Новости. Омск
bk55.ru

Семейное образование в Омске: закончились ли «пляски на углях»?

04-03-2019 07:33:28
 Фото: storage.ufamama.ru

Общественница Ася Михоношина комментирует письмо министра образования Омской области Дерновой.

Вместе с яркими лучами уже по-весеннему теплого омского солнца наступила «оттепель» и в отношении темы семейного образования в омском регионе, ставшей наиболее острой в начале этой зимы.

В ответ на обращения родителей в адрес министерства Образования Омской области с призывом понять и поддержать семьи, в которых дети получают образование в форме семейного, заместитель председателя правительства Омской области, министр образования г-жа Т.В. Дернова, подписала важное для этих семей официальное Письмо (№19-МОБР-1590 от 31.01.2019), адресованное руководителям органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования Омской области. Хотелось бы отметить, что обсуждение главного документа – нового законопроекта о семейном образовании – в рамках Общественного Совета в министерстве образования состоится завтра, 5 марта. Но факт публикации Письма на сайте Министерства Образования, о котором далее пойдет речь – это первый и добрый знак для родителей, обучающих своих детей самостоятельно!

Чем же так порадовало министерство образования Омской области?

Чтобы понимать необходимость, важность и своевременность такого письма, надо знать не понаслышке, как приходилось сдавать аттестации детям, получающим общее образование в семье, в омских школах. Речь идет не о дистанционных аттестациях, а о реальных, «живых» экзаменах, которые дети обязаны сдавать для подтверждения успеваемости и освоения учебных материалов, рекомендованных ФГОС. Имеются разные формы аттестации, закон в этом отношении не ограничивает прав ребенка. Главное условие – аккредитация учебного заведения. Согласно Федеральному закону №273 «Об Образовании в РФ» от 29.12.2012 г., экстернат – это форма аттестации на семейном образовании и самообразовании. Экстернат как форма обучения с 2013 года упразднён.

Но это не значит, что нельзя учиться по своей программе, не посещая школу.

Историческая справка: школьный экстернат введен в 1935 году. В СССР он являлся одной из форм получения образования для «работающей молодежи и взрослых». Перешагивать через классы было нельзя, к выпускным экзаменам после восьмилетки допускались только лица, достигшие 16 лет, а из десятилетки – 18 лет. Ускорять обучение разрешили в 1985 году. В приоритете по-прежнему оставалась классно-урочная система, но допускалось не посещать занятия каждый день и аттестоваться сразу за несколько классов. В 1992 году этот механизм полностью привели в законную форму. В 1990-е и 2000-е годы экстернат считался прерогативой одаренных детей, которые планировали быстрее поступить в ВУЗ. С принятием в 2012 году нового закона об образовании экстернат стал доступен всем, начиная от профессиональных спортсменов и заканчивая детьми с проблемами со здоровьем.
(Источник: https://externat.foxford.ru/polezno-znat/eksternat).

Вернемся к фактам. Если организация процесса обучения ребенка на семейной форме лежит полностью на родителях, то организация аттестации – это уже взаимодействие администрации школы и родителей обучающегося ребенка. И, к большому сожалению родителей, это взаимодействие часто оборачивалось конфликтными ситуациями по причине некомпетентности не только простых учителей, но и руководителей школ, в которых проводилась аттестация детей. Были ситуации, когда родителям и аттестующимся детям приходилось в буквальном смысле «плясать на углях», по абсолютно неведомой причине старательно разжигаемых педагогами школ.

Уже не секрет, что имели место и нарушения прав детей в школах: необоснованные отказы в прохождении аттестаций; отказы в предоставлении консультаций и учебников; несогласование графиков сдачи; предъявление учителями завышенных требований к аттестации; запреты на индивидуальные учебные планы, предусматривающие опережающее освоение образовательной программы по сравнению с учебным планом образовательной организации на очной форме обучения; отказы в проведении аттестации в дистанционной форме; негативное отношение учителей к детям, обучающимся на семейной форме образования, в связи с неоплатой труда учителей, занятых проведением аттестации и т.д.

Надо сказать, что острых вопросов между школами и «семейниками» было и остается много.

А теперь наконец-то после многочисленных жалоб со стороны родителей детей, обучающихся на семейной форме, министерство образования, похоже, вплотную занялось решением причин, порождающих конфликтные ситуации, что, надеюсь, нормализует взаимодействия между школой и семьей. А в результате выиграют, конечно же, дети, поскольку правильная организация психологически здоровой и комфортной атмосферы во время сдачи экзаменов – это не только задача и желание родителей, но и прямая обязанность педагогов!

Привожу наиболее важные выдержки: «Министерство информирует о недопустимости вышеуказанных и иных нарушений прав детей, получающих общее образование в форме семейного образования, и разъясняет следующее. Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании), часть 4, ст. 17, часть 3, ст. 34, пункт 2 части 3, ст. 44, установлены государственные гарантии права на получение общего образования в семье. <...> Требования, предъявляемые к промежуточной аттестации экстерна, должны соответствовать требованиям ФГОС общего образования и содержанию образовательной программы, по которой обучается экстерн».

Немаловажное значение в сложившейся ситуации имеет вопрос оплаты труда учителей и ответственных лиц администрации школ, занятых в проведении аттестации «семейников», ведь это дополнительная нагрузка для учителей, а любой труд должен быть оплачен. Учитывая тот факт, что по закону об образовании аттестация «семейников» бесплатная, существует четкий норматив финансирования расходов муниципальных образовательных организаций на оплату труда учителей, осуществляющих проведение промежуточной или итоговой аттестации детей, получающих общее образование в семье.

Таким образом, снимается вопрос о том, получают ли учителя за это деньги. Получают и обязательно должны получать! И этот вопрос развернуто объясняется в данном Письме.

В завершение обзора Письма хотелось бы обратить особое внимание на рекомендацию министерства образования в лице Татьяны Дерновой руководителям школ: «...незамедлительно принять меры по обеспечению прав детей, получающих общее образование в форме семейного образования».

Радует, что справедливость все же торжествует! Особенно приятно, когда такая справедливость касается детей и совершается ради детей! Ведь эти семьи видят свою жизнь и будущее своих детей в высокодуховном, нравственно ориентированном, а, главное – в ОБРАЗОВАННОМ ОБЩЕСТВЕ, формирование которого целиком и полностью зависит от мам и пап, которые глубоко осознают степень важности правильного, результативного воспитательного и образовательного процессов!

Но и это еще не все весенние радости «семейников»! На сайте министерства образования появился отдельный отраслевой блок «Семейное образование», в котором уже публично размещены нормативно-правовые акты, методические рекомендации, регламентированный порядок дистанционного обучения, порядок получения компенсации, все ФГОСы, окно онлайн-помощи «вопрос-ответ».

Кроме того, с 1 марта включилась горячая линия по вопросам семейного образования.

Можно ли считать эти факты победой «семейников»? Покажет время... Министерство образования в лице Дерновой находится на этапе выполнения своих обещаний, данных на двух прошедших конференциях по вопросам семейного образования. На очереди новый законопроект, на который все без исключения родители, дети которых обучаются в семье, возлагают очень большие надежды.

Хотелось бы верить, что в новом законе социальные гарантии, права детей и требования родителей будут учтены, потому что мы живем в социальном государстве, будущее которого определят настоящее отношение власти к народу.

Ася Михоношина

Сетевое издание БК55

Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77-60277 выдан 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич

CopyRight © 2008-2014 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
Главный редактор - Сусликов Сергей Сергеевич.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: bk55@tries55.ru

Рекламный отдел: (3812) 666-895
e-mail: rakurs@tries55.ru, pressa@tries55.ru
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru