Новости. Омск
bk55.ru

Лариса Михайлова: «Если обещания пустые – мы все равно это услышим»

08-03-2019 07:28:28

Среди ее учеников звезда театра, кино и ТВ, секс-символ Александр Устюгов, режиссер фильма «28 панфиловцев» Ким Дружинин, ведущие актеры омских театров. Год назад педагог Омского областного колледжа культуры и искусства Лариса Михайлова стала «Заслуженным деятелем культуры Омской области».

 – Лариса Ильинична, новое звание солидности вам прибавило?
– Нет. Объясню, почему. В Новый год мне звонили мои бывшие выпускники – Танечка Черепанова (­звезда ­омских студенческих театров миниатюр, в прошлом актриса местного ТЮЗа, сейчас работает в театрах Санкт-Петербурга, – прим. «МС2»), например. И от многих я слышу, что спустя много лет они меня цитируют. «А помните, вы нам говорили?». Я похолодела. Потому что страшно: проходят годы, а они, оказывается, меня цитируют. Ученик пишет: «Пишу быстро – сейчас на гастролях в Иркутской области. Вспоминаю, какие важные вещи вы нам говорили, и как они мне сейчас помогают. И как я себя ругаю за то, что иногда пропускал занятия». Ощущаю груз ответственности. Приходят ребята – многие со школы, с открытыми глазами, распахнутыми сердцами, душами. Вот что ты туда вложишь? Какими они от тебя уйдут? Каким будет будущий театр? А культура в будущем?

Я больше 30 лет в колледже культуры работаю и мне не все равно какая культура будет в моей стране. И когда я смотрю мыльные, глупые, отупляющие передачи по ТВ или такие же театральные постановки – мне физически больно. Души-то светлые у моих учеников, вопрос, что ты туда вложишь.

– Вы педагог актерского курса?
– У меня два курса. Третий курс – актерский нецелевой. То есть ребята сами будут пристраиваться. Я хочу пригласить режиссеров, хотя некоторые ребята уже имеют приглашения. В «Галерке» девушка с этого курса уже играет в нескольких спектаклях. Двух ребят, еще студентов, берут в театр Ермолаевой. Они пока там в массовке будут, но тем не менее. В планах у меня сделать спектакль и пригласить режиссеров. Пусть посмотрят. Может быть, звездочки какие-то ­обнаружатся. И второй курс у меня – это театральные режиссеры.

– Какие они, ваши ученики, сейчас? Я смотрю, что колледж культуры полон.
– И конкурс у нас большой. Я первому курсу на первом занятии всегда говорю одни и те же слова: «Ребята, спасибо вам, я вас очень уважаю! Вы выбрали очень трудную профессию. У вас не будет высокой зарплаты. Не будет каких-то льгот. Но мы с вами стоим на передовой фронта».

Я не политик и далека от политики. Я гражданин любимой мною страны, но мне кажется, что война идет. Это мое ощущение физическое, что война идет. Потому что я читаю какие-то статьи, книги и прихожу к выводу, что не было в мое время столько мата на улице. Не было. И я говорю ученикам: «Ребята, у нас рядом кулинарный колледж, торгово-экономический, строительный и, согласитесь, профессии там дают те, с которыми вы всегда на кусок хлеба заработаете. Но вы пошли в культуру, и многие из вас будут работать где-то в глубинке – в Усть-Ишиме, Тевризе, где никакой иной культуры, кроме вас, нет. Вы пришли сюда, и мы с вами на передовой».

Была у меня заочница, которая говорила: «Ну зачем вы меня поправляете? ЗвОнит-звонИт, какая разница. Я приеду к себе в свою глубинку, где вся деревня говорит звОнит».

Отвечаю: «Милая моя, а ты приедешь и все скажут: «Стоп! Она колледж культуры и искусства закончила и говорит звонИт. И мы теперь все будем говорить, как она! Ты же будешь тем самым огоньком, очагом, к которому люди потянутся. Не ты должна к ним опуститься – они должны к тебе подняться». И ребята, которые приходят, я скажу честно, что я их очень люблю.  Я больше абитуриентов боюсь сидеть на вступительных экзаменах. Бывают очень яркие звездочки на вступительных и никакие в учебе, которые отпочковываются потом. А бывает он такой серенький, робкий, а потом как расцветает. Думаешь: «Господи, какое счастье, что ты его взял!».

