Более четырех лет назад омич пешком вышел из родного города, имея в кармане 18 рублей мелочью. Он поставил себе цель – добраться до столицы, но эксперимент зашел гораздо дальше и захватил немало неизведанных уголков мира.
– Как вы начинали свой путь, страшно было?
– Когда в мае 2014-го я выходил из Омска, в моём маленьком рюкзаке было две футболки, сменное белье, булка хлеба и бутылка воды. Направлялся я в Москву. Это было чем-то вроде эксперимента с высокими ставками: а доберусь ли вообще? Конечно, страхи и сомнения были, но один из моих принципов – не давать страху принимать решения за тебя. Банально, но работает. Поэтому я просто шёл вперёд, хоть и боялся. Со временем страх отступал, а я продолжал движение. Мотивация, в общем-то, простая: желание получить ответы на вопросы вроде «А что там за горизонтом? И как далеко можно уйти по этой дороге?».
– Каким был ваш маршрут?
– За эти годы я побывал в Крыму, Абхазии, Грузии, проехал по России от Смоленска до Владивостока. Затем оттуда автостопом добрался до Малайзии через Китай, Вьетнам, Лаос и Таиланд. Полгода покатался по этим странам, а потом поехал обратно, тоже автостопом. Таиланд, Лаос, Китай, Монголия.
– Ваша сегодняшняя жизнь в Красноярске – передышка перед следующим рывком?
– Не сказать, что у меня за плечами грандиозное по масштабам путешествие, но мне пока хватило, чтоб остановиться на отдых и осмысление пережитого. Сейчас некоторое время сижу на месте с небольшими вылазками, но вряд ли это насовсем.
В Петербурге на Дворцовой площади
– Можно ли сказать, что к путешествию вас подтолкнуло нежелание оставаться в родном городе?
– Родился я в Омске, рос в «криминальном» районе в 90-е, с малых лет видел непотребства^ пьянство, наркомания, насилие. Сформировалось стойкое ощущение: благополучием здесь не пахнет. А вот свалкой, перегаром и перманентным страхом – очень даже. Естественным желанием было уйти из этих мест куда подальше, но я тогда был слишком мал. Потом мы с родителями переехали в деревню. Школу заканчивал я уже там, после нее поступил в городской вуз на математическую специальность (забегая вперед, скажу, что диплом мне пока ни разу не пригодился). Вернувшись в Омск, я жил там же, откуда меня увезли в детстве, и подзабытые впечатления быстро вернулись: за эти годы мало что изменилось. Но дело все же не в отношении к городу: со временем я понял, что необязательно жить так, как ты не хочешь. Речь о неких внутренних долгах, которые люди под влиянием окружения создают в своих головах, а затем верят в них и стремятся исполнить.
– Можете пояснить эту мысль?
– Порой мне говорили что-то вроде: «Ты должен жениться и наделать детей». В такие моменты я искренне не понимал, кому я должен и почему? Понятия «должен» и «хочу» совпадают редко, и зачастую это делает людей несчастными. Но ведь можно не создавать для себя внутренние долги, подумал я. Или придумать что-нибудь поинтереснее. И потом, кому какое дело, как я проживаю свою жизнь? Тем более что я не ставлю деструктивных целей и не собираюсь намеренно причинять кому-то вред. Каждый волен делать свой выбор и получать соответствующие последствия.
Бывают и такие ночевки (где-то в Забайкалье)
– Вы решили путешествовать, чтобы обрести себя? А может, убежать от чего-то?
– Найти себя? Возможно. Чёткого ответа я дать не могу. Дорога меня позвала, и я пошёл. Я не любитель пафосных речей: мне просто интересно бывать в новых местах, потому и путешествую. Что касается побега, я убедился в том, что внутренние проблемы ты в любом случае берешь с собой, и они не решаются простой сменой обстановки. Пока есть элемент новизны, они прячутся, но всплывают снова. И приходится-таки их решать. То есть, если вы думаете, что, уехав в другой город или страну, вы будете жить по-другому, то имейте в виду: ничего подобного. Достаточно быстро у вас будут ровно те же проблемы, что и раньше, просто вы будете в другом месте. Правда, когда мир становится шире, чем был, появляется и больше возможностей для работы над собой. Меняется контекст мышления и угол зрения, и можно увидеть в себе то, что раньше не получалось.
