Иранское руководство заявило, что верховный лидер Исламской республики аятолла Али Хаменеи издал религиозное постановление (фетву), запрещающее ядерное оружие. Ранее он признал его разработку грехом. По словам пресс-секретаря иранского МИДа Рамина Мехманпараста, обязательное для исполнения официальным Тегераном решение аятоллы должно положить конец утверждениям Запада о военном характере ядерной программы Ирана.
Фетва духовного лидера стала ответом на обнародованный 14 января доклад группы американских ученых-ядерщиков «Стратегия США по нераспространению для изменяющегося Ближнего Востока», в котором утверждается, что к середине 2014 года иранцы станут обладателями атомной бомбы. Исследователи предупредили президента Обаму и конгрессменов, что необходимо спланировать силовую акцию против Ирана до того, как наступит «критическая отметка». Параллельно, как считает один из авторов доклада, руководитель американского Института исследований в области науки и международной безопасности Дэвид Олбрайт, следует усилить давление на Тегеран с помощью новых санкций. По данным американских экспертов, международные торгово-финансовые ограничения наносят Тегерану ежемесячный урон в размере $3-5 млрд. Особенно сильно бьет по иранской экономике нефтяное эмбарго – ЕС и Япония прекратили закупки полностью, Китай сократил их вдвое. Меры, направленные против конкретных лиц и организаций, причастных к атомной энергетике, менее эффективны – Иран научился их худо-бедно обходить, используя подставные компании.
Примечательно, что иранцы за последние три года пятикратно умножили свои запасы обогащенного урана. Поэтому в Вашингтоне хотят ужесточить режим санкций, доведя его фактически до полного эмбарго в отношении целых отраслей промышленности, ослабление которых грозит в перспективе обвалить всю иранскую экономику. Собственно, не все чисто и с фетвой аятоллы.
– Заявление аятоллы направлено исключительно на то, чтобы успокоить Запад и попытаться хотя бы отчасти смягчить бремя санкций, – говорит руководитель постоянной делегации Совета Федерации в Азиатской парламентской ассамблее Рудик Искужин. – Это чисто пропагандистский ход. Тем более, что новый глава Пентагона Чак Хэйгел известен как сторонник «мягкого диалога» с Тегераном.
– Можно предположить, как будет выглядеть дальнейшее развитие событий: в ответ на религиозное постановление Хаменеи когда-нибудь появится контр-фетва другого аятоллы регионального масштаба. При отсутствии единого иерархического центра для ислама это весьма характерно, – делится своим мнением руководитель Центра анализа ближневосточных конфликтов института США и Канады РАН Александр Шумилин. Он напомнил, что в исламе существует такое понятие как «недоверие к немусульманам и оправданность введения их в заблуждение ради великой цели», что является угодным Аллаху делом.
Игорь Федоров (по материалам газеты «Известия»)