У каждого свой путь, но, как правило, после окончания тебе начинают звонить те, которые не заглядывали тебе сильно в рот во время учебы.

– Вы подняли тему о правильном произношении. Сильно режет слух, когда неверно произносят слова? Насколько грамотно, на ваш взгляд, преподавателя сценической речи, говорят омичи?
– Что касается меня – режет сильно. Студенты не дадут соврать – веду с ними урок и без конца достаю словарь и перепроверяю ударения. Да, в культуре и в жизни в целом все настолько быстро меняется, но тем не менее есть классика. И мы должны говорить правильно. Кофе не среднего рода. И мне режет, когда говорят по-другому.

– Кого вы им приводите в пример из тех, кто говорит правильно?
– Прежде всего это Сергей Юрский. Когда он говорил, я слышала каждый звук. Правильная речь, логика. Каждый звук воспринимается.

– Вы много преподаете речь на омских телеканалах. Кто из наших местных телезвезд, с которыми вы работали, соответствует высокой планке?
– Юлия Ковыршина (телеведущая «12 канала», – прим. «БК»). Она ведь человек очень далекий от сферы сценической речи. Юлия из спорта, насколько я знаю. Я с ней ранее занималась. И могу сказать, что она постоянно совершенствуется.

– Чего не хватает омским ораторам-политикам? О чем им надо думать, когда они говорят?
– О людях. Мне кажется, что грамотная и хорошая речь звучит тогда, ­когда ты ­понимаешь, что ты говоришь. Если обещания пустые – мы все равно это услышим. Потому что есть второй план, и мы его никуда не скроем. Если это пустые обещания, то оно все равно вылазит. А если ты с болью в сердце говоришь, если ты действительно болеешь за то, о чем вещаешь – тогда я верю своим политикам. Я вижу, что это не фальшиво. Я думаю, что при каждом политике есть человек, который отвечает за то, что он говорит. Должен быть, потому что политик – это наше лицо. Люди на него смотрят, и если он так сказал, то для них он авторитет.
Поэтому я считаю, что у политика, как ни у кого, должна быть грамотная, логически построенная речь. И прежде всего, любовь к людям.

– Что нужно делать, ­чтобы сберечь русский язык? Сейчас многие ­говорят, что он умирает.
– Одно слово – беречь. Читайте Пушкина, читайте Толстого, читайте наших великих поэтов. И берегите свой язык. Вчера на репетиции ребятам сказала: «Вот я читаю Пушкина и я чувствую, как у меня речь становится иной. Но если ты прочитаешь Иванова или Лимонова – это же невольно в мозги входит и ты начинаешь мыслить немножко иначе».

Иногда после прочтения чего-либо хочется пойти и принять душ. А что сейчас с театром творится – становится страшно. Своим студентам говорю: «Через много лет вы вспомните – все вернется на круги своя. Не умрет культура».

Цитирую и буду цитировать Горького, 20-е годы 20-го века: «Да, снова культура. Я не знаю ничего другого, что может спаси нашу страну от гибели».

P. S. Все материалы проекта «ЖЕНЩИНЫ ГОДА» читайте в журнале «Бизнес-курс» №03(750) от 27.02.2019 г.

Заказать номер с доставкой в офис можно спецкурьером по тел. 399-081, 399-082 (стоимость журнала вместе с доставкой всего 50 рублей), можно также оформить подписку на доставку журнала в офис.

Текст: Василий Романов

Сетевое издание БК55

Свидетельство: ЭЛ № ФС 77-60277 выдано 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич

CopyRight © 2008-2014 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
Главный редактор - Сусликов Сергей Сергеевич.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г.Омск, ул. Декабристов, 45/1, 2 этаж, тел.: (3812) 399-087
e-mail: bk55@tries55.ru

Рекламный отдел: (3812) 309-089, 309-121
e-mail: rakurs@tries55.ru, pressa@tries55.ru
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru