Экс-губернатор Леонид Полежаев объявил о разработке проекта восстановления Ильинского собора.
Наши благочестивые предки возвели этот храм в 1789 г. в честь Ильи, небесного покровителя Омска, на горке, прямо в центре города.
«Хочется надеяться, что символом этого освобождения наряду с воссозданными Успенским и Воскресенским соборами станет и возрожденный Свято-Ильинский собор. Нам, омичам – современникам эпохи – судьбой предназначено это сделать: снять с города грех некогда принятого богоборческого решения, не судя строго людей за это действие. Не мы им судьи. Благородное желание воссоздать собор должно быть понято и принято жителями города», – отметил бывший руководитель области.
Готовы ли Вы внести пожертвования на возрождение омской святыни? Кому бы вы доверили свои деньги? И почему?
Наталья Чайка, президент федерации кинологического спорта Омской области, руководитель центра канистерапии «Лапу, друг!»:
– Вопрос благотворительности у каждого человека имеет свое понимание. Я, пожалуй, буду жёсткой или жестокой, но в моем понимании помощь, пожертвование, благотворительность будет иметь более конкретный, личностный подход. Я помогаю и помогу человеку нуждающемуся, ребёнку, животному, и буду очень рада, что мой вклад очень помог именно конкретному человеку или существу. На возведение храмов я, пожалуй, ещё не готова жертвовать. Я – человек верующий, но вера – она у каждого, наверное, там, внутри. И не всегда она выражается в стенах чего-либо.
Сергей Сусликов, главный редактор журнала «Бизнес-курс»:
– Обязательно пожертвую! Доверяю Леониду Полежаеву: для него это сейчас дело жизни. Надеюсь, что благочестивые предки, построившие когда-то храм Ильи-пророка, покровителя омичей, не будут в претензии, если Леонид Константинович «подвинет» стройку, чтобы сохранить памятник Ильичу на том же месте, где он сейчас стоит. Замечу, что храм, как и памятник Ленину – не просто культовые объекты, это еще и история Омска. А её нужно уважать! Кстати, это одно из немногих еще оставшихся преимуществ Третьей Столицы – ее история. В остальном мы безнадежно проиграли и Новосибу, и Красноярску, и дажу Алтаю.
Теперь про новодел. Да... сегодня это новодел, а через сто лет – намоленный храм. Полагаю, если удастся и церковь Ильи-пророка возвести, и памятник Ленину сохранить, то этот пятачок земли на Ильинской горке станет уникальным не только для нас, ныне живущих в Омске, но и для всей России как некий символ Примирения... Да и для туристов это место станет интересным.
И последнее. Чтобы сделать то, о чем я сказал выше, нынешнему главе региона нужно проявить Волю... Но как раз здесь-то я и вижу главную проблему для проекта Полежаева, который в бытность губернатором волевым решением возвел Успенский собор вместо фонтана, злачного местечка, где потомкам тех самых «благочестивых» предков нравилось устраивать танцы, пить прямо «из горла», справляя нужду тут же, в парке, на задворках компании «Акция».
Наталья Виташевская, актриса Лицейского театра:
– Всё это напоминает некое коллекционирование храмов господином Полежаевым. Ну тогда пусть и возрождает сам. Думаю, финансовое положение позволяет ему сделать это. А я лучше пойду и хлеба куплю.
Александр Кузюков, паралимпиец:
– Воссоздание Свято-Ильинского собора – это историческая справедливость. Весь вопрос в том, что строительство храма будет проводиться на месте памятника Ленину, а это может вызвать споры и разногласия у жителей города. Избежать этого можно только при условии переноса памятника в удачное место, которое будет соответствовать значимости этой личности и устроит омичей. Сейчас многие горожане с коммунистическими взглядами являются людьми православными и понимают, что в целом эта инициатива очень правильная. Просто хочется, чтобы такие добрые намерения не были омрачены рознью, тем более что всегда есть достойные пути решения. И понимая, как ликует сердце, когда находишься вблизи исторических зданий и красивых храмов, хочется, чтобы эти пути были найдены. А что касается того, кому бы я доверил деньги: думаю, только в храмы.
