нуждающимся семьям при получении образования в семейной форме. Субъектом РФ может быть введена для этих семей компенсация в качестве меры соцподдержки. Полномочия по её предоставлению осуществляются самостоятельно за счёт средств субъекта».
Именно о том, что теперь это будет социальная поддержка, и был законопроект. В Заксобрании я сказала о том, что в течение первых трёх месяцев 2019 года в том числе через обсуждение в разном формате и с разными аудиториями, в том числе с теми, кто уже так обучает детей, и будет приниматься решение относительно того, какие категории семей будут получать эту адресную помощь. В каком объеме? Это всё предстоит сделать как раз в названное время.
Мы вообще меняем методику предоставления денег на семейное образование. Это не может быть в объёме субвенции на муниципальные школы, это может быть мера соцподдержки семье, родителям, которые выбрали эту форму. Это раз. Законопроект родился именно по итогам претензий Контрольно-счётной палаты, что это не может быть в общем объёме субвенций.
Если это мера соцподдержки, то тоже по закону она назначается по адресности и нуждаемости. Финансирование этой формы никто не отменяет. Речь шла о другом.
Сейчас компенсации выделяются на сумму порядка 140 миллионов рублей. После изменений эти деньги наше министерство также может направить на меры соцподдержки разным категориям. Есть бюджет областной системы образования, возможно, деньги будут там, на разные нужды, сейчас ответ на вопрос, куда они пойдут, не очевиден. Ведь никто ещё не предложил никакого другого варианта финансирования семейного образования.
Когда мне приписывают слова про «омичи не будут платить за обучение чужих детей» – это неправильно. Я этого никогда не произносила. Но это далее начало транслироваться, я лично прочитала это в комментариях у уважаемой мной многодетной матери Алеси Григорьевой в соцсети. Относительно же финансирования негосударственных школ... По закону, если школа или детский сад имеют лицензию, то мы даём им субсидию на то, чтобы родители могли меньше платить за обучение детей, если школа к нам обратится. Тут заявительный характер.