Сигнахи, Грузия. Также известен как «Город любви»
– Что поразило вас в начале вашего пути?
- Оказалось, что существует достаточно много людей, готовых бескорыстно помочь, особенно если дело касается какой-то мелочи. Например, подвезти бесплатно на какое-то расстояние, угостить едой или что-то подарить. Но речь не только о мелочах: в Бангкоке, к примеру, мы покупали газовый баллон для портативной горелки, а продавец взял и подарил нам новую горелку. В Батуми мы шли по улице, погода была так себе, нас окликнула девушка на крыльце дома. Выяснилось, что её дедушка любит поговорить с путешественниками, нас накормили, угостили чачей и выделили комнату бесплатно. Мы отдохнули там пару дней и двинулись дальше.
– Что чувствуешь, когда берешь что-то у малознакомых людей?
– Конечно, на это можно смотреть как на паразитизм или нахлебничество, но я и сам за всю жизнь часто так же бескорыстно помогал другим людям, поэтому воспринимал это без лишней рефлексии. Да и где-то в половине таких случаев отказом можно оскорбить человека. Или отказаться вовсе невозможно. Понятно, что всерьёз рассчитывать на чужую доброту не стоит и нужно надеяться на свои силы, но такие неожиданные проявления неравнодушия – это всегда удивительно.
Привал у Байкала на пути из Красноярска во Владивосток
– В процессе путешествия вы придумали, как зарабатывать?
– Обычно у меня есть с собой музыкальный инструмент, барабан либо гитара, поэтому можно положить шляпу и поиграть на улице в большом городе, сколько-нибудь денег наберётся. Однажды в Тбилиси играл на пятилитровой бутылке воды барабанными палочками – прохожие оценили. В Москве подрабатывал курьером. В Юго-Восточной Азии играл на улицах и продавал открытки. Нетрудно устроиться на временную работу: помочь со сборкой урожая, поправить забор, наколоть дров в деревне... Вариантов всегда достаточно, было бы желание. А можно и задержаться где-нибудь подольше, поработать, подкопить – и двигаться дальше. Вообще моя позиция такова: есть деньги – хорошо. Нет денег – не беда.
– Наверное, вам на пути встречалось немало живописных видов. Какие особенно впечатлили?
– Впечатлило море в первый раз: трудно описать, чем именно оно удивляет, но врезается в память глубоко. Тогда я прожил на побережье в общей сложности четыре месяца – Сочи, дикий пляж под Анапой, Севастополь... Очень понравилась природа в Грузии, запомнилась дорога, которая проходит высоко в горах между снежных вершин, и периодически с неё открываются потрясающие виды. В Китае, в провинции Сычуань, горы ещё более впечатляющие. Я бы даже сказал, поразительные. Ещё выше, ещё мощнее. От размеров этих громадин действительно захватывает дух.
По пути из России в Грузию
– Что вы уже успели обрести в дороге?
– Когда путешествуешь, в единицу времени происходит гораздо больше уникальных событий, нежели во время оседлой жизни. Вот и получается, что помимо всего прочего, путешествие – это ещё и удлинение жизни путём её интенсификации, как говорит известный путешественник Антон Кротов. Обрел я множество новых людей, часть из которых теперь составляет костяк моего постоянного окружения. Опыт, знания. Мой мир стал гораздо шире, и теперь лучше чувствуются его истинные размеры. Вот можете ли вы понять, насколько далеко от Омска Куала-Лумпур? По себе знаю, что способ «посмотреть на карте и попытаться представить расстояние» не дает понимания масштабов. А когда проезжаешь это расстояние по земле (перелёт на самолёте не даёт такого эффекта), то осознаёшь, как это далеко и насколько на самом деле планета больше твоих представлений о ней. После этих открытий и сопоставления своих размеров с планетарными величинами уже не так просто считать себя пупом Земли.
Юлия Ожерельева
Фотографии предоставлены героем публикации