Татьяна Нагибина, председатель омского отделения партии «Яблоко»:
– Конечно, храмы – это красиво, но строительством одних храмов грехи не замолить. Хоть тысячи их построй. Жертвовать я не буду. Достаточно население Омска жертвует на всё с таким уровнем зарплат. Если ему так хочется строить, пусть сам жертвует. Но лучше бы он пожертвовал на омское метро, на аэропорт Федоровка, вернул санаторий «Рассвет» работникам НПЗ и поликлинику, которая всегда принадлежала Нефтезаводу. На это и на многое другое, что сделало наш город непривлекательным, особенно для молодёжи. И неудобным для жизни.
Юрий Шиян, предприниматель:
– Как человек, не близкий к религии, я считаю, что это дело верующих: пусть ищут средства, скидываются. Власть, в свою очередь, из уважения к вере должна помочь со всеми земельными и иными формальностями. А финансы – только со стороны верующих.
Игорь Басов, общественник:
– Нет, считаю передачу данного земельного участка РПЦ не основанной на законе и предлагаю мэру города с депутатами Городского совета сделать всё для возвращения его в муниципальную собственность и для дальнейшего эффективного использования в целях пополнения бюджета города. А все культовые сооружения, я считаю, нужно разрешать строить только на окраинах города с целью предотвращения разжигания межрелигиозных конфликтов.
Сергей Костарев, эколог:
– Я не готов жертвовать на собор, кто бы его ни восстанавливал, и в целом не поддерживаю эту идею. Во-первых, на этом месте хороший сквер, а я всегда за сквер, а не за здание в центре города. Во-вторых, я агностик, потому для меня «восстановленный собор» – это новое здание, и ничего больше.
Алексей Платонов, генеральный директор салонов сотовой связи iZЮМ
– Для себя я отделил веру от религии. Храм как символ той или иной религиозной обособленности воссоздается религиозной общиной. Лично меня во всей этой «богоборческой» истории интересует, на фундаментах каких храмов строились те или иные храмы? С кем боролись те, кто разрушили более ранние традиции и увели людей еще дальше от истины? Нужно восстанавливать храмы в исконно русских традициях или пришедших к нам с Запада? Храмы православные или христианские?
Суть не в возрождении храма, а в возрождении веры, храма Души, разрушить который может лишь сам человек.
Евгений Рабинович, председатель Омского областного общества защиты прав потребителей «Щит»:
– Я считаю, что у нас есть гораздо более серьезные проблемы, чем строительство храмов и их возрождение. У нас их достаточно много, и все, кто желает, может их посетить, поэтому я бы не согласился участвовать в этой акции. Считаю, что деньги нужно направить совершенно в другую сторону, более нуждающимся.
Татьяна Шнейдер, общественница, член федерального политсовета партии «Яблоко»:
– Что касается лично меня, денег бы не пожертвовала. Я предпочитаю основываться на реальных потребностях и жить согласно современным реалиям. Безусловно, я немного утрирую, но, на мой взгляд, храмы это хорошо тогда, когда люди могут нести туда ноги, не падая от голода.
Духовность – это, безусловно, вещь важная, но давайте не забывать и о мирском. Ни в коем случае не хотелось бы задеть чувства верующих, но, на мой взгляд, православному человеку в нашем городе есть куда пойти и помолиться. Кто-кто, а верующий человек в Омске никоим образом не притеснён. Если говорить честно, то скорости, с которой в городе восстанавливаются храмы, можно только позавидовать. Но согласитесь, немного коробит, когда оказавшись в восстановленном Успенском соборе и в доме духовности, на входе размещается «благодарственная доска». Казалось бы, благотворительность должна быть тихой и скромной, а тут просто глаз режет от пафоса и приторной «благодарности».
А что касается того, что мнения омичей для восстановления собора не так уж и важны, это да. Тут всё верно. Мнения омичей по традиции не особо учитываются, что при повышении платы за проезд, что при уводе «Сибнефти» из региона.
Игорь Коновалов, краевед, зампредседателя Омского отделения ВООПиК:
– Я бы дал деньги на предварительное изучение территории. И дал бы тому, кто его бы провёл. Леонид Константинович не обозначает разницу между новым строительством и восстановлением. Я говорил с архитектором, который занимается этой задачей. И на Воскресенском соборе у нас были разногласия аналогичные. Но это не было публично.
Леонид Константинович готов его двигать куда угодно, с точки зрения восстановления это исторически недостоверно. Если восстанавливать – то его нужно восстанавливать на своём месте. А он хочет заниматься новым строительством, то есть просто построить церковь, которую он считает возможным построить где угодно. То есть он говорит: «Ладно, мы её подвинем» – но тогда это не восстановление. Это новое строительство. Тогда по этой логике её можно построить вообще в другом месте. Вот у меня сомнения с точки зрения методологии реставрации.
Я – за восстановление Ильинской церкви, не за новое строительство похожего здания, по сути, на другом месте. Пока не проведены раскопки, габариты здания, его местоположение известны приблизительно. Чертежи делались по фотографиям с какой-то степенью погрешности.
Александр Кравец, первый секретарь Омского обкома КПРФ, депутат Госдумы:
– У Полежаева два пунктика, и они взаимосвязаны: Колчак и культовые сооружения. Что касается первого, то ему памятники есть по всей Омской области – могилы омичей, крестьян, мирных жителей, которых в период своего правления Колчак приказывал сжигать, закапывать заживо, расстреливать без суда и следствия. Второй пункт Полежаева – культовые сооружения. Видимо, он, оглядываясь на своё более чем 20-летнее руководство нашим регионом, понимает, что ничего другого уже не остаётся. Грехи его перед областью и омичами, я имею в виду, конечно же, экономику, промышленность, сельское хозяйство и другие отрасли – неисчислимы и непростительны.
То, что мы имеем сегодня такую демографическую ситуацию, такой отток населения из региона – и благодаря Полежаеву тоже. Он и никто другой заложил эту мину замедленного действия. В иные времена он замаливал бы эти свои грехи в местах «не столь отдалённых». А он, предлагая каждый год очередной проект очередного храма, надеется ими замолить свои чёрные дела. Только я уверен, что деньги, на которые будут возводиться все эти новоделы – церкви-храмы-соборы – неправедные, и любой верующий скажет, что не богоугодное дело задумал Полежаев. Впрочем, чего ещё ждать от духовного наследника Колчака?
Александр Лихачёв, председатель Омского областного общества защиты прав потребителей в сфере ЖКХ:
– Первое. На это строительство я бы деньги однозначно не пожертвовал, так как я считаю, что сложился уже архитектурный ансамбль и менять там ничего не надо.
Второе. Число культовых объектов в центральной части города достаточное.
Но собранные деньги бы я однозначно доверил Полежаеву, поскольку считаю, что всё, что он делает – это действительно его душевный порыв.
Альфия Сайбулина, неравнодушная омичка, экс-директор Омского русского народного хора:
– Я бы пожертвовала на Свято-Ильинский собор, но надо бы проект посмотреть. Не знала, что Леонид Константинович у нас теперь строитель и реализует такую идею. Была не в курсе и узнала об этом от вас. Мало, видимо, интересуюсь последними новостями города, надо почаще это делать. А вот насчет кому бы еще доверила средства – тоже надо смотреть. Нет универсальной формулы в данном случае.
Андрей Рудаков, политолог:
– Я бы запретил строительство культовых сооружений на территории парков и скверов. А там – именно сквер. Крупные города всегда страдают от сложных экологических условий, а Омск в особенности. Застройка подобных мест – преступление в отношении жителей города.
На частные пожертвования на пустыре на окраине – их личное дело, пусть строят. Но здесь центр, перегруженный транспортом и выхлопными газами.
Дмитрий Петренко, депутат Омского городского Совета от КПРФ:
– Я каждый месяц из своей зарплаты часть жертвую на благотворительность, но последнее, на что я пожертвую деньги, будет ещё один собор. Пенсионерам есть нечего, детские пособия вызывают смех сквозь слезы, тарифы для населения всё выше и выше. В детских клубах плесень на потолке.
Исполнительная власть совсем совесть потеряла, вот сегодня, к примеру, на комиссии по ПЗЗ был вопрос о переводе в другую категорию земли под картодромом, который хотят снести и построить гостиницу. От федерации автоспорта предлагалось перевести землю в категорию спортивных объектов и защитить существующий картодром. Так мы, депутаты, кучно, 7 человек, голосовали «за», но пара депутатов и все сотрудники мэрии в комиссии голосовали против! И Фабрициус со Шлеменко, отстаивающие право детей на спорт, их мало интересуют. Вопрос не прошёл, картодром будут сносить.
Так вот, я против храмов, в которые потом побегут граждане грехи замаливать за такие голосования. Пусть лучше с тяжестью таких решений на душе походят.
Дмитрий Лицкевич, депутат Горсовета от «Единой России», исполнительный директор ООО «СпецТехСтрой»:
– Я разговаривал со священнослужителями, они говорили, что необходимо это восстановление, потому что Илья-пророк является покровителем Омска. Тем более, если не ошибаюсь, это был первый каменный храм в городе. Дело хорошее, но вот как он впишется в современную инфраструктуру, нынешний пейзаж – большой вопрос. Сначала с этим нужно определиться, а уж потом я могу сказать, жертвовал бы деньги или нет.
У нас и так в центре проблематично с дорожным движением, понятно же, что храм подразумевает притяжение большого количества людей. Те же самые места для парковки – что с этим делать?
То есть вопрос ещё стоит пообсуждать с участием историков, архитекторов, урбанистов. И подойти к нему очень взвешенно.
Евгений Груздов, известный омский культуролог:
– Был у меня такой момент в жизни, когда мне в начале 1990-х впервые попалась дореволюционная открытка с видом на Свято-Успенский кафедральный собор, и я подумал, что было бы здорово, если бы такой красивый храм стоял на своём месте. И когда лет через десять его стали восстанавливать и мнения горожан разделились, я не критиковал, так как помнил свою давешнюю эмоцию. Считаю, что и часовни – в начале и в конце так называемого Любинского проспекта – и Воскресенский военный собор украшают городской ландшафт. Когда смотришь на старинные устоявшие или восстановленные храмы, создается впечатление, что современные архитекторы разучились проектировать храмы. Однако за-ради красоты и исторической памяти можно восстанавливать не только храмы, правда, у нас дальше ворот не пошли.
Что касается Свято-Ильинского собора. Место особое, сложное. Если за историю, то почему не первую омскую крепость? Если за духовность, то там было уникальное место, где соседствовали лютеранский костел (сейчас на этом месте сквер и ТЮЗ), мечеть (сейчас на этом месте магазин «Топаз») и два православных храма. Ильинский разрушен, Никольский стоит. Тогда и их нужно восстановить и вернуть эти конфессии в центр города. Но это невозможно по объективным причинам. Место занято. Место Ильинской церкви тоже занято.
Во-первых, сложился новый ансамбль, площадь. Во-вторых, там стоит монументальный объект, который выражает альтернативную духовность. С эстетической точки зрения, эта работа скульптора Фауда Абдурахманова – лучшая статуя Ленина в городе, и стоит она лучшим образом. Да, свято место пусто не бывает. Так, на месте другого собора стоит памятник генералу Д.И. Карбышеву. Памятники советского времени и соборы плохо соседствуют. Памятник Карою Лигетти так и не обрел нового места, Ленин с соборной площади перебрался в музей. Таким образом, нет сомнения, что восстановление Ильинского собора внесет смуту в общество, «гражданская война», которая продолжает идти в умах и сердцах, вспыхнет с новой силой.
Про средства. Если вернуться к Успенскому собору, не знаю, когда в Омске было больше православных: тогда, в конце XIX века, при населении 37400, или сейчас; но то, что они культурологически разные – это факт, культура изменилась, люди по-разному становились православными (и Леонид Константинович был коммунистом). Тогда строили всем миром, так на Успенский – богатый давал больше, бедняк металлолом собирал. Сколько бы его строили сейчас, если бы не вмешалась власть? Может, так же долго, как строились средневековые соборы в Европе или сейчас строится Собор Святого Семейства в Барселоне. Важно понимать, что раньше за каждым собором стояла община: б`ольшая, как за кафедральным по административно-территориальному принципу, или меньшая – цеховая или сословная (вспомним: казачий, военный). Раньше, как правило, сначала община, потом храм, а сейчас наоборот.
Ладно, сословий нет, но православный мир есть. Может, если бы строили долго, на пожертвования, храмостроительство стало бы консолидирующей силой общества, вызывало бы чувство гордости и причастности, а не раздражение. С другой стороны, фонд – современная юридически логичная форма аккумуляции средств на те или иные нужды. Л.К. Полежаев человек цельный, деятельный и имеет полное право отстаивать свою систему ценностей. А вот проекты, которые он предлагает как способ выражения этой системы ценностей, могут вызывать вопросы и входить в конфликт с другими проектами и ценностями. Может, стоит средства фонда направлять на строительство храмов для тех общин, которые не могут сами справиться с задачей строительства или восстановления храмов в селах, на окраинах города. А так-то да, он нашел способ напоминать о себе, который трудно критиковать.
Оксана Таран-Пупашенко, фитнес-тренер:
– Эта тема очень интимна, для меня, по крайней мере. Возрождать церкви – благая весть, но не как «пир во время чумы» это точно. Доверила бы деньги только себе, так как умею ими рационально распоряжаться, независимо от их количества, чтобы еще и оставались, и «прогрессировали», принося доходность.
Светлана Файруз-Широкова, владелица танцевальной студии:
– Я считаю, что с духовностью у нас просто беда, и понятие «свобода» ловко подменили на «вседозволенность»... и воссоздание собора на Сибирской земле – это замечательная идея! Это благородная идея. Наконец, это красивая идея! Воскрешение храма. А по поводу денег вопроса не поняла. Контроль и сбор средств должен возглавить достойный человек либо организация – с безупречной репутацией. Пусть на сайте будет прозрачная отчётность, прямые эфиры: что уже сделано, что делается, куда идут средства. Тогда этого вопроса и не возникнет, тогда народ воодушевится.
Алена Пятницкая, предприниматель, фитнес-тренер, создательница фитнес-проекта Body slim:
– Конечно, какой-то части населения эта идея с возрождением храма покажется хорошей. Но я считаю, что во время такой ситуации, которая происходит в нашей стране, возрождать церкви, соборы и прочее – не самое рациональное решение. Есть огромное количество других и более значимых проблем, на которые можно потратить эти деньги. А так получается, что посредством религии хотят отвлечь наше внимание от куда более важных вопросов.
Наталья Мельникова, PR-специалист, доцент ОмГТУ, PR-менеджер фестиваля «Арт-резиденция»:
– По сути, здесь 2 вопроса. Первый о том, как я отношусь к идее восстановления Свято-Ильинского собора на месте памятника В. Ленину. Считаю, что изменение облика Ленинской горки и восстановление на этом месте храма не нужно: во-первых, потому что в этом месте уже сложившаяся за годы развития Омска (если хотите – за годы Советской власти) городская среда: сквер напротив Музыкального театра, набережная Омки, транспортные развязки и т.п. И восстановление храма в этом месте подобно (уж простите за сравнение) точечной застройке, которая ведется в центре (да, это не жилой дом и не торговый комплекс), но это все-таки существенно изменит среду. Второй причиной будет разжигание конфликта между теми, кто выступит против сноса/переноса памятника Ленину. И против будут не только коммунисты. Для живущих сегодня горожан памятник Ленину на Ленинской горке – тоже символ города. Давайте вспомним судьбу памятника Карою Лигети, который был в сквере на Партизанской. Его перенос фактически стал сносом. Здесь же есть еще нюансы. В России постоянно воюют со своим прошлым, во всяком случае, в 20 веке. Может быть, хватит? Разве обязательно восстанавливать храмы путем сноса памятников Советской эпохи? Второй вопрос связан лично с моим отношением к пожертвованию на храм. Именно этот. Поскольку я против восстановления, то жертвовать не буду. Делаю ли я пожертвования? На строительство храмов – нет. Я делаю по-другому: помогаю (финансово, организационно, работой) тем, кто нуждается в помощи: детям, старикам, в больницы, хосписы, адресно, нахожу их лично или помогаю через знакомых, через тех, кому доверяю.
Игорь Николаев, член союза художников России, победитель Всероссийского конкурса карикатуристов:
– Пока однозначно не отвечу. Чиновники рьяно только церкви возрождать бросаются, видимо, есть большие долги перед небесным покровителем. Я лично считаю, что историю нельзя постоянно переписывать, и память о советских ошибках в образе памятника Ленину стирать не стоит.
Алла Аксенова, тележурналистка, экс-звезда телекомпании «Антенна-7»:
– Если омичи большинством голосов решат, что им нужен Свято-Ильинский собор, значит, он должен появиться. Однако я сомнительно отношусь к формулировке вроде «восстанавливать историческую справедливость». Существующий ныне памятник Владимиру Ильичу Ленину, как и Свято-Ильинский собор – тоже история Омска, и идея возвести на его месте религиозное сооружение – это, на мой взгляд, попытка переписать историю. А справедливо ли так поступать? В городе-партнере Омска, Пензе, уже случилась похожая история. Там в центре города, убрав памятник Карлу Марксу, на пожертвования возрождают Спасский кафедральный собор 19 века. Так проголосовали горожане... И они же покупали кирпичи на возведение стен храма. Это очень понятный вариант пожертвований. А что предложат омичам?
Елена Петровская, экс-пресс-секретарь санатория «Рассвет» Нателы Полежаевой:
– На мой взгляд, речь идет о PR-акции человека, который решил поработать над своим имиджем. Вряд ли ему удастся потеснить Владимира Ильича, учитывая, сколько разрешений и согласований требуется. Но если дискуссия об этом развернется широко, у бывшего главы региона появится возможность снова отсветиться в информационном поле.Тут стоит вспомнить, как еще в 2012 году в Петербурге прозвучала идея обратиться к горожанам за деньгами на постройку стадиона на Крестовском острове (для клуба "Зенит"). Причем, из уст действующего губернатора Георгия Полтавченко. Его поддержал спикер Законодательного собрания Вячеслав Макаров,заявив, что готов пожертвовать свои личные средства на это дело. Это вызвало шквал язвительных и возмущенных отзывов, а также заявления других политиков относительно воровства при распределении средств на стадион. В итоге, конечно к людям никто обращаться не стал, достроили стадион за большие деньги. Возвращаясь к храму: при всем уважении к святому покровителю Омска, почему должны раскошеливаться горожане, обычные небогатые омичи? Я отдаю иногда часть денег на благотворительность, но не на деревню дедушке, а если вижу человека, который действительно заслуживает срочной помощи. Неважно, знакомы мы лично или нет.
Дмитрий Карев, омский предприниматель, спортсмен:
– Жертвовать на храмы я не готов. В этой ситуации ведь неважно, кто его возводит, Полежаев или кто-нибудь другой. Если у него есть желание построить – пусть строит. Меня смущает немного другое: вот я атеист. Нам, чтобы как-то показать, что мы атеисты – нужно обязательно что-то строить и собирать на это деньги? Мне кажется, вера, если она есть, она внутри должна быть, а не на показ широкой общественности.
Александр Рахматуллин, омский бизнесмен, многолетний поклонник омского хоккея:
– Я думаю, что вера – это личное дело каждого человека. Именно он должен сделать выбор в ту или иную сторону. Что касается вопроса благотворительности, то я с большей долей вероятности и желанием отдал бы свои денежные средства, скажем, на лечение какого-либо тяжело больного ребенка, чем на ремонт омской святыни, которая будет реконструироваться непонятно кем и зачем. Леонид Константинович уже много различных церквей в Омской области построил и отремонтировал, видимо, денег у него накоплено вдоволь. Поэтому пусть в очередной раз сделает это самостоятельно.
Антон Иванов, омский бизнесмен, организатор благотворительных футбольных турниров:
– Очень интересный вопрос. Я, как и все омичи, конечно, помню «заслуги» экс-губернатора Полежаева... Не зря он столько много церквей строит и восстанавливает, наверное. Скажу так: к этой идее я отношусь негативно. Ведь большую часть посетителей церкви составляют люди преклонного возраста. Будем говорить честно, пенсии у них совсем маленькие и отдавать какую-то часть сбережений на пожертвование в церковь им будет весьма накладно. Я думаю, с таким предложением надо выходить на чиновников и крупных бизнесменов, но никак не на простых граждан. Мы с небольшой группой людей уже на протяжении нескольких лет организовываем благотворительные футбольные турниры в Омске. За это время сталкивались с множеством различных проблем, и делали все только своими